7 ноября помощник президента РФ Юрий Ушаков внес ясность в вопрос о том, как Кремль относится к прошедшим 2 ноября выборам в самопровозглашенных ДНР и ЛНР. Как следует из заявления Ушакова, Россия «уважает» выбор жителей самопровозглашенных ДНР и ЛНР, но при этом такая формулировка не значит «признания» итогов этого голосования. «Официальная позиция России выражена в коротком, но емком заявлении МИДа по итогам выборов. Там используется слово «уважаем»»,— сказал Ушаков. На уточняющий же вопрос, можно ли поставить знак равенства между "уважением" и "признанием", ответил: «Это разные слова. Слово "уважаем" избрано специально», - приводит слова Ушакова газета «Коммерсантъ».
Напомним, что незадолго до выборов глава МИД РФ Сергей Лавров заявлял о том, что нет оснований не признавать эти выборы. «Мы считаем, что это одно из важнейших направлений Минских договоренностей. Ожидаем, что выборы состоятся как уславливались, и мы, конечно, признаем их результаты. Рассчитываем, что волеизъявление будет свободным и никто извне не попытается его сорвать», - заявил министр две недели назад в интервью телеканалу Life News.
Руководитель Центра политических исследований Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков считает, что этого и стоило ожидать: «Собственно, период, когда можно было рассчитывать на признание официальными лицами России итогов выборов на Донбассе, был очень недолгим. 27 октября Сергей Лавров заявляет, что «мы, конечно, признаем их результаты». А уже через неделю в заявлении МИД РФ от 3 ноября говорится лишь об «уважении волеизъявления жителей Юго-Востока». Характерно, что Владимир Путин, общаясь с членами клуба «Валдай» всего за несколько дней до упомянутого интервью Лаврова, также отозвался о выборах в ДНР и ЛНР весьма обтекаемо. Президент заявил тогда, что в соответствии с Минскими договоренностями выборы на юго-востоке должны пройти в координации с украинским законодательством – не по украинскому закону, а в координации. То есть, он намекнул, что проведение данных выборов Россия может считать правомерным, но прямо об их признании все-таки не сказал. Собственно, и на майские референдумы, поддержавшие самоопределение ДНР и ЛНР, российская сторона отреагировала с точно такой же формулировкой, выказав «уважение к волеизъявлению населения Донецкой и Луганской областей», - объясняет эксперт. По его мнению, на общем фоне достаточно емких российских официальных заявлений выбивается именно неосторожная реплика Лаврова о возможности признания выборов.
«Почему Сергей Лавров высказался столь прямолинейно именно 27 октября? Возможно, причина в том, что вскоре после этого начались трехсторонние переговоры по газу в Брюсселе. Газовые разногласия Москвы и Киева тесно увязаны с политикой, в том числе с ситуацией вокруг Новороссии. В политике же часто принято занимать более жесткую позицию именно затем, чтобы имелось пространство для отступления. Не исключена и другая причина. Заявление Лаврова было сделано после парламентских выборов на Украине, принесших успех «Народному фронту» Арсения Яценюка. Риторика российских официальных лиц по отношению к этому политику традиционно куда более прохладная, чем в отношении Петра Порошенко. Навскидку вспомним, что глава думского Комитета по международным делам Алексей Пушков назвал итоги тех же газовых переговоров «провалом линии Яценюка». Возможно, реплика Лаврова о признании донбасских выборов была сделана в надежде косвенно повлиять на коалиционные переговоры в Киеве. Москва таким способом могла дать понять, что в случае доминирования в будущем украинском правительстве враждебных или неприемлемых для нее фигур, она готова перейти на новый уровень поддержки ДНР и ЛНР», - рассуждает г-н Нейжмаков, однако отмечает, что российское «уважение» не так далеко от «признания» итогов выборов: «В том же ноябрьском заявлении МИД РФ говорится, что «избранные представители получили мандат для решения практических задач по восстановлению нормальной жизни в регионах». То есть, де-факто Москва признает победителей этих выборов представителями власти на Донбассе и Луганщине», - считает эксперт и напоминает, что ту же формулировку об «уважении итогов выборов» использовал Лавров и полгода назад, оценивая президентскую гонку на Украине. «А значит, в той или иной мере Москва приравняла выборы в ДНР и ЛНР к украинским выборам, что говорит о многом. Другое дело, что Кремль явно не готов признавать независимость Донецка и Луганска от Киева. Но вряд ли можно было всерьез рассчитывать, что прошедшие на Донбассе выборы изменят позицию Москвы в этом вопросе», - подытоживает Михаил Нейжмаков .
«Смена дипломатической риторики Москвы – с «признания» на «уважение» - своеобразная «уступка» Кремля в латентном диалоге с Западом по украинскому вопросу», - считает политолог Алексей Полтораков. «В отличие от Крыма, присоединение которого к России для Кремля было принципиальнейшим вопросом, ДНР и ЛНР имеют для него «вспомогательное» значение. Москве отнюдь не нужен более чем небеспроблемный регион, ключевая задача сейчас – «переварить» Крым и добиться хоть минимального, неофициального его признания Западом. Для этого, как видится, Москва готова пойти даже на гораздо более серьезные уступки и даже жертвы, чем фактическая «сдача» и без того нежизнеспособных ДНР и ЛНР. А сами ДНР и ЛНР – это дополнительные механизмы усиления влияния на Украину в целом. На более чем непростые отношения с Украиной это ослабление риторики практически не повлияет, тем более сам факт проведения квази-«выборов» и их «результаты», пусть и явно фиктивные, Москва может использовать в дальнейшем. Украине гораздо более весомым фактором видится невыполнение Россией обязательств по «Минскому протоколу», продолжающаяся тайная военная и прочая поддержка ДНР и ЛНР, угроза эскалации конфликта по украинско-российской границе», - считает эксперт.