будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
законотворчество коррупция
Май 25, 2025
Страна
Блохина Мария

Наутро. 22 января

 

 

В четверг стало известно, что правительство подготовило законопроект о создании реестра чиновников и силовиков, которые были уволены из-за «утраты доверия», вызванного коррупционными правонарушениями. Текст законопроекта о новой антикоррупционной мере доступен на едином портале для размещения проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения. Документ подразумевает ряд поправок в законы «О государственной гражданской службе», «О муниципальной службе», «О прокуратуре», «О Следственном комитете» и некоторые другие.

Необходимость в таком «черном списке» обусловлена тем, что утратившие доверие чиновники вполне могут скрывать причину собственного увольнения при последующем трудоустройстве, а такой реестр даст работодателям возможность проверить потенциального сотрудника.

«Наличие Реестра и обеспечение доступа к нему федеральных государственных органов позволит осуществлять оперативное обеспечение информацией на предмет соблюдения претендентами на замещение соответствующих должностей требований законодательства о противодействии коррупции, а также этических норм при отборе кандидатов на замещение должностей государственной (муниципальной) службы, государственных (муниципальных) должностей. В этой связи формирование списка лиц, уволенных в связи с утратой доверия (далее – Реестр), позволит осуществлять оперативное обеспечение информацией при отборе кандидатов на замещение должностей государственной (муниципальной) службы, государственных (муниципальных) должностей», — сообщается в пояснительной записке к документу. В ней так же говорится о том, что такой реестр позволит потенциальному  работодателю сформировать объективное мнение о личных качествах должностных лиц по части того, как они соблюдают требования законодательства и этические нормы.

Глава администрации президента Сергей Иванов привел статистику, согласно которой только за половину прошлого года с формулировкой «за утрату доверия» были сняты с должности 162 чиновника, сообщает «Коммерсантъ». Напомним, что возможность снимать человека с занимаемой должности с формулировкой «утрата доверия» появилась шесть лет назад, когда были приняты антикоррупционные законы. Новый документ будет действовать абсолютно на всех чиновников и сотрудников силовых структур, которые были уволены за коррупцию, вне зависимости от их должности и статуса. Таким образом, в реестр попадут государственные чиновники всех уровней, муниципальные служащие, сотрудники Генпрокуратуры, Следственного комитета, МВД, Центробанка, военнослужащие и таможенники.

По информации издания, ссылающегося на Иванова, «за девять месяцев 2014 года за коррупционные преступления осуждены 8 тыс. человек, из них 45 — депутаты и кандидаты в депутаты, 1200 — гражданские служащие, столько же — работников государственных организаций». Также сообщается, что увольнение губернатора Брянской области Николая Денина в сентябре прошлого года тоже имело под собой коррупционную составляющую.

Проректор РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор Александр Сафонов считает, что идея создания такого реестра может быть очень полезна с точки зрения мотивация: «Во-первых, начнем с того, что коррупционные деяния — одни из самых тяжелых с точки зрения последствий как материального, так и идеологического характера. Поэтому естественно, когда создается система сдержек развития коррупционных проявлений, это в значительной степени будет влиять на поведенческие мотивы работников силовых органов и исполнительной власти», — считает эксперт.

По его мнению, нововведение может скорректировать модель поведения госчиновников в положительную сторону: «Если мы посмотрим на сегодняшнюю ситуацию, то как правило чиновник, работающий в силовых органах, который использует эти коррупционные методы, надеется на то, что либо его не поймают, либо тот объем средств, который он получит в рамках коррупции, позволит ему их использовать в дальнейшей жизни, то есть вложить в какой-то бизнес и совершенно спокойно продолжать свое существование. Появление такого рода списков, создание своеобразной кредитной истории репутации человека, будет в значительной степени влиять на мотивы людей, они будут понимать, что если их уволят по причине коррупционного скандала, либо по недоверию, это будет в дальнейшем осложнять для них трудоустройство в каких-то серьезных коммерческих структурах, в которых ценят свою репутацию», — рассуждает профессор.

