В минувшую субботу, 16 мая, в Грозном состоялась свадьба 47-летнего начальника РОВД, полковника полиции Нажуда Гучигова и 17-летней Луизы Гойлабиевой. Бурный интерес к предстоящему торжеству возник благодаря «Новой газете». Журналистка издания Елена Милашина в публикации от 30 апреля утверждала, что девушку из села Байтарки Ножай-Юртовского района заставляют выйти замуж против собственной воли. По словам Милашиной, 47-летний начальник местного РОВД Нажуд Гучигов выставил по всему селу посты, чтобы родители не увезли ее. При этом, как сообщала журналистка, мужчина, который старше девушки на 30 лет, якобы намерен сделать ее второй женой.
По словам журналистки, свадьба должна была состояться в начале мая. «Начальник РОВД Гучигов поставил родителям девушки ультиматум: выдать дочь добровольно 2 мая. Или он заберет девушку силой, а семью не пощадит», — писала она.
В ситуацию вмешался глава Чечни Рамзан Кадыров, который был крайне недоволен тем, как освещалась вся эта ситуация. Кадыров отчитал руководителей республиканских СМИ, за то, что они в отличие от федеральных журналистов проигнорировали историю со свадьбой. Глава Чечни отправил к семье Гойлабиевой своего доверенного человека. Выяснилось, что девушка идет под венец по собственному желанию и с согласия родных.
Депутат Госдумы России Шамсаил Саралиев обвинил Милашину в искажении фактов — журналистка сообщила, что Гучигову 57 лет, кроме того, она использовала неверное имя девушки — Хеда, а не Луиза. Как затем сообщала «Новая газета», запланированную на 2 мая свадьбу из-за публикации перенесли на 10 мая.
В ситуацию был вынужден вмешаться уполномоченный по правам ребенка при президенте России Павел Астахов. Сначала в пресс-службе омбудсмена сообщили, что не получали официальных обращений от самой Луизы или ее родных. «Родители и близкие родственники не возражают и не жалуются, насилия никакого нет. В РФ вступление в брак возможно только добровольно. Об этом спрашивают при регистрации брака», — отметили в пресс-службе, добавив, что насильно уполномоченный по правам ребенка никого не защищает.
Позже заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Константин Добрынин призвал Астахова немедленно выехать в Чечню и разобраться на месте со скандальной свадьбой и ситуацией вокруг несовершеннолетней девушки. «Его прямая обязанность не ждать у моря погоды, а реагировать на сообщения СМИ, выезжать в регион и разбираться на месте, нарушаются ли действительно права несовершеннолетней или нет», — посчитал Добрынин.
Астахов сообщил, что проверка не подтвердила нарушение прав Луизы. По его поручению уполномоченный по правам ребенка в Чечне провел беседу с представителями властей, а также поговорил с самой девушкой и ее родителями. «Ни от родственников, ни от родителей, ни от самой девушки мы не слышали никаких заявлений о насилии или другом нарушении ее прав. Все эти факты не подтвердились», — сообщил детский омбудсмен.
Вскоре Астахов одобрил неравные браки, сделав заявление, которое вызвало не меньший общественный резонанс, чем возможная свадьба недавней школьницы и начальника чеченского РОВД. «В Семейном кодексе есть статья, что в исключительных случаях нижний предел устанавливается региональными властями. В Чечне 17 лет, в Башкортостане 14 лет, в Московской области 16 лет. Есть, где нет нижнего предела. На Кавказе раньше происходит эмансипация и половое созревание, давайте не будем ханжами. Есть места, где женщины уже в 27 лет сморщенные, и по нашим меркам им под 50», — заявил детский омбудсмен.
«Сморщенные женщины» не остались без внимания общественности, и Астахову пришлось извиняться за свои слова. Свое высказывание омбудсмен назвал неловким и опрометчивым, отметив, что женщины любого возраста прекрасны и восхитительны.
Одобрил браки с большой разницей в возрасте и Кадыров. Глава Чечни привел в своем Instagram в качестве примера Андрея Кончаловского, который старше своей супруги на 36 лет, брак Аллы Пугачевой и Максима Галкина, а также семьи других деятелей культуры. По мнению Кадырова, публикация в «Новой газете» — это вмешательство в личную жизнь. Глава Чечни заявил, что журналистка Милашина выставила девушку и начальника РОВД на посмешище перед всей Россией. Кадыров также опубликовал видео, на котором журналистку выгоняют из дома невесты, когда она якобы требовала, чтобы девушка отказалась от свадьбы.
Против бракосочетания Гойлабиевой и Гучигова выступила уполномоченный по правам человека в России Элла Памфилова. «Надеюсь, что глава Чеченской республики не допустит такого вопиющего факта, признака какого-то Средневековья, которое противоречит традициям и обычаям самого чеченского народа», — заявила она. Отметим, что, помимо этого, депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов требовал от главы МВД России Владимира Колокольцева дать оценку морального облика полковника Гучигова.
Наконец, после всей шумихи, свадьба состоялась. Церемония прошла в городском дворце бракосочетания Грозного 16 мая. Оттуда молодожены, их родные, друзья и гости направились в Grand Hall Firdaws. В торжествах принял участие и Кадыров, который станцевал на свадьбе лезгинку.
Некоторых смутил достаточно скромный вид невесты на официальной части мероприятия. Член Совета по правам человека при президенте Росси, журналистка Елена Масюк заявила, что на многих чеченских свадьбах «невеста стоит в углу, а все остальные сидят за столом, едят и празднуют этот день», но это не значит, что у новобрачной обреченный вид, как у Луизы. По ее словам, непонятно также, законен ли этот брак, так как Гучигов мог быть женат. Отметим, что при этом ранее появлялась информация, что он не был официально расписан.
После торжества возникла новая тема для обсуждения. Корреспондент журнала «Коммерсантъ-Власть» Елизавета Сурначева написала в своем Facebook после просмотра видео с регистрации свадьбы, что брак зарегистрировала ведущая радиостанции «Грозный» Ася Белова. «Это вообще как? Зачем? Она вообще может?» — задавалась вопросом Сурначева.
В пресс-службе ЧГТРК «Грозный» пояснили, что Белова не регистрировала брак, а выступила лишь в качестве приглашенной ведущей. В телерадиокомпании рассказали, что регистрацию проводили сотрудники ЗАГС. «Есть свидетельство о заключении брака, где стоит фамилия человека, который регистрировал и его подпись», — добавили в пресс-службе. Инициатором приглашения на свадьбу Беловой, которая очень популярна в республике и часто проводит торжественные мероприятия, стал отдел ЗАГС.
Помимо этого, в ЧГТРК «Грозный» ранее сообщали, что Луиза Гойлабиева подала на журналистку Милашину заявление в прокуратуру. Телерадиокомпания утверждала, что связалась с руководителем пресс-службы «Новой Газеты» Надеждой Прусенковой. Отмечалось, что «все-таки придется выносить спор на рассмотрение общественной коллегии по жалобам на прессу». При этом сама Прусенкова сообщила радиостанции «Эхо Москвы», что «Новая газета» готова к любым разбирательствам.
Издание решило приостановить работу в Чечне и подать заявление в Следственный комитет по факту воспрепятствования журналистской работе Милашиной. До этого сообщалось, что журналистка уехала из республики 14 мая, после того, как прикомандированные из других регионов полицейские посоветовали ей «следить за личной безопасностью». По их словам, Милашиной якобы интересуются чеченские силовики. Однако в самой «Новой газете» опровергли сообщения о том, что журналистка покинула Чечню из-за угрозы для жизни.