Священный Синод Русской православной церкви в четверг фактически отправил в отставку одного из самых заметных спикеров Московской Патриархи последнего времени — отца Всеволода Чаплина.
Синод учредил Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ на базе синодального Информационного отдела и синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. При этом некоторая часть функций этих учреждений передана Отделу внешних церковных связей и пресс-службе патриарха.
При этом Священный Синод освободил протоиерея Всеволода Чаплина от должности председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, выразив ему благодарность «за многолетнее участие в диалоге с органами власти на предмет развития законодательства, касающегося религиозных организаций, а также за участие в работе Межрелигиозного совета России».
Председателем синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ назначен Владимир Легойда, который до настоящего времени возглавлял синодальный Информационный отдел.
Представителем Церкви в Межрелигиозном совете России назначен глава Отдела внешних церковных сношений митрополит Волоколамский Иларион.
Одновременно была создана патриаршая комиссия по вопросам физической культуры и спорта. В состав комиссии войдут известные спортсмены, общественные деятели, действующие спортсмены, которые занимаются общественной деятельностью, а также священнослужители Русской православной церкви. «Новая Патриаршая комиссия — это координационный орган при Святейшем патриархе, и он создан для обеспечения и развития общецерковной деятельности в области физической культуры и спорта», — объяснил Владимир Легойда.
Вся эта достаточно важная реформа, в том числе «вторжение» РПЦ в область спорта, осталась практически незаметной из-за Чаплина. Действительно, когда только что отправленный в отставку высокопоставленный деятель РПЦ говорит о скором уходе патриарха из-за «противоречия между верой в личную харизму и окружающей реальностью», говорить о чем-то еще по меньшей мере странно.
Между тем диакон Андрей Кураев, известный своей «либеральной позицией», советует не слишком сильно обращать внимания на высказывания Всеволода Чаплина, хотя и признает, что он как никто другой разбирается в «аппаратно-номенклатурной кухне патриархии».
По словам Кураева, отставка Чаплина могла быть связана с тем, что его выступления не устраивали МИД. Например, Чаплин не так давно сказал о священной войне с террором в Сирии, что позволило в мусульманских странах начать речь о новом крестовом походе. С одной стороны, уверен Кураев, Чаплин достаточно точно выражал мнение патриарха Кирилла, с другой — патриархия вынуждена соглашаться с замечаниями из Кремля и МИДа.