"Полит.ру" публикует интервью с начальником Управления Президента Российской Федерации по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модестом Колеровым. Модест Колеров до своего назначения на государственную службу был известен как историк, политолог, успешный менеджер и создатель политических проектов в Интернете. А сфера деятельности управления по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами актуализирована главным процессом в СНГ – серией “революций”, а также обострением отношений со странами Балтии. Беседовал Павел Толстых.
Вы проработали уже более 3 месяцев в Администрации Президента. До своего назначения Вы принимали участие в околовластных проектах. Как Вы себя чувствуете в среде Администрации Президента, известной своей консервативностью, со специфической системой принятия решений, выстроенной иерархией и пр.?
Во-первых, я не принимал участия в околовластных проектах. Во-вторых, я не чувствую, что среда является консервативной и номенклатурной, а механизм принятия решений здесь ничем принципиально не отличается от процедуры принятия решений в крупной корпорации. Называть эту систему более костной может только тот человек, который никогда не работал в большом бизнесе.
Ваше назначение в марте этого года наделало много шума как в кругах политических консультантов, так в академической и журналистской среде. Понятно, что такого рода назначения так просто не делаются, они проходят через серьезный “ресурсный” торг. Как вы можете объяснить свое назначение на эту должность?
Никак не могу объяснить, так как я не знаю, какие мотивы были у моего руководства. Что подразумевается под “ресурсностью торга”? Я вообще не понимаю, что имеется в виду.
Имеется в виду, что на определенные позиции, скажем, выше начальника отдела в системе власти, назначения не делаются исходя, например, только из профессиональных качеств претендента и пр. Здесь вступают в силу правила иного рода. Такие посты либо покупаются, либо, что гораздо чаще, назначения на них обмениваются на другие “ресурсы” в результате политического торга…
Да это все домыслы. "Полит.ру" в последнее время занялось конспирологией и вообще потеряло связь с реальностью. Не все в жизни происходит на вычисленных условиях административного рынка.
Как Вы определите основное назначение Управления по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, помимо того, что было сказано в достаточно сухом пресс-релизе?
Ничего не могу добавить, так как все, что было в нем сказано, то и реализовывается. Не дипломатия, не экономика – это гуманитарное и общественное сотрудничество как в области защиты российских граждан и соотечественников, так и в выяснении встречных интересов национальных элит.
Какие конкретные шаги Вы для себя определили по реализации указанных задач на ближайшее время? Есть какая-то разработанная программа в среднесрочной перспективе и пр.?
Программы нет, и ее не должно быть. Общие направления работы - определены руководством. Писать программы, концепции – передо мной таких задач не ставилось, потому что количество практических проблем, в том числе и разного бюрократического уровня, – велико, и их надо начинать решать, надо показывать быстрые и внятные результаты. Хотя все понимают, что в национальном, глобальном масштабе быстрых результатов быть не может. Значит, нужны быстрые частные результаты.
Пример привести можете?
Например, российские граждане из сопредельных государств жалуются, что по тем бюджетным квотам на обучение в ВУЗах России, которые выделяются для сопредельных государств, российские граждане учиться не могут, а могут учиться только граждане, живущие в сопредельных государствах. Надо изучить эту проблему и что-то с ней делать, как-то ее решать.
Граждане из сопредельных государств жалуются, что по тем же бюджетным квотам они хотят обучаться, предположим, геодезии, а их обучают зооветеринарии. Структура такого рода квот тоже требует предметного обсуждения и решения. Вот такого рода “мелочей” - море, но от них зависят судьбы сотен тысяч людей.
В странах, имеющих активные внешнеполитические амбиции, принята практика создания специальных околополитических фондов, которые под прикрытием развития научных и культурных связей, научных исследований фактически являются заметными агентами влияния этих стран. Есть ли планы создания подобных российских центров?
Я много слышал предложений и идей о том, что такой бюджетный государственный фонд должен быть создан, но сейчас его нет. Идеи эти продолжают высказываться, но никаких бюрократических воплощений этих идей я не видел.
В интервью “Граням” в ряду внешних проблем России Вы назвали экономику. Как Вы относитесь к давнишней идее Анатолия Чубайса о “либеральной империи”?
Дело в том, что впервые эта идея была произнесена не Анатолием Чубайсом, а Петром Струве в 1908 году. Эта идея умерла еще тогда, хотя она была очень красивой.
