Случилась неприятная оплошность у главы Чеченской республики Рамзана Кадырова. У себя в Instagram (это такой сервис для размещения фотографий, если кто не в курсе) он поздравил подписчиков с мусульманским праздником Курбан-Байрам. Только вот празднуют мусульмане совсем другой праздник — Ураза-Байрам. Позже глава Чечни исправился и пояснил причины ошибки. «К сожалению, под несколькими выложенными мною ранее фото я совершил ошибку. Дело в том, что в этой предпраздничной суете я совсем не отдыхал и не спал несколько суток. Поэтому, будучи немного рассеянным, вместо названия праздника на русском языке Ураза-байрам, я написал Курбан-байрам. Думаю, вы простите меня за это, и мы скоро также встретим и этот священный праздник))», — написал Рамзан Кадыров.
Тут, вероятнее всего, виноват не сам глава Чечни, а те люди, что отвечают за ведение его аккаунтов в интернете. Наверняка, среди ни есть и некоторое количество не мусульман, и они просто запутались в чуждых их сердцу и слуху религиозных праздниках. Какой-то «байрам» - наверно «курбан». Ну, или реакция Кадырова правдива и он и впрямь просто трудится аки пчелка, востанавливая мир и порядок в Чечне.
Это, в общем, и неважно. Ошибка в общем виде говорит, вероятно, еще и о том, что неофиты, даже самые искренние, не слишком вникают в глубинный смысл веры, часто путаются в понятиях и вообще вера их, хоть и весьма крепка, при этом очень и очень специфична.
И никто достоверно не скажет в таком случае, что из себя представляет среднестатистический российский ваххабит (бывший замгенпрокурора Владимир Колесников в 2004 году и вовсе говорил о необходимости введения уголовной статьи «за ваххабизм» - почти официальную религию Саудовской Аравии). Или понять, какова на самом деле мотивация и система верований и ценностей тех миллионов граждан, что стояли многочасовые очереди в надежде прикоснуться к поясу Богородицы. Они, без сомнений, верующие, но только во что?
Согласно опросам, например, большинство православных в строгом понимании православными не совсем являются. По крайней мере, с обрядовой точки зрения. Скажем, по опросу ВЦИОМ от 2010 года, Священное Писание читали лишь половина россиян (столько же не читали) и это, вероятнее всего, завышенные данные, ведь ответ «да» в данном случае является социально одобряемым ответом.
Или вот опрос от 2013 года о том, собираются ли россияне отмечать Пасху, и если да, то как именно. Три четверти опрошенных заявили, что в Великий пост они сохранят обычный режим питания, о готовности полностью соблюдать пост заявляли лишь 4 процента опрошенных. Еще 12 обещали социологам соблюдать пост частично, 6 процентов — поститься раз в неделю. Желание пойти на всенощную службу изъявили 8 процентов (среди православных — 10 процентов) — тут имеется рост по сравнению с 2005 годом, когда таких набралось только 3 процента. Иными словами: один из главных христианских праздников россияне уважают и любят, но его празднование сводится более к поеданию куличей, окраске яиц и их освящению в церкви и походам в гости — это три самые популярные варианта ответа.
Вероятно, примерно ту же картину можно было бы увидеть, если опросить представителей других конфессий. Если и происходит клерикализация общества и власти, то носит она явно поверхностный, точно не фундаменталистский характер. Это скорее некая персональная, индивидуально выдумываемая вера с претензией на некие свои личные отношения с Богом.
Потому и нетрудно путать праздники, не ходить на главные церковные службы, не соблюдать каноны и так далее. Наверно, это вполне естественно для страны, где еще 25 лет назад официальной «религией» был «научный атеизм», а религии были почти под запретом. Однако это же ставит под сомнение, будто на основании религиозных ценностей и разговорами о восстановлении духовных скреп можно выстроить некую новую политику или национальную идентичность.