будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Генпрокуратура
Ноябрь 8, 2025
Страна
Блохина Мария

Наутро. 27 июля

Наутро. 27 июля
FCC8EEB5-D3AC-473C-9FE2-DA70290214FE_cx0_cy10_cw0_mw1024_s_n_r1
Дворцы дачного партнерства "Сосны". Источник: ФБК
 

 В Генеральной прокуратуре подготовлены изменения в законодательство, которые предполагают взятие под контроль доходов бывших чиновников, об этом в интервью «Известиям» заявил начальник управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры Александр Русецкий.

По его словам, также предполагается установить возможность обращения в доход государства денежного эквивалента имущества, которое было приобретено на неподтвержденные доходы экс-чиновника.

Вице-президент Transparency International Елена Панфилова считает, что у этой идеи есть две стороны: содержательная и правовая: «Начнем с правовой стороны. Это будет довольно сложно закрепить в правовом пространстве просто потому, что довольно трудно будет в существующем законодательстве прописать, кого считать экс-чиновником и как далеко идти. При этом совершенно понятно, что, поскольку инициатива озвучена, экс-чиновники сейчас толпой кинутся оформлять это на родственников, супругов и совершеннолетних детей, что обессмыслит правовую инициативу. Соответсвенно, с правовой точки зрения, надо будет думать об этом».

Говоря о конфискации, Панфилова заметила, что этот вопрос пока еще висит в воздухе: «У нас и по действующему законодательству конфискация у чиновников того, что, условно говоря, называется незаконным обогащением (то есть разница между реальными расходами и задекламированными доходами) работает через пень-колоду. То есть вопрос правоприменения тут тоже очень-очень сложный и непонятно, каким образом, не решив эту ситуацию с тем, что уже есть на руках, добавлять целый обширный класс новых фигурантов в эту историю», — делится мнением вице-президент международного движения по противодействию коррупции.

«Содержательная сторона вопроса куда интереснее, потому что de facto этой инициативой прокуратура признала необходимость борьбы с незаконным обогащением, той самой идеологической парадигмой статьи 20 Конвенции ООН против коррупции, от которой все так старательно отбрыкивались последние годы.

То, что в принципе наличие у должностного лица, действующего или бывшего, неких активов, которые он не может разумным образом обосновать, является коррупционным составом, оспаривалось все годы с пеной у рта, что это нарушает все презумпции невиновности, нарушает всякие разные взгляды нашей правовой системы на то, что такое результаты коррупционной деятельности. И вдруг внезапно этим предложением нам сообщают, что на самом деле незаконное обогащение — это именно наличие у человека неких активов, собственности, недвижимости, счетов, которые можно счесть коррупционными именно из-за того, что они не совпадают с его задекламированными доходами даже в прошлом. Это очень интересный поворот системы мышления нашей правовой антикоррупционной составляющей», — поделилась размышлениями Елена Панфилова.   

Проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов в беседе с «Полит.ру» обратил внимание на то, что предложение Генеральной прокуратуры фактически повторяет опыт борьбы с коррупцией в ряде других развитых стран: «Первыми такую практику ввели Соединенные Штаты Америки, но это касалось не только контроля за соотношением доходов и расходов чиновников, это касалось соотношения доходов и расходов всех граждан. Таким образом в свое время был арестован известный мафиози Аль Капоне, чьи преступления было очень сложно доказать, поскольку он сам не являлся непосредственным участником криминальных событий, или, по крайней мере, у него было алиби. Тем не менее отсутствие у него сведений о доходах, которые могли бы доказать владение собственностью, привело к тому, что американская Фемида смогла его посадить на достаточно длительный срок именно по причине нарушения налогового законодательства, уклонения от налогов», — рассказывает он.

В целом, по мнению Сафонова, эта практика вполне понятна, реализуема и необходима. Однако он считает, что вводить ее следует не только для чиновнкиков: «Требуется введение всеобщего контроля за всеми гражданами России, поскольку коррупционные доходы могут быть связаны не только с исполнением должностных обязанностей, но и с дальними родственниками и так далее. Всю цепочку проконтролировать крайне сложно, поэтому должен применяться общий принцип соотношения доходов и расходов граждан».

«Мы часто слышим от средств массовой информации о том, что у какого-то безработного угнали Porshe Cayenne или Maybach, и внедрение такого принципа станет ответом на многие вопросы, с которыми наше государство пытается бороться. В том числе начнется вывод теневых доходов на свет. Поэтому в принципе, конечно, идею Генпрокуратуры имеет смысл поддерживать, но надо и более детально прорабатывать идею о контроле над доходами населения в целом», — полагает эксперт АТиСО.

По его мнению, из-за того, что сейчас начинается новый политический сезон, предсказать вероятность прохождения этой инициативы сложно. «Этот закон точно не будет принят в этом году, скорее всего, возникнет еще масса вопросов и дискуссий о том, кого включать, а кого нет в эту категорию», — считает Александр Сафонов.

«Все нормативные акты, которые совершенствовались в целях усиления декларационной кампании, проходили достаточно трудно, — напоминает он. — Можно вспомнить хотя бы то обстоятельство, что в 2005 году была введена обязательная система декларирования доходов государственных гражданских служащих, и только через семь лет такие же обязательства были введены в отношении военнослужащих и работников силовых органов исполнительной власти, в том числе и для Генпрокуратуры, Следственного комитета, ФСБ и МВД. Поэтому естественно для организации такого контроля потребуется время и определенные методологические разработки, в том числе и взаимодействия с ФНС».

«Поэтому я считаю, что, если будет такая политическая воля, то введение этого закона в действие произойдет не раньше 2018 года», — резюмировал Сафонов.

Напомним, что всего пару недель назад появилась информация о том, что правительство обсуждает планы по установке контроля за расходами российских граждан. Это вызвало бурную дискуссию, несмотря на опровержение, последовавшее со стороны Министерства финансов. Тогда же министр финансов Антон Силуанов в очередной раз напомнил о необходимости совершенствовать механизм контроля за крупными расходами чиновников. 

Блохина Мария
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).