будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 13, 2025
Страна

Несколько слов президента журналистам перед каникулами

Путин об экстремизме

Вопрос: Сейчас в России есть группа населения, которая не определилась со своими политическими взглядами. Эти люди не примкнули к той или иной политической партии, и вполне возможно, что накануне выборов они могут стать легкой добычей политических сил, предлагающих простые и легкие решения сложных проблем, как это было на выборах во Франции. Как вы считаете, существует ли опасность, что политические партии крайнего толка привлекут накануне выборов к себе массы избирателей и что можно сделать для того, чтобы экстремистская идеология не нашла поддержки на российской почве?

Путин: Во-первых, Россия не Франция и у нас конечно очень много того, что напоминает ситуацию в Западной Европе, но все-таки это другая страна и другая ситуация. Я думаю, что основные политические силы Западной Европы сделают выводы для из этого «политического крена вправо». Я, кстати сказать, в частных беседах со своими коллегами неоднократно обращал внимание на тревожные симптомы. И в Германии это имело место, и в Голландии, и вот во Франции. На мой взгляд, это вообще не наше дело вмешиваться и давать оценки. На мой взгляд подобные явления во внутренней политике связаны с определенным перекосом в приоритетах, как-то за общечеловеческими ценностями иногда забывается конкретный человек конкретной страны. Что касается России, то я такой угрозы не вижу. На мой взгляд, такая угроза складывается или может сложиться там и тогда, где и когда руководства стран не обращает внимания на основные нужды своего населения, не решает эти вопросы или пренебрегает этими проблемами. Я думаю, что самая наша задача в том, чтобы выводить страну из нищеты, самое главное в том, чтобы люди чувствовали себя в безопасности, чтобы престиж России на международной арене укреплялся. Мы последовательно, не так быстро, как хотелось бы, но действуем в этом направлении. Наша задача заключается в том, чтобы разъяснять населению Росси то, что мы делаем и разъяснять те цели, которые мы перед собой ставим. Мне кажется, что если у нас будет поддержка основных политических сил страны левого и правого, и центрального спектра, и отдача населения будет соответствующей, никакого экстремизма мы в России не получим.

Есть еще одно обстоятельство, на которое я бы обратил внимание. Большой ошибкой является загонять оппонентов на нелегальное положение. Слава Богу, в России представители всех политических течений имеют возможность легально парламентским способом высказывать свое мнение и бороться за свою точку зрения и за избирателей.

Наконец, третье, это укрепление многопартийной системы, демократической многопартийной системы. Парламент страны принял соответствующий закон, этот закон начинает функционировать, начинает жить. Очень важным является то, что он будет функционировать прямо с территорий, из регионов, принципиально важным считаю вопрос о распространении влияния общеполитических партий на региональную политическую жизнь, их присутствие в региональных парламентах. Делается это все достаточно тактично, не спеша, без рывков, с учетом возможностей и готовности региона к внедрению этой многопартийной системы у себя дома на региональном уровне. Если все это вместе будет реализовываться дальше, никакой опасности радикализации России не вижу.

Путин о Чечне и чеченцах

Вопрос: Серьезной моральной травмой для чеченцев и тех, кто проживает за пределами республики, является так называемый негативный миф о чеченцах. Как вы думаете, можно ли его сегодня развеять? Нельзя ли усовершенствовать систему зачисток, проводимых в Чечне, чтобы они не так болезненно проходили для мирного населения?

Путин: Что касается негативного образа чеченцев. Чеченский народ ни в чем не виноват. Я думаю, что это вина федерального центра, что чеченский народ бросили в свое время на производ судьбы. Не будем искать конкретных виновных, но ясно, что государственная машина России не сработала. Ну что же делать рядовому чеченскому гражданину, когда в село заходит банда в 100-200 человек, вооруженная тяжелым вооружением. Да, даже если у чеченцев у каждого под матрасом у каждого Калашников лежит. Ничего с Калашниковым с этим не сделаешь, а государство оказалось неспособным защитить интересы чеченского народа. Конечно, этим воспользовались и фанатики-экстремисты, деструктивные элементы вех мастей. Что общего с интересами Чечни имело известное нападение 1999 года на Дагестан? Да ничего общего, разве эти люди защищали интересы Чечни? Чеченцами в очередной раз в истории прикрылись, как живым щитом. Сегодня эта трагедия, и повторю, сейчас нет смысла искать виноватых. Да, к сожалению, такой образ имеет место и наша задача, задача в том, что этот образ врага, террориста, развеять, и для этого есть очень много оснований. К сожалению, не часто пишут и говорят в федеральной прессе о героизме чеченского ополчения, чеченской милиции, причем на первых этапах борьбы с экстремистами. Еще в середине 99-го года, когда чеченских милиционеров хватали, пытали, отрубали им руки и т.д. Самое последнее событие - уничтожение Хаттаба, стало возможным не только благодаря использованию агентуры из числа иностранных наемников, но и при непосредственном участии чеченского населения. Много и других случаев очень эффективной работы чеченцев по изгнанию террористов со своей собственной земли и налаживанию мирной жизни. Об этом просто чаще нужно говорить. Это и наша и ваша задача, всех тех, кто сидит в этом зале.

Теперь, что касается совершенствования зачисток. Зачистