Была ли в России альтернатива гайдаровским реформам? Многие убеждены, что была альтернатива. Многие сегодня убеждены, что «шоковая терапия» была слишком жесткой мерой, а страна заплатила слишком большую цену за реформы. Экономист Евгений Ясин уверен — альтернативы не было, социалистическая система была обречена.
Своими соображениями на предмет альтернативы реформам начала девяностых накануне поделился с широкой публикой известный экономист, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. Ясин выступил с лекций в рамках цикла «Как это было», посвященного истории реформ и организованного Фондом Егора Гайдара. Сам лектор не входил в состав ни Московской, ни Лениградской групп молодых экономистов, ядро которых составляли будущие реформаторы, но имел непосредственное отношение к процессу реформирования экономики — сначала в качестве эксперта, затем, в середине девяностых — в качестве чиновника, министра экономики.
Ясин напомнил, что в 1986 году в мире резко упала цена на нефть — один из основных экспортных товаров СССР. После этого в бюджете страны образовался 20-процентный дефицит. На этом фоне государство еще и начало проводить антиалкогольную кампанию и взяло «курс на ускорение», в рамках которого планировалось переоснастить промышленность. Расходы, таким образом, превышали доходы и власти начали задумываться о более радикальном реформировании экономики.
Духовным отцом идеи реформирования советской экономики, по словам Ясина, стал стал видный политический деятеель тех лет Александр Яковлев. В 1987 году впервые была сформулирована идея необходимости внедрения рыночных элементов в советскую плановую экономику. «Слово «рынок» до 1987 года даже не произносили, да и когда Николай Рыжков (глава правительства СССР) произнес его, он говорил о «социалистическом рынке», - вспоминает Ясин.
Ясин вошел в экономическую группу правительства Рыжкова в 1989 году. «Я был убежден, что надо делать все умеренно, но умеренный вариант был уже закрыт». - полагает Ясин. В концепции, разработанной экономической группой, предлагались уже два сценария реформ — радикальный и консервативный. Реформаторы начала 90-х реализовывали приблизительно тот же сценарий, что и описывали в экономической группе правительства. По Ясину, альтернативы радикальному варианту у советской экономики уже не было.
По мнению Ясина, советская экономика была вполне жизнеспособной стройной системой. «Социалистическая система идеальна, если добавить в нее ГУЛАГ. Ведь странно получается: все ресурсы перераспроеделяются, а человеческий — покупается», - считает Ясин. По его мнению, элементы рынка в конце 80-х встроить в советскую экономику было невозможно.
По его оценке, среди великих реформаторов 20-го века Гайдар был единственным, кому пришлось проводить сразу несколько реформ в очень сжатые сроки. Важным он считает именно то, что решения принимались единым пакетом. «Я принимал участие в разработке программы «500 дней». Так вот: Гайдар провел реформы примерно за 500 дней», - говорит Ясин. В результате по большинству принципиальных направлений основные цели были достигнуты уже за полтора-два года. Была проведена массовая приватизация, созданы рыночные институты и так далее. Лишь задача финансовой стабильности была решена несколько позже — в 1997 году.
«Гайдар говорил мне: то, что мы должны сделать, возможно сделать либо при военной диктатуре, либо при харизматичном, популярном лидере. У нас такой лидер есть — Борис Ельцин», - вспоминает Ясин. По его мнению, реформы Гайдара неизбежно будут продолжаться и Россия стоит на пороге перемен. Вопрос, полагает Ясин, только в том, когда они продолжатся раньше или позже.
И еще Ясин пересказал свой разговор с известным западным экономистом. Тот рекомендовал россиянам D-day — провести либерализацию цен в один день, не растягивая. «А как людям жить?» - поинтересовались у того. «Спутники у вас есть, купите Playboy, пусть народ смотрит и отвлекается от проблем», - невозмутимо заметил экономист. «Что в принципе и было реализовано — вспомните «Рабыню Изауру», - иронизирует Ясин.