Но деятельность российских бизнес-групп крайне активизировалась в странах бывшего СССР в последние годы.
Это не имеет отношения к сфере деятельности моего управления. Мне единственное хотелось бы, чтобы деятельность российских бизнес-групп была жестко скоординирована с нашими национальными интересами.
Как выстраивается политика Управления относительно "оранжевых" тенденций в странах бывшего СССР?
С "оранжевыми" настроениями должны бороться сами носители этих настроений, а не какие-то внешние силы. Если у Вас грипп – Вы должны сами его пережить.
Насколько остро, на Ваш взгляд, стоит проблема соотечественников в ближайшем зарубежье?
В разных странах - по-разному. Есть государства, где никакой дискриминации нет, есть государства, где она есть. В одном из прибалтийских государств подобная дискриминация описывается в 60 пунктах разницы в правах граждан и не граждан.
Как Ваше Управление планирует участвовать в разрешении подобных проблем?
Задачи дипломатической защиты наших граждан и соотечественников за рубежом решает МИД. Мы можем лишь оказывать максимальную организационную и методическую помощь в том, чтобы наши граждане могли реализовывать те преимущества, которые им предоставляет российское гражданство; чтобы на всех уровнях звучала бы задача воспроизводства идентичности наших соотечественников.
А то тут недавно я был удивлен, прочитав в программе одной из эстонских политических партий название раздела - “Меры по сохранению культурной идентичности не эстонцев”. Первый пункт этого раздела звучит “государственная поддержка по увеличению числа преподавателей эстонского языка”. Вот это защита идентичности! Если бы кто-то в мире прочитал бы, что задача нашей страны по защите прав марийцев – это увеличение числа преподавателей русского языка, нас бы просто застыдили и были бы правы. А наши некоторые соседи позволяют себе такое и вовсе этого не стыдятся.
Как профессиональных пиарщик как Вы относитесь к идее появления англоязычного телевизионного канала Russia Today TV, основной целью которого является более полное освещение событий, происходящих в России? Многие недоумевают, какому европейцу или американцу в светлом уме и памяти придет в голову мысль смотреть подобное…
Это не сфера моей компетенции. Дай Бог им здоровья. Если такой канал будет создан – это будет хорошо. Здесь, на самом деле, главный вопрос в создании непрерывного телевизионного производства.
Вы принимали участие в создании влиятельных политических проектов в рунете. Не рассматривается ли в Вашем Управлении идея занятия этой крайне важной, с точки зрения политического влияния, ниши в Средней Азии и Закавказье, где, кажется, есть дефицит в этой сфере?
Что Вы! Например, в Казахстане электронные СМИ чрезвычайно развиты. Есть знаменитая www.fergana.ru Узбекистана, есть множество киргизских ресурсов. Пожалуй, такое же значение электронные ресурсы имеют только на Украине.
Создание такого рода площадок в качестве задач не стоит, потому что все влияние, которое мы хотим и можем оказать, - мы должны оказывать через существующие инструменты и институты. Я против кампанейщины, против создания каких-то узко прикладных ресурсов. Есть мощные усилия государства: достаточные или недостаточные – это другой вопрос. Нам надо, для начала, научиться соответствовать этим возможностям, этим ресурсам, - быть более внятными, более прозрачными, более содержательными.
В России трудится множество граждан республик бывшего СССР. Каково Ваше отношение к миграционной политике России?
Трудовая миграция является одним из приоритетов нашей миграционной политики. Чтобы защитить права трудовых мигрантов - нужно обеспечить их легализацию. Это ключевая задача. Например, из более чем 500 тысяч киргизских граждан в России имеют регистрацию только 70 тысяч, и только 5 тысяч имеют разрешение на работу.
Следовательно, мы никак не можем защитить права преобладающей части этих людей. К счастью, вокруг киргизских трудовых мигрантов нет крупных общественно значимых трудовых конфликтов, и это уже приятно. Не каждая сфера трудовых отношений обходится без конфликтов. Мы знаем, что есть существенные проблемы на строительном рынке Москвы и т.д. Россия нуждается в такого рода рабочих руках, Россия нуждается и в людях, имеющих высшее образование, ведь есть и интеллектуальная миграция. Мы нуждаемся в такой миграции, и надо думать, как ее сделать легальной!
Семь полпредов: кадры Путина близки к исчерпанию. Статья Модеста Колерова на "Полит.ру" (29 мая 2000 г)