будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 11, 2025
Страна
Гриценко Григорий

Непутевые наследники богатого фонда

Непутевые наследники богатого фонда
gric_big

Судьба Стабилизационного фонда и его наследников вновь взбудоражила экономических комментаторов. Не вдаваясь в излишние подробности по поводу предстоящей деятельности Резервного фонда и Фонда будущих поколений, возникающих на месте Стабилизационного, отметим две характерные особенности представлений финансового руководства России, предложившего нам этот структурный маневр.

Первая особенность состоит в том, что руководство не верит в возможности (или просто не хочет ими пользоваться) такого хорошо известного способа финансирования государственных расходов (в том числе – финансирования бюджетного дефицита) как продажа облигаций государственных займов Центральному банку. Эта мера ничего необычного собой не представляет, многие страны ей давно пользуются, но нам этот путь оказывается заказан. Вместо того чтобы финансировать дефицит (если он, конечно, возникнет) за счет денежной эмиссии, производимой Центральным банком против правительственных облигаций, Минфин хочет использовать для этой цели Резервный фонд.

Размер Резервного фонда предполагается таким, чтобы его хватило на покрытие дефицита на три года, если цена нефти упадет до $30/баррель и будет на этом уровне держаться все эти годы. Правда, что будет, если цена на нефть упадет еще ниже, и продержится на этом уровне не три года, а, скажем, пять лет, не сообщается. Но и так понятно, что Резервный фонд обнулится, расходы бюджета придется сокращать, а потом, когда из-за сокращения расходов возникнет социальная напряженность, все равно придется начинать заимствования у Центрального банка.

Конечно, может быть, нам повезет, и, постояв год-другой на низком уровне, как это было в 1997-1999 годах, цены на нефть вернутся к чему-то пристойному, тогда ничего драматичного с нашей бюджетной сферой не произойдет.

Вторая особенность представлений нашего финансового руководства состоит в том, что они идентифицирует Россию с некоторыми иностранными государствами, по примеру которых создается Фонд будущих поколений. Таким государством является, например, Норвегия, которая не слишком похожа на Россию, – и по территории, и по численности населения, и по набору отраслей экономики. Да, Норвегия тоже добывает нефть и газ, но на этом сходство почти заканчивается, потому что кроме нефти, газа, рыбы, древесины, электроэнергии, кораблей и туризма Норвегия не производит ничего. Ну, а для того, чтобы описать все , что производит Россия, не хватит целой статьи. Поэтому-то бедной природными ресурсами Норвегии пришлось задумываться над тем, что с ней будет, когда нефть и газ закончатся, и останутся только лес и рыба. Задумавшись, норвежцы вспомнили опыт богатых нефтяных монархий Персидского залива, у которых, кроме нефти и газа есть только песок, и которые свои нефтяные сверхдоходы собрали в инвестиционном фонде, вложив его в активы по всему белому свету. Поэтому когда Норвегия создавала свой фонд будущих поколений, ей было у кого учиться. Учеба пошла впрок, так как ресурсная обеспеченность южных государств Персидского залива и Аравийского полуострова и северных стран Скандинавского полуострова приблизительно одинакова.

Но для России аравийско-скандинавский опыт, очевидно, не подходит – хотя бы потому, что природных ресурсов у нас в стране просто непочатый край. Поэтому вопрос «Что с нами будет, когда нефть и газ закончатся?» даже не возникает. Они не закончатся, так же как не закончатся олово и свинец, золото и серебро, уран и уголь, железо и медь, алюминий и платина. Даже лес и рыба, и те не закончатся. Ну, а раз они не закончатся, то откладывать для будущих поколений нам ничего не нужно – о нас уже позаботилась природа.

В этих условиях задача, куда вложить средства Фонда будущих поколений, решается просто: если нас интересует судьба будущих поколений, то лучше прямо сейчас усиливать геологоразведочные работы и мероприятия по повышению плодородия почв – тогда будущим поколениям точно будет, на что жить.

Конечно, это предложение носит дискуссионный характер, так как, наверняка, найдется еще десяток-другой проектов, в которых можно эффективно использовать средства этого Фонда.

Что же касается ненужного нам Резервного фонда, то его средства можно будет, как мы и писали, использовать для перевода деятельности Пенсионного фонда на коммерческую основу. Для этого их нужно внести в Уставный капитал Пенсионного фонда России, а потом инвестироваться в разного рода приносящие доход активы.

На протяжении нескольких лет уставный капитал Фонда должен постоянно возрастать, во-первых, за счет трансфертов из федерального бюджета, которые сейчас направляются в Стабилизационный фонд, а во-вторых, за счет капитализации доходов от произведенных инвестиций. После того, как размер уставного капитала Фонда достигнет такого уровня, что доходы от его инвестирования станут сопоставимыми с поступлениями Единого социального налога, ставки этого налога можно будет постепенно снижать, доведя их с нынешних 26% до, скажем, 10%. Причем за счет этих 10% будут финансироваться расходы Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования, а Пенсионный фонд, если так можно выразиться, перейдет на самофинансирование, и будет выплачивать пенсии за счет доходов от инвестиций.

См. также:

  • Открытый семинар. Стихийный либерализм и демократия налогоплательщика
  • Григорий Гриценко. Третий путь российской экономики: надолго ли хватит денег?
  • Григорий Гриценко. Пенсии от Гайдара
  • Григорий Гриценко. От денег к капиталу
Гриценко Григорий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).