В ходе неформальной встречи в Сочи президенты Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко не договорились ни о чем, кроме того, что им надо встречаться и дальше. Разговор длился три часа, после чего президенты не стали выходить к журналистам. С прессой общался помощник российского президента Сергей Приходько, который сказал, что Медведев и Лукашенко не подписали никаких документов, но зато «подтвердили желание» договориться в будущем.
Последний раз Медведев и Лукашенко виделись в апреле этого года. С тех пор у Москвы и Минска накопилось множество претензий друг к другу. Среди претензий белорусов к Москве – невыделенный второй транш в $500 млн (первый транш в $1 млрд был выделен), обещанного Россией, нежелание выдать кредит в 100 млрд рублей, вопрос о $244 млн долга Белоруссии «Газпрому», возникшего из-за разницы в оценке цены на газ, а также «молочная война», из-за которой Лукашенко проигнорировал саммит ОДКБ в июне в Москве. В Москве же недовольны тем, что Минск так и не выполнил свое обещание признать Южную Осетию и Абхазию. Кроме того, не приехав на саммит ОДКБ, Лукашенко не подписал соответствующее соглашение, чем поставил под угрозу российские планы создать в рамках организации военную группировку в противовес НАТО – Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР). Все эти противоречия накапливаются на фоне сближения Минска с Западом.
В ходе встречи вопросы о российских кредитах Белоруссии, запрете на поставки белорусского молока и схеме оплаты Минском российского газа не поднимались. Впрочем, президенты успели поговорить о строительстве АЭС в Белоруссии и судьбе председательства в ОДКБ. Однако никаких документов по сотрудничеству в атомной сфере подписать не удалось. Минск просил срочно предоставить ему кредит в $1,5 млрд (всего строительство АЭС оценивается в $9 млрд), но российский Минфин выступает против выделения этих денег до подписания собственно контракта на строительство АЭС.
Вскоре после пресс-служба белорусского президента распространила заявление, Лукашенко о том, что «у нас с Россией больше таких периодов, как был, не будет». В заявлении сказано, что с 2010 года Россия откроет кредитную линию на строительство АЭС в Белоруссии, а также, что «у Беларуси не будет проблем по расчету за природный газ». Со своей стороны Лукашенко пообещал подписать соглашение о КСОР: «Мы и россияне явились зачинщиками этих проблем. И очень активно наши эксперты прорабатывали вопросы по Коллективным силам оперативного реагирования. И потому не принять этот документ в Беларуси просто не могут. Еще раз подчеркиваю: мы много вложили в само содержание, в саму суть этого договора. Во-вторых, он же рамочный, нам бояться тут абсолютно нечего», – сказал Лукашенко.
Тем не менее остается неясным, когда именно Минск подпишет соглашение о КСОР и не получится ли здесь то же самое, что получилось с обещанием признать Абхазию и Южную Осетию.
Впрочем, пока что единственный конкретный итог встречи – договоренность о том, что до конца года они встретятся как минимум трижды: на учениях КСОР ОДКБ «Запад-2009» 29 сентября в Белоруссии, в Минске 27 ноября на заседании совета «Евразэс» и на заседании Высшего госсовета Союзного государства в Москве в начале декабря.