будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Владимир Путин
Июль 17, 2025
Страна
Блохина Мария

Наутро. 28 сентября

Наутро. 28 сентября
1_ZpRkAaH
Владимир Путин в рабочей поездке.. Источник: kremlin.ru

 

 

В понедельник на совещании, посвященном совершенствованию межбюджетных отношений, президент России Владимир Путин заявил о необходимости сгладить диспропорции и сократить разрыв в бюджетной обеспеченности и доходах регионов. Об этом сообщило РИА Новости. 

По словам президента, отмечается большой разрыв в бюджетных доходах отдельных субъектов федерации, следовательно, в оплате труда, объемах финансирования социальных, инфраструктурных проектов. «Нам необходимо найти решения, которые сгладят такие дисбалансы, позволят регионам укреплять свою финансовую базу», — сказал он, заметив, что именно от состояния региональных бюджетов зависит качество жизни людей и рост их доходов. Владимир Путин также добавил, что полномочия субъектов федерации и местного самоуправления будут подкреплены финансовыми ресурсами.

В последнее время проблема бюджетной обеспеченности регионов действительно обострилась, считает заведующий кафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов. По его словам, это проявляется во многом, в частности, в увеличении объема госдолга регионов, который за три года вырос в два раза, также обострение заметно в отдельных регионах, где сложилась ситуация крайне высокого государственного долга, превышающего 100% собственных налоговых и не налоговых доходов. Кроме того, пока только растет, а не сокращается дифференциация бюджетной обеспеченности регионов между собой.

«Нужно понять, какую проблему нам следует решать в первую очередь, потому что в принципе высокая межрегиональная дифференциация, помимо негативных моментов, несет в себе и позитивное начало, связанное с тем, что именно за счет высокоразвитых регионов происходит ускоренный рост экономики всей страны. В теории существует даже правило, которое описывает обратную зависимость между темпами экономического роста и территориальной дифференциацией. То есть чем выше темпы роста, тем больше нарастают различия между регионами по разным социально-экономическим, в том числе и бюджетным, показателям.

В этой связи мне кажется главной сейчас является проблема общей перегруженности бюджетов регионов расходными обязательствами, которые они должны выполнять, не имея возможности мобилизации собственных доходов. Да, безусловно, ее нужно проводить, и мы понимаем, что ресурсы мобилизации доходной базы регионов еще существуют, но все-таки они не такие значимые и большие, как превышение расходных обязательств над доходами. Поэтому надо продумывать механизмы сокращения или оптимизации расходов региональных бюджетов вместе с реформированием системы предоставления межбюджетных трансфертов», — рассуждает эксперт академии.

Он также подчеркивает, что в некоторых регионах сейчас ситуацию можно считать критической: «По крайней мере, те 14 регионов, которые в начале финансового года имели объем долговых обязательств выше собственных налоговых и не налоговых доходов сами исправить и решить эту проблему, очевидно, в среднесрочной перспективе не могут. И федеральный центр должен принять ответственные политические решения не просто по предоставлению бюджетных кредитов, но и по пересмотру, во-первых, системы межбюджетных трансфертов, а во-вторых, объема расходных полномочий, за которые ответственны регионы», — сказал Владимир Климанов.

Профессор, заведующий Лабораторией методологии оценки регионального развития Центра фундаментальных исследований НИУ-ВШЭ Николай Петров полагает, что существующий разрыв бюджетной обеспеченности регионов России достаточно велик, и это отражает не только структуру экономики, но и особенности нашей налоговой системы:  «Правительство работает с этим, но думаю, что радикально что-то изменить здесь невозможно. То есть нужно предлагать какую-то серьезную и долговременную программу, но опять-таки встает радикальный вопрос о том, что в экономике есть такое правило равенства и эффективности. То есть невозможно выравнивать все эти доходы и бюджетную обеспеченность, не снижая при этом общую эффективность, всегда будут лидеры и всегда будут аутсайдеры.

Насколько я понимаю, сегодня проблема правительства заключается не в том, чтобы сглаживать различия в доходах и бюджетной обеспеченности регионов, денег на это никаких дополнительных нет, а речь скорее может идти о том, чтобы каким-то образом, какими-то экономическими механизмами снижать доходы наиболее богатых регионов. То есть речь о том, чтобы спасать бедные регионы за счет более богатых, и это облекается в ту форму, с которой выступил президент», — сказал Николай Петров.

Действительно, разговоры о том, что можно помогать бедным регионам за счет более богатых сейчас ведутся. Так, по информации «Ведомостей», президент поддержал предложение Минфина увеличить федеральную часть налога на прибыль на 1% (с 2 до 3% из 20%) на три года. Предполагается, что дополнительные доходы федерального бюджета будут распределяться между бедными регионами в виде дотаций.

«Это как раз то, о чем я говорю. Фактически богатые регионы будут платить за бедные, и в этом смысле мы как раз сталкиваемся с ситуацией, когда за счет эффективности правительство будет пытаться решить какие-то серьезные проблемы во избежание социальной напряженности», — прокомментировал эксперт Вышки Николай Петров.

Директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков в беседе с «Полит.ру» обратил внимание на то, что сейчас необходимо не увеличивать размеры сборов с различных категорий, например, с бизнеса, а вместо этого следует расширить саму налогооблагаемую базу и таким образом увеличить доходы: «Сделать это можно, только создавая условия и экономические механизмы, способствующие развитию бизнеса и экономики в регионах. Каждому региону необходимо искать свои собственные точки роста.

Вместе с тем существует возможность, связанная с независимой оценкой качества оказания социальных услуг. В 2013 году стартовал проект, который позволяет рейтинговать учреждения, оказывающие социальные услуги по качеству их работы, по эффективности расходования средств и так далее. Это возможность выходить на более строгое рассмотрение и контроль расходования средств учреждениями, которые менее эффективны. Это важно, как с точки зрения каждого региона в отдельности, так и между самими регионами, потому что бывает, что расходуются значительные средства, а эффект и результативность по тем или иным направлениям в отдельных регионах значительно ниже. Это один из механизмов.

С другой стороны, важный вопрос в том, что сейчас необходимо заниматься привлечением как внешних инвестиций, так и внутренних. Зачастую регионы забывают о возможности привлечения внутренних инвестиций, к примеру, на одном из экспертных обсуждений, посвященном региональному развитию, коллеги высказывали позицию, связанную с возможностью выпуска региональных облигаций с целевым расходованием на какие-то конкретные проекты. Подобные механизмы — это возможность.

Точно так же и другой вариант. Есть вопросы, связанные с развитием сельского хозяйства и производства продуктов питания. Конечно, это очень важно, но каждый регион имеет свои собственные точки роста, и региональные продукты питания могут стать брендами, которые позволят закрывать внутреннее потребление, развивая доходы, но также это возможность и выхода на зарубежные рынки. В огромном информационном потоке, который окружает наше общество, как в России, так и в международном пространстве, людям нужны ориентиры, которые дают возможность, в том числе и за счет географической привязки понимать качество тех или иных продуктов по аналогии с другими отраслями. К примеру, все прекрасно знают якутские бриллианты, и существует достаточно немало аналогов, которые еще себя не реализовали, но тем не менее имеют большой потенциал и в перспективе могут выйти на международные рынки», — заключил эксперт академии Николай Калмыков. 

Блохина Мария
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).