будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 21, 2025
Страна

Нечто об особенностях российского европеизма

Выступление было ответственное. По сообщению РИА "Новости", Михаил Касьянов заявил, что Россия стремится к сближению со странами Евросоюза и в итоге к формированию общего экономического европейского пространства. "Мы настаиваем на взаимодействии, равноправном партнерстве и интеграции России и Евросоюза", - сказал российский премьер.

Правда, предложения его в этом отношении отличались сугубым традиционализмом. Как выясняется, общее экономическое пространство России и Европы представляется ему в целом в таком же виде, как оно существовало, к примеру, в конце XIX - начале XX века, когда Российская империя была для развитых стран привлекательным рынком инвестиций, все еще оставаясь преимущественно источником сырья (в то время речь шла главным образом о сельхозпродукции, а ныне - об энергоносителях) и транзитным коридором для сношений с богатым Востоком. "По прогнозам Евросоюза, в течение ближайших 20 лет потребление газа в странах ЕС будет удвоено. И все понимают, что без России, крупнейшего газодобытчика, эта задача не может быть осуществлена", - сказал Касьянов и далее напомнил, что перевозка грузов из стран ЕС в Китай и Японию и обратно по суше через территорию России обходится гораздо дешевле, чем транспортировка морским путем.

Надежда вернуться в сакраментальный 1913 год, чтобы с помощью благожелательно настроенных к России немцев и вообще европейцев попытаться возобновить поступательное движение страны с той точки, на которой оно было прервано, просвечивает в ожиданиях, которые российское правительство сейчас обращает к Западу. Но стремясь войти в ту старую колею, оно и во многих других отношениях неизбежно скатывается на проторенную дорожку. Проторенная дорожка ведет по кругу, и вновь Россия, принятая на самом высоком уровне в Европе, как несколько веков до этого пытается доказывать свое право числиться среди цивилизованных народов и пытается убеждать недоверчивых европейцев в том, что и ей нечужды европейские ценности, а значит, с ней можно иметь дело.

Волей-неволей Михаилу Касьянову пришлось оправдываться перед немцами и другими гостями юбилея в связи с событиями в Чечне. Он убеждал слушателей, что привычные для них аналогии с Испанией и Северной Ирландией в данном случае неприменимы, потому что российские власти имеют дело не просто с сепаратизмом, а с терроризмом, к тому же международного характера. Однако Россия, продолжал он, жесткая по отношению к террористам, работает над разрешением конфликта "с помощью активного политического процесса".

Референдум и кадыровская конституция - важнейшие элементы не только внутриполитической но и внешнеполитической стратегии России, стремящейся во что бы то ни стало снять остроту чеченской проблемы на международном уровне. "Мы решаем эти вопросы политическим путем, мы решаем то, что не регулировалось в течение многих лет", - заклинал слушателей Касьянов.

Смысл этого выступления премьера в Берлине становится еще понятнее с учетом контекста. Дело в том, что в тот же день в России заместитель главы МИД Владимир Чижов сообщил, что российская сторона намерена добиваться корректировки мандата Группы содействия ОБСЕ в Чечне, который истекает 31 декабря. Прежде всего, имеется в виду изъятие из мандата такой функции как содействие диалогу федеральной стороны и сепаратистов в целях содействия политическому урегулированию. "Полит.Ру" напоминает, что миссия ОБСЕ начала свою работу в Чечне в 1995 году, и тогда за ней были поставлены задачи "контроля за соблюдением прав человека и основных свобод граждан на территории Чечни", участия в построении системы демократических институтов в Чечне, оказания помощи в разработке новой конституции республики и в перспективе - организации там свободных демократических выборов.

Впрочем, справедливость требует признать, что с тех пор представители ОБСЕ, особенно в последнее время, почти не проявляли себя на это поприще. Разве что в виде молчаливых свидетелей поучаствовали в сорванных ФСБ переговорах Уполномоченного по правам человека в Чечне Султыгова с чеченскими парламентариями масхадовского созыва. Сейчас, после октябрьских событий на Дубровке Москва продолжает жестко и уверенно настаивать на том, что не намерена допускать никакого международного вмешательство в процессы, происходящие в мятежном регионе. "Не все представители ОБСЕ это сразу , - сказал Чижов. - Поэтому было бы правильным привести мандат в соответствие с теми реальными задачами, которые, по мнению властей приглашающей стороны, то есть России, эта группа призвана выполнять".