«Поэтому перетекание таких чиновников из государственных структур в крупные коммерческие структуры станут абсолютно затруднительны, то есть человек тогда должен будет распрощаться с результатом своей карьеры. Вряд ли кто-то захочет взять к себе на работу скомпрометированного чиновника, и он уже не сможет устанавливать какие-то взаимосвязи, то есть за ним последует определенный негативный шлейф», — говорит Александр Сафонов.

При этом он видит в этом лишь один из этапов антикоррупционной политики государства: «В таком контексте можно рассматривать появление этой процедуры как положительное начинание. Плюс ко всему прочему, это продолжение тех действий правительства и президента, которые осуществляются в рамках реализации мероприятий по присоединению Российской Федерации к Конвенции ООН против коррупции».

«Я считаю, что это один из факторов, который, естественно, не может полностью устранить коррупцию, но это повлияет на определенный круг людей, которые видят свои перспективы не только в текущем дне, а в будущем, особенно на молодежь», — подводит итог Сафонов.

Директор НИИ проблем коррупции Сергей Сапронов видит главный недостаток этой инициативы в ее несвоевременности: «В целом, идея хорошая, только, как всегда, запоздалая, потому что у нас практика увольнения за утрату доверия уже несколько лет существует. Иванов озвучил цифры только за последние полгода. Как только озадачились этим вопросом и ввели норму об увольнении чиновников из-за утраты доверия, а если вспомнить, еще Лужкова по этой статье несколько лет назад сняли, надо было сразу вводить вот такой «черный список». Конечно, Юрия Михайловича, как человека известного, при попытке трудоустройства опознали бы, но сотни и тысячи чиновников запросто могут, сменив фамилию, регион жительства, очень легко устроиться обратно на государственную или муниципальную службу», — уверен Сапронов.

«Чиновник хороший и тем более, однажды пойманный на коррупции, как правило, обладает некой фантазией, которая позволяла ему идти на коррупционные правонарушения, и она, соответственно, позволит ему найти возможности для того, чтобы трудоустроиться еще раз. Поэтому мера нужная, но, к сожалению, не совсем своевременная. В то же время, можно говорить о том, что ситуация с увольнением чиновника в связи с утратой доверия до возбуждения уголовных дел коррупционных, в том числе по тяжелым статьям, видимо будет нарастать. Я имею ввиду в практике государственного управления. Это связано с деятельностью  комиссий по конфликту интересов, которые постепенно набирают обороты в системе государственно-муниципального управления, и с другими новациями в области противодействия коррупции, которые у нас постоянно вводятся и будут вводиться в соответствии с почти ежегодно обновляемым национальным планом противодействия коррупции», — рассуждает эксперт.

Он считает, что могут возникнуть трудности с оперативной реализацией этой идеи: «Единственное, необходимо оперативно создавать механизмы для реализации этой идеи, общефедеральную базу данных, такую же, например, имеет миграционная или федеральная пограничная служба. Это, конечно, гораздо более трудная вещь, потому что одно дело ФМС или ФПС-овские посты, которые четко распределены и все эти информационные базы данных находятся в одних руках. У нас, к сожалению, до сих пор нет никакой единой системы, связанной с кадровой службой. Есть «ГАС Выборы», «ГАС Правосудие», но «ГАС Кадры» нет. Видимо, что-то надо будет вводить. К сожалению, у нас такие вещи быстро не делаются, поэтому я думаю, год-два до реализации этого положения, наверное, должно пройти, хотя повторюсь, его надо было запускать еще вчера», — говорит Сапронов.

«Стратегически, системно, в разы снизить уровень коррупции, эта мера, конечно, не сможет. Нужны другие, а эта вещь, скорее связанная с устранением шероховатостей, с полировкой этой глыбы коррупции. Чтобы откалывать от нее куски, нужны меры другого характера, совсем другие инициативы государства и, соответственно, другой запрос со стороны общества», — считает Директор НИИ проблем коррупции.

Блохина Мария
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).