Данные о клиентах, собранные «Яндексом», будут использоваться для оценки их платежеспособности. Основываясь на них, банки могут принять решение о выдаче или невыдаче кредита. Для этого может потребоваться согласие клиента на обработку данных.
Проект получил название «Интернет-скоринг бюро», компания запустила его совместно с двумя крупнейшими российскими кредитными бюро — «Объединенное кредитное бюро» (ОКБ) и Бюро кредитных историй (БКИ) «Эквифакс». О новом сервисе по оценке платежеспособности заемщиков для банков сообщает РБК со ссылкой на источники на рынке.
Для этого партнеры «смешивают» скоринг. Например, в БКИ есть данные о кредитах, запросах на кредиты, платежах человека и его кредитной нагрузке, а в «Яндексе» статистические данные о своих пользователях. Скоринг проводится «на основе аналитических признаков «Яндекса», после чего эта оценка добавляется к скоринговой оценке БКИ, а общий балл представляется в банк.
По мнению экспертов, даже полученный на основе агрегированных и обезличенных данных, скоринговый балл повышает возможности кредитных учреждений оценивать потенциальных заемщиков. Кредитное бюро передает «Яндексу» в зашифрованном виде адрес электронной почты и мобильный телефон, на основе которых система выдает некий процент, утверждает близкий к одному из участников проекта источник РБК. При этом «Яндекс» не может определить, по какому именно пользователю поступил запрос, подчеркивается, что ни один из участников схемы не имеет доступа к информации других.
«Обезличенные данные обрабатываются алгоритмами автоматически и находятся исключительно в закрытом контуре «Яндекса». В аналитических моделях используется более 1000 разноплановых факторов, — сообщили в компании. — По итогам анализа партнер получает только одно число — результат оценки. Он носит только рекомендательный характер и передается для использования только в маркетинговых целях».
При такой модели оценки заемщиков данные перестают быть обезличенными, считает управляющий партнер УК «Право и Бизнес» Александр Пахомов. По его словам, они описывают поведение в сети конкретного человека, а почта и номер телефона идентифицируют уже не абстрактное, а конкретного заемщика. Скоринг обезличенных данных не описывает поведение в интернете конкретного человека, но дальнейшая обработка информации может потребовать согласия клиента, объясняет руководитель практики частного права юридической службы «Амулекс» Елена Проскурова. Артур Александрович пояснил, что для получения совместного скорингового балла ОКБ и «Яндекса» требуется согласие клиента на обработку данных.
Несколько российских банков сейчас тестируют модель оценки от «Яндекса» и кредитных бюро. Их точное количество не раскрывается, однако, среди участников нет Сбербанка. Представитель «Ренессанс Кредита» рассказал изданию, что организация тестировала сервис, но сейчас в принятии решений его не использует. В Совкомбанке рассказали, что получили доступ к тестированию продукта. Как отметил представитель банка, ВТБ «знает о данной инициативе и поддерживает создание нового сервиса». Альфа-банк не пользуется скоринговым продуктом «Яндекса», но считает его перспективным.
По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), порядка 30 млн жителей России когда-либо знакомились со своей кредитной историей. В основном граждане хотят проверить свою кредитную историю для оценки шансов на получение кредита (45,1%). Постоянно контролируют правильность информации в кредитной истории 29,6% респондентов. 10,9% граждан считают, что проверять кредитную историю можно «просто из любопытства». По мнению 24,1%, такая проверка не нужна.
Ранее «Яндекс» запустил сервис «Яндекс.Патенты», позволяющий пользователям искать и изучать патентные документы. В базу данных сервиса входит более 2,86 миллиона патентов и заявок, которые были зарегистрированы в России и СССР с 1924 года. Юзеры могут искать похожие по смыслу патенты, а не только находить конкретные документы. Также «Яндекс» запустил новый сервис по поиску еды. У пользователей есть возможность узнать подробности о кафе или ресторане и забронировать столик. Приложение отвечает практически на любую формулировку вопроса, начиная от «где съесть пиццу» и заканчивая «хочу кофе».