В разных регионах России в последнее время отменяются или сокращаются льготы на пользование общественным транспортом для школьников и студентов, сообщает «Коммерсантъ».
Так, например, с начала этого года транспортные льготы для студентов были отменены, и стоимость месячного проездного составила 1,6 тысячи рублей против бывших 900 рублей за льготный проездной. Как сообщает издание, это было объяснено отсутствием денег в городском бюджете, а заместитель мэра Павел Морозов заявил, что студенты «могут работать», поэтому их льготы было решено отменить.
С января в Хабаровском крае так же были отменены скидки для учащихся на проезд в электричках. Проезд подорожал и для школьников и студентов Оренбургской области, там им придется заплатить 75% от полной стоимости за билет на пригородную электричку. В некоторых регионах аналогичные меры только обсуждаются.
В Государственной Думе говорят о возможных социально-политических последствиях. Так, заместитель председателя комитета по образованию Михаил Берулава намерен направить жалобу в Совет безопасности РФ. Он обвинил руководителей, принимающих подобные решения, в политической близорукости. «Я сомневаюсь, что кому-то сейчас нужны студенческие бунты», — заявил Берулава.
Он считает, что сокращение льгот может привести к тому, что студенты не смогут продолжать обучение. «Соответственно, его законное право не будет реализовано», — сказал депутат. Ведь стипендия студентов обычно не превышает 1,5 тысячи рублей, а проезд в общественном транспорте в течение месяца в зависимости от региона России обойдется в 1-3 тысячи рублей.
Профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы Любовь Храпылина считает, что это недопустимо: «Все, что касается детей и нарушения такого важнейшего принципа детоцентризма, будь то государство, семья, человечество, должно вызывать гнев. Не переживания, что что-то произойдет в политическом имидже кого-то, это должно вызывать именно гнев этого общества, которое должно понимать, что без детей ни у кого нет будущего», — уверена она.
По словам Любови Храпылиной, доставка детей в школу всегда была заботой государства и общества, и всегда она осуществлялась бесплатно или же с существенной льготой: «Поэтому с какой стати? Какие же у нас такие трудности, чтобы прекращать вдруг оказывать помощь детям, которые главные в стране? Ведь без них ничего нет, ни экономики, ни интеллекта, ни будущего. Я считаю, что это должно возмущать и политические, общественные силы, семьи и так далее. Дело не в пикетировании и ни в других публичных акциях, а в представлении претензий государственным органам власти, чтобы они не допускали такого рода нравственного и политического произвола и нарушения социальных обязательств государства», — говорит эксперт.
Кроме того, г-жа Храпылина допускает возможность протестов со стороны общества в связи с такими действиями власти: «Я полагаю, что это возможно. У нас в общем-то инертное общество по проявлению своих каких-то недовольств, для этого уж очень сильно надо допечь. Но поскольку проезд сегодня это реально очень существенные расходы, они повлияют и на совсем небольшой доход студентов, а бумерангом и на его семью, оказывающую поддержку. Ведь бюджетных мест очень мало, и эта небольшая поддержка со стороны государства, местных органов власти по снижению затрат на транспорт, станет бумерангом, который сразу отразится на кошельке человека и на его качестве жизни», — заключает профессор Академии при президенте.
Директор Центра исследований региональных реформ Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Дерюгин считает, что в текущих экономических условиях это ожидаемая мера: «Это путь не пополнения бюджета, а экономии расходов, что примерно так же влияет на сбалансированность расходов. Дело в том, что вопрос сокращения расходов всегда очень больной, и здесь трудно дать какие-то рекомендации, как надо действовать. Понятно, что сейчас, в 2016 году, у нас цены на нефть гораздо ниже, чем те параметры, которые закладывались в федеральном бюджете, соответственно, становится ясно, что в этом году и регионы, и федерация должны продолжать экономить. Силуанов говорил о грядущей оптимизации расходов федерального бюджета на 10%, и примерно то же самое надо делать регионам», — объясняет он.
По словам эксперта РАНХиГС, регионы пробуют разные варианты: «Собственно пробовать они начали еще в 2014 году, поскольку уже тогда наметились проблемы с пополнением бюджетов. В 2015 уже многие варианты были испробованы, и где-то у них уже вариантов нет для дальнейшего сокращения, поэтому они потихоньку-потихоньку переходят к социальным статьям расходов. Собственно говоря, это такая первая проба пера — попытаться немножко сэкономить на том, что раньше относилось к числу защищенных статей. Мы переходим к той ситуации, когда у нас в региональных бюджетах начнет сокращаться перечень защищенных статей, то есть то, что еще вчера было защищенным, теперь будет пересматриваться. И вот этот процесс начался», — рассуждает Александр Дерюгин.
По его словам, это неизбежные меры, которые придется применять по всей стране: «Кто-то пойдет на сокращение в первую очередь транспортных льгот, кто-то будет сокращать какие-то пособия, снижать темпы индексации. Так или иначе, к великому сожалению, это неизбежно»,— говорит эксперт.
«Сначала будут пытаться сокращать расходы, которые не так больно будут бить по незащищенным слоям населения, и прежде всего по пенсионерам, то есть их поддержка будет в последнюю очередь сокращаться. В первую очередь это коснется тех же транспортных льгот для школьников, потому что предполагается, что у них есть родители, которые все-таки деньги зарабатывают, и может быть это не самая незащищенная категория населения.
Из незащищенных категорий населения под сокращение расходов попадут те, которые являются не настолько сильно незащищенными. Уровень незащищенности разный, все в разных ситуациях, поэтому потихоньку начнут на них экономить»,—считает он.
При этом Дерюгин считает, что в последнюю очередь это коснется малоимущих пенсионеров. «Понимаете, у нас сейчас очень многие льготы, хотя в этой части тоже начинается оптимизация, предоставляются категориям населения без учета нуждаемости. То есть если льготы пенсионерам, то они для всех пенсионеров, а ведь есть те пенсионеры, которые продолжают работать, или просто по тем или иным причинам обеспечены. Регионы начнут в том числе сокращать расходы и финансовую помощь пенсионерам, но не всем, а тем, которые по тем или иным критериям не попадают в число нуждающихся. Поэтому я думаю, что сокращение затронет и очень сильно незащищенные слои населения, но там будут пересматриваться критерии нуждаемости. То есть регионы все чаще и чаще будут использовать уровень доходов соответствующей категории населения», — резюмирует эксперт ИПЭИ РАНХиГС.