Уйти из-под опеки Европы по чеченскому вопросу, ухитрившись сделать это так, чтобы не вызвать раздражения западных партнеров и даже поднять уровень их доверия к России - к этому стремятся сейчас российские власти. В задачу же премьер-министра входило переключить внимание иностранных слушателей с этой локальной проблемы на широкие и радужные перспективы развития России в целом.

В связи с этим он не пожалел красок, рисуя нынешним и потенциальным инвесторам будущее нашей страны. В течение ближайших десяти лет, сказал он, российское правительство видит главную задачу страны в том, чтобы поднять уровень доходов россиян на душу населения до аналогичных показателей Евросоюза.

"Эта цель амбициозна, но мы к ней должны придти", - скромно заметил Касьянов. Залог тому, по его словам, высокие темпы роста российской экономики. А кроме того, продолжал он, за предстоящие 10 лет Россия должна добиться того, чтобы ее граждане пользовались такими же гражданскими правами, как в Европе и были "свободны и с экономической точки зрения".

Оставим на совести премьера явно излишний оптимизм по части сроков выравнивания России и Европы. В остальном же к его пожеланиям нельзя не присоединиться.

Однако добиться всего этого возможно только при одном условии - невозвращении к тоталитарному и авторитарному прошлому страны. Угрожающие тенденции такого рода замечают как отечественные наблюдатели, так и иностранцы. Чечня - лишь одна из ряда проблем такого рода. Именно неуверенность Запада в необратимости цивилизационных перемен в России, пожалуй, больнее всего бьет по амбициозным планам российских властей по части дружбы и равноправного сотрудничества с развитыми странами.

Поэтому премьеру пришлось затронуть в своей берлинской речи и еще одну важную внутриполитическую проблему - планы реформирования системы местного самоуправления в России. Не так давно мы писали об антидемократическом начале, заложенном в основах этой реформы. Попытки загладить этот неприятный аспект, подчеркивая ряд эффективных с финансовой точки зрения решений реформаторов, не удались, и перед самым внесением законопроекта о реформе в парламент скандал вокруг нее выплеснулся на международный уровень. Вопрос с самого начала был поставлен в политической плоскости, чего внутри России всеми силами избегают, и в связи с этим Михаилу Касьянову как главе правительства, одобрившего проект реформы, пришлось искать объяснения, которые удовлетворили бы европейских слушателей.

Ход был найден остроумный. Российский премьер сам заговорил о том, что в России, "к сожалению, не пережит синдром тоталитаризма на глубинном уровне", но, продолжал он, все дело в том, где затаился этот исторический враг. "Если в высших структурах нашего общества демократические механизмы работают хорошо, правильно, то на более низком уровне управления, в частности, местного самоуправления, процесс не находится в такой стадии развития", - заявил Касьянов.

Таким образом, проникновение государственной власти в структуры местного самоуправления в интерпретации премьера стало выглядеть как мудрое просвещенное правление, противостоящее темноте и разрушительным тенденциям, идущим снизу, где несознательные граждане, "выбирая кандидатов в местное самоуправления, (...) выбирают таких боссов, которые, зачастую, не имеют отношения к демократии".

Вывод из этого был сделан традиционный: "Россия - особая страна со своими традициями, однако процессы демократизации идут хоть и не так быстро, но зато уверенно".

Трудно сказать, произвел ли этот гимн "просвещенному патернализму" то впечатление на слушателей, на которое рассчитывали спичрайтеры Михаила Касьянова. В России в последнее десятилетие нередко повторяют одно из популярнейших политических bon mot Пушкина: "Правительство все еще единственный европеец в России". Эту умиротворяющую мысль, очевидно, и хотел донести до своих слушателей российский премьер. Однако рассуждения поэта имеют продолжение, которого любители bon mot обычно не знают. Звучит оно горько: "... И сколь бы грубо и цинично оно ни было, от него зависело бы стать стократ хуже. Никто не обратил бы на это ни малейшего внимания"...

Вежливая берлинская аудитория аплодировала представителю Единственного Европейца России. Но, к сожалению, исторический опыт показывает, что особость пути России состоит, в частности, и в том, что несмотря на умение нашего Единственного Европейца носить "немецкое" платье, остальные обычные европейцы почему-то упорно отказываются воспринимать его как себе подобного. Что-то они все-таки чуют в нем от переодетого медведя...

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).