будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
офшор Федеральная налоговая служба
Июль 19, 2025
Страна
Блохина Мария

Наутро. 29 апреля

Наутро. 29 апреля
24282293919_fd4a6c8b0e_b
Подписание декларации о присоединении к MCAA. Париж. 27 января 2016. Источник: OECD

  

В четверг «Коммерсантъ» сообщил, что на закрытом заседании правительство поручит Федеральной налоговой службе подписать соглашение о многостороннем обмене информацией о налогоплательщиках. Эта система называется CRS MCAA (Multilateral Competent Authority Agreement), проект ее создания был запущен «Группой двадцати» (G20) несколько лет назад. Тогда же разрабатывался проект по борьбе с размыванием налоговой базы BEPS (Base Erosion and Profit Shifting), которым занимались G20 и Организация экономического сотрудничества и развития. Россия тогда была в числе инициаторов BEPS, но решение о присоединении к МСАА и его условия до настоящего времени были неясны.

На основании последних событий, в частности, скандала с «панамским архивом», выдвигаются предположения, что для России бессмысленно отказываться от участия в соглашении, так как процесс раскрытия информации о собственниках активов может стать «лавинообразным».

При этом, по информации издания, в ФНС отрицают связь между раскрытием «панамских документов» и решением о присоединении к соглашению об МСАА. А заместитель главы Минфина Илья Трунин заметил, что таким образом правительство пытается сократить отставание: «Мы с этим серьезно затянули, ведь обещали сделать это еще в январе этого года — и потому выглядели не очень хорошо. Ведь мы, как члены G20, должны быть в первых рядах», — заявил чиновник. 

Как пишет «Коммерсантъ», Россия может подписать соглашение уже до конца мая этого года, что ведет к фактическому ограничению сроков «офшорной амнистии» двумя месяцами. То есть граждане, которые обладают имуществом, счетами или другими активами за рубежом, могут до июля подать спецдекларацию. В противном случае, даже учитывая то, что информация о счетах и их владельцах попадет в ФНС не раньше 2018 года, эти данные могут быть использованы налоговыми органами для доначисления налогов, а так же могут стать основанием для судебного преследования. 

Доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян считает, что это движение в верном направлении: «Россия, безусловно, присоединится к этому соглашению, и на сегодняшний день это больше даже не инициатива России, а инициатива наших зарубежных партнеров».

«Суть его заключается в том, что создается абсолютно прозрачное информационное поле для налоговых органов, как российских, так и зарубежных. Это очень важно в контексте выполнения закона о контролируемых иностранных компаниях. Такой закон у нас есть, но инструментов отслеживания иностранных счетов и иностранных активов на сегодняшний день у нашего государства не очень много. Поэтому такая система позволит этому закону заработать в полной мере», — считает Мартиросян.

Рассуждая о возможных результатах присоединения России к этому соглашению эксперт РАНХиГС выразил мнение, что это приведет к тому, что офшорные компании, которые создавались для черных или серых схем, будут закрыты, и как следствие, капитал начнет уверенно возвращаться в Россию.

«Что касается открытых и так называемых «белых» офшоров, то я думаю, что с точки зрения любого законодательства, и российского в том числе, они ничего не нарушают. У нас нет закона, запрещающего гражданам России иметь счета в зарубежных банках и активы в зарубежных компаниях. Вопрос в том, чтобы эти операции были легальными и попадали под официальное налогообложение, — рассуждает Эмиль Мартиросян. —Я думаю, что это прежде всего удар по черным и теневым офшорам. которым ничего не останется, кроме как свернуть свою деятельность и вернуться в Россию».

«Офшорная амнистия», по моему личному мнению, это не некая норма, которая касается и  работает одинаково для всех, и по мировой практике, «офшорная амнистия» носит не общий характер, а индивидуальный. Как правило, в каждом конкретном случае принимаются индивидуальные решения по каждой конкретной компании или собственнику. Поэтому я бы не говорил, что она продлится, но возможно, это приведет к тому, что «офшорная амнистия» в нашей стране станет более индивидуальной», — заключил эксперт академии.

Еще в середине апреля генеральный секретарь ОЭСР Хосе Анхель Гурриа заявил, что в 2017-2018 годах раскрыть партнерам по соглашению финансовую информацию собираются 70 стран. В их числе и Россия, которая выразила готовность к обмену информацией с 2018 года.

При этом партнер Paragon Advice Group Александр Захаров в своей колонке для Forbesрассуждал на тему того, удастся ли России все-таки получить интересующую ее информацию после подписания соглашения. Так, г-н Захаров заметил, что финансовая информация многих стран так и останется закрытой для российских налоговиков.

«Подписание Россией декларации к соглашению не означает вступления соглашения в силу и немедленный запуск автоматического обмена финансовой информацией со всеми государствами-участниками. Соглашение прямо и недвусмысленно сообщает, что вместе с подписанием декларации государство обязано представить в секретариат ОЭСР список стран, с которыми оно желает вести автоматический обмен. Если в аналогичных списках таких стран будет Россия, то соглашение вступит в силу для России и такого государства-партнера, по сути, на двусторонней основе.

Видимо, поэтому самым ранним возможным сроком для начала автоматического обмена с уже согласившимися иностранными государствами в пояснительной записке Минфина называется 31 декабря 2018 года, то есть впервые Россия может получить на автоматической основе информацию от согласившихся на это партнеров только за 2019 год. Уже можно предполагать, что страны, которые ввели санкции против России, вряд ли захотят делиться с ней столь важными данными», — объяснил Александр Захаров. Он также подчеркнул тот факт, что ФНС интересуется в первую очередь данными о российских гражданах, а не о российских налоговых или валютных резидентах. 

Блохина Мария
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).