будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
урбанистика
Июль 20, 2025
Страна
Блохина Мария

Наутро. 9 июня

Наутро. 9 июня
чита_ксения_зимина.jpeg
Аварийный дом. Источник: Ксения Зимина
 
 

На днях премьер-министр Дмитрий Медведев на встрече с активом партии «Единая Россия» в Иркутской области затронул тему аварийного жилья. Он заявил, что властям необходимо сделать все возможное, чтобы в России не осталось "позорного" ветхого и аварийного жилья, пишет РИА Новости. «Давайте над этим будем работать, я эту идею поддержу. Но, конечно, для этого нужно обеспечить финансирование», — заявил премьер.

Он заметил, что в целом федеральная программа по переселению из ветхого и аварийного жилья является одной из самых эффективных, и власти в регионах должны довести до конца работу по переселению оставшихся людей в новое жилье.

Директор Центра градостроительных компетенций Института общественных наук РАНХиГС Ирина Ирбитская считает, что количество аварийного жилья, которое сейчас имеется в России, — это патология. «Мы все-таки довольно бурно развивающийся и финансово-успешный регион, последние двадцать лет было временем больших возможностей. Мы такое исследование не проводили, но эксперты говорят, что 60% жилья из перечня ветхого и аварийного находятся в настолько угрожающем состоянии, что в этом году нас просто ждут катастрофы: обрушение зданий и не дай бог гибель людей», — говорит она.

При этом Ирбитская уверена, что финансовый вопрос не является первостепенным: «Сколько бы финансов ни было, важно как ими управлять. Поэтому это вопрос системный, даже системно-управленческий. Та система, которая принята сейчас — это вертикальное распределение бюджета на аварийное жилье, - не эффективна. По хорошему, никто лучше чем собственники жилья или его пользователи, не распределят средства на то, чтобы обеспечить себе качественные условия жизни. Поэтому необходимо уйти от вертикального распределения и создать систему, при которой сами жители в состоянии оценить при помощи найма специалистов состояние своего жилья, выработать совместно со специалистами решение, сделать финансовый план и получить эти деньги от «федералов» или от муниципалитетов на то, чтобы реализовать проект ликвидации ветхого и аварийного жилья.

То есть, говоря рыночными терминами, необходимо привлекать мелких и средних девелоперов для реализации этой задачи. Сейчас ее реализацией занимается непосредственно Минстрой, то есть федеральное министерство ездит по городам, ситуацию и качество осуществляемого капитального ремонта фактически контролирует один человек. Конечно, это патологическая ситуация, потому что один человек не в состоянии проконтролировать страну с такой огромной территорией и плотностью населения. Поэтому контроль должен быть у граждан через управление в том числе финансами на реализацию капитальных ремонтов. По-другому эта ситуация не разрешится», — излагает свое видение ситуации Ирина Ирбитская.

По ее мнению, любой крупный девелопер будет стремится в первую очередь к увеличению своих доходов. «Соответственно, у него не будет в приоритете просто ликвидация этого ветхого и аварийного жилья, а будет реализация совершенно других интересов через эти федеральные программы», — поясняет эксперт.

Говоря о прочих проблемах с жилищным фондом, Ирина Ирбитская рассказала о продолжении строительства спальных многоэтажных микрорайонов, которые несут в себе много рисков: «Это большая проблема, потому что фактически сейчас закладывается серьезная угроза, которая начнет себя проявлять уже в горизонте десяти лет. Это по-прежнему продолжающееся некачественное строительство, мы видим и в Подмосковье, и во многих городах России, где был и есть спрос на жилье, в результате чего девелоперы застраивали поля этими патологическими панельными многоэтажными домами-пластинами. Это, на самом деле, серьезная проблема, которую также выделяют цивилизованные девелоперы, которые занимаются строительством более менее качественного жилья, и утверждающие, что эти спальные микрорайоны будут падать в цене и рушить рынок жилья.

Еще я хочу сказать, что как только мы получим такое количество собственников жилья в этих новых микрорайонах, мы будем дальше вынуждены решать проблемы с этими собственниками. То есть потребуется трансформация этих районов, приведение их в какое-то цивильное состояние, это будет производиться за счет, безусловно, государственных денег, потому что у людей никогда не будет таких денег, чтобы целый микрорайон трансформировать в сторону улучшения качества жизни», — рассуждает Ирбитская.

По ее прогнозу, это грозит конфликтом, который в чем-то уже наблюдается: «Например, сейчас власти Москвы и хотели бы трансформировать в лучшую сторону спальные районы Москвы, но там протесты жителей, которые за любые улучшения, только не рядом с их домом. Это нормальная ситуация, во всем мире так. Вот такая большая бомба, даже не очень замедленного действия, есть в Москве, Подмосковье, других крупных мегаполисах, и она продолжает распространяться», — заключила эксперт Президентской академии.

Президент Фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева в беседе с «Полит.ру» признала существование проблемы недостатка инвестиций в поддержание существующего фонда. Причем, по ее словам, она возникла еще в 80-е годы. «За все это время мы накопили дефицит инвестиций в восстановление фонда (капительный ремонт, снос совсем аварийного жилья и строительства нового на его месте) в размере порядка 35% ВВП. К сожалению, эта цифра все эти годы возрастает, то есть тема чрезвычайно актуальна».

Она замечает, что, конечно, важно придумать, что делать с существующим фондом, но еще более важно придумать устойчивый механизм, чтобы эта тема не воспроизводилась в будущем. «Ведь все дома с каждым годом ветшают все больше, и поэтому эта проблема в конечном итоге будет касаться всего фонда, поэтому надо не только решить проблему накопленного дефицита, но и сделать так, чтобы он не наращивался в будущем», — считает Косарева.

Пока что эта чрезвычайно сложная проблема решается очень затратным и наиболее простым способом, говорит она. «В свое время из федерального бюджета были выделены средства Фонду жилищно-коммунального хозяйства, и теперь эти средства, к которым некоторые средства добавляются из региональных и местных бюджетов, используются для того, чтобы построить новое жилье и переселить туда граждан, которые живут в аварийном жилье. Причем не в ветхом, а только в аварийном, и у нас есть специальная процедура признания дома аварийным, и эта программа сейчас распространяется только на те дома, которые признаны аварийными до 1 января 2012 года.

Действительно, с экономической точки зрения, это очень затратно для общества: сносят дом, переселяют всех и полностью за счет бюджетных средств строится новый дом. При этом если жилье было приватизировано в собственность, то вам предоставляется новое жилье тоже в собственность. Мне представляется, что надо подумать над тем, как решать эту проблему менее затратами для общества способами», — полагает эксперт фонда.

«В частности, если взять аварийное жилье, добавить к нему еще ветхое (которое еще не признано аварийным, но близко к этому) или даже морально устаревшее, которое ни ветхим, ни аварийным пока не является, то такое жилье в основном расположено в серединных зонах городов. Серединные зоны городов — это в общем дорогие территории для инвестиций, для развития и для строительства не только жилья, но и других форм недвижимости. Поэтому тема редевелопмента, развития застроенных территорий, в этом смысле становится чрезвычайно важной. Нам нужно не только, как сейчас, осваивать новые территории вокруг городов и застраивать их, но и заниматься реконструкцией уже застроенных территорий, где есть как раз аварийное, морально устаревшее жилье. Для реализации таких проектов возможно привлечение средств частных инвесторов, потому что если мы будем повышать плотность застройки на этой территории, или как-то более эффективно средства использовать, то они вполне могут быть привлекательны для частных инвесторов, возможно, с частичным участием бюджетных средств, а не полным. Таким путем можно было бы решать эту проблему менее затратными способами для общества и переселять людей в лучшее жилье, делать более благоустроенные и комфортные застроенные территории. То есть такими проектами можно убивать сразу много зайцев», — заключила Надежда Косарева.

Блохина Мария
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).