Есть вероятность, что уже с начала следующего года автомобилистов начнут штрафовать за превышение скорости на 10 км/ч. Как сообщает «Коммерсантъ», МВД по поручению правительства уже подготовило необходимые поправки к Кодексу об административных правонарушениях. Необходимость такой меры объясняется тем, что после того, как год назад эта планка была повышена вдвое, фактическая скорость движения возросла, и увеличилось количество ДТП.
Напомним, что действующий кодекс предусматривает штраф в 500 рублей за превышение скорости от 20 до 40 км/ч. Подготовленные ведомством поправки подразумевают расширение этих рамок: автомобилистов будут штрафовать за превышение скоростного режима на величину от 10 до 40 км/ч. В пояснительной записке к законопроекту даются аргументы в пользу этой инициативы, в частности, его авторы подчеркивают, что количество ДТП, произошедших по причине превышения скорости, за последнее время выросло на 70% и составило 3,5 тысячи аварий. Кроме того, отмечается и увеличение фактической скорости транспортного потока в городах, она возросла на треть, с 60 до 80 км/ч.
По мнению руководителя Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергея Канаева, этот законопроект не решает проблему безопасности на дорогах: «Принятие этого законопроекта может привести только к повышению собираемости штрафа с автовладельцев и пополнению бюджета. Я считаю, что все это делается только с этой целью, потому что если мы будем обсуждать проблемы безопасности, и что скорость у нас якобы стала там на 10 км/ч выше, то здесь ничего не мешает нашим чиновникам повесить знаки, ограничивающие скорость. Где-то же у нас в городе висят знаки не 60, а 80, где-то и 70 висят. Поэтому если говорить об альтернативах замены этого скоростного порога, то я считаю, что можно просто повесить знаки, например, скорость движения на определенных трассах можно с помощью знаков ограничить до 50 км/ч. И подходить здесь нужно не повально, не учитывая город это или деревня, а на наиболее опасных участках можно ставить знаки как 50, так и 40, и 30 км/ч, и никто не мешает идти этим путем. Поэтому я считаю, что то, что делается сейчас — это не более чем сбор средств».
Как рассказал руководитель проекта «Пробок.нет» Александр Шумский, обсуждаемые поправки могут нарушить установившееся равновесие: «Я не готов поддержать эту инициативу, так как считаю, что сейчас в стране установился очень неплохой баланс, который позволяет нормально ездить по российским дорогам», - говорит эксперт. По его словам, нет никакой проблемы в том, что превышение скорости на 20 км/ч за городом не штрафуется, так как многие загородные дороги позволяют комфортно ехать со скоростью 110 км/ч. «Однако в городе понижение имело бы смысл, но опять же можно просто понизить разрешенную скорость с 60 до 50 км/ч, как это было сделано по всему миру», - считает г-н Шумский.
Эксперт также отмечает, что одна из проблем состоит в том, что власть не может обеспечить автомобилистам комфортный скоростной режим: «Многие региональные и городские власти не идут на повышение скоростного режима сами. Они настолько зажаты в своей инициативе, что никогда не сделают удобный скоростной режим. Поэтому благодаря норме, которая ввелась два года назад, людям стало гораздо удобнее, и они стали намного меньше превышать скоростной режим и гонять между камерами. Ведь можно просто поставить скорость и держать ее, при этом уже не надо вилять, в «шашки играть» и пытаться от камеры увернуться. Но если мы эти 10 км/ч вернем, то снова придем к тому, что людям будет не хватать разрешенной скорости, и опять начнется это виляние между камерами», - объясняет эксперт.
«Если обратиться к мировой практике, то во многих странах не штрафуют и за превышение на 20 км/ч, но в этом нет никакой проблемы. В Германии, наоборот, иногда штрафуют и за 5 км/ч, но это очень редкое явление», - приводит пример эксперт. Он отмечает что сейчас, когда весь мир уже определил нештрафуемый порог, если устанавливать его законодательно,то следует учитывать российскую специфику, которая проявляется в том, что власти не готовы повышать скоростной режим. Поэтому появление нештрафуемоего диапазона скорости — выход из ситуации.
Александр Шумский согласился, что в случае принятия этого законопроекта в первое время штрафы увеличатся, но затем автомобилисты переучатся ездить. Однако он считает, что ключевая проблема на дороге не в скоростном режиме, а в поведении участников движения: «Основная проблема не в том, что у нас люди быстро ездят, а в том, что они опасно ездят, они постоянно куда-то торопятся, опаздывают. Та скорость, которая есть сейчас, более комфортна, чем та, которую нам предлагают. Комфорт в конечном счете выражается в авариях. Не страшен поток водителей, который едет 150 км/ч, а страшен водитель, который при этом виляет между рядами. Ведь равномерность потока — это всегда хорошо, но когда появляется кто-то, кто пытается ездить с другой скоростью, то это приводит к авариям, но на таких ограничения все равно не действуют, они ездят так, как хотят», - резюмирует эксперт.
Среди последних инициатив, направленных на регулирование дорожного движения, можно выделить предложение КПРФ выдавать права с 16 лет, законопроект ЛДПР о скидках на штрафы и инициативу эсера Олега Нилова конфисковывать автомобили виновников "пьяных" ДТП, которые привели к гибели одного или нескольких человек.
Отметим, что с января по август этого года в России произошло 126 тысяч ДТП, 111,7 тысяч из которых случились из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств. В этих ДТП пострадали более 160 тысяч человек, и 16,6 тысяч человек погибли.