будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Чечня Рамзан Кадыров
Май 13, 2025
Страна

Не тот байрам

Не тот байрам
15.
Кадыров в Мекке. Источник: личный сайт

Случилась неприятная оплошность у главы Чеченской республики Рамзана Кадырова. У себя в Instagram (это такой сервис для размещения фотографий, если кто не в курсе) он поздравил подписчиков с мусульманским праздником Курбан-Байрам. Только вот празднуют мусульмане совсем другой праздник — Ураза-Байрам. Позже глава Чечни исправился и пояснил причины ошибки. «К сожалению, под несколькими выложенными мною ранее фото я совершил ошибку. Дело в том, что в этой предпраздничной суете я совсем не отдыхал и не спал несколько суток. Поэтому, будучи немного рассеянным, вместо названия праздника на русском языке Ураза-байрам, я написал Курбан-байрам. Думаю, вы простите меня за это, и мы скоро также встретим и этот священный праздник))», — написал Рамзан Кадыров.

Тут, вероятнее всего, виноват не сам глава Чечни, а те люди, что отвечают за ведение его аккаунтов в интернете. Наверняка, среди ни есть и некоторое количество не мусульман, и они просто запутались в чуждых их сердцу и слуху религиозных праздниках. Какой-то «байрам» - наверно «курбан». Ну, или реакция Кадырова правдива и он и впрямь просто трудится аки пчелка, востанавливая мир и порядок в Чечне.

Это, в общем, и неважно. Ошибка в общем виде говорит, вероятно, еще и о том, что неофиты, даже самые искренние, не слишком вникают в глубинный смысл веры, часто путаются в понятиях и вообще вера их, хоть и весьма крепка, при этом очень и очень специфична.

И никто достоверно не скажет в таком случае, что из себя представляет среднестатистический российский ваххабит (бывший замгенпрокурора Владимир Колесников в 2004 году и вовсе говорил о необходимости введения уголовной статьи «за ваххабизм» - почти официальную религию Саудовской Аравии). Или понять, какова на самом деле мотивация и система верований и ценностей тех миллионов граждан, что стояли многочасовые очереди в надежде прикоснуться к поясу Богородицы. Они, без сомнений, верующие, но только во что?

Согласно опросам, например, большинство православных в строгом понимании православными не совсем являются. По крайней мере, с обрядовой точки зрения. Скажем, по опросу ВЦИОМ от 2010 года, Священное Писание читали лишь половина россиян (столько же не читали) и это, вероятнее всего, завышенные данные, ведь ответ «да» в данном случае является социально одобряемым ответом.

Или вот опрос от 2013 года о том, собираются ли россияне отмечать Пасху, и если да, то как именно. Три четверти опрошенных заявили, что в Великий пост они сохранят обычный режим питания, о готовности полностью соблюдать пост заявляли лишь 4 процента опрошенных. Еще 12 обещали социологам соблюдать пост частично, 6 процентов — поститься раз в неделю. Желание пойти на всенощную службу изъявили 8 процентов (среди православных — 10 процентов) — тут имеется рост по сравнению с 2005 годом, когда таких набралось только 3 процента. Иными словами: один из главных христианских праздников россияне уважают и любят, но его празднование сводится более к поеданию куличей, окраске яиц и их освящению в церкви и походам в гости — это три самые популярные варианта ответа.

Вероятно, примерно ту же картину можно было бы увидеть, если опросить представителей других конфессий. Если и происходит клерикализация общества и власти, то носит она явно поверхностный, точно не фундаменталистский характер. Это скорее некая персональная, индивидуально выдумываемая вера с претензией на некие свои личные отношения с Богом.

Потому и нетрудно путать праздники, не ходить на главные церковные службы, не соблюдать каноны и так далее. Наверно, это вполне естественно для страны, где еще 25 лет назад официальной «религией» был «научный атеизм», а религии были почти под запретом. Однако это же ставит под сомнение, будто на основании религиозных ценностей и разговорами о восстановлении духовных скреп можно выстроить некую новую политику или национальную идентичность.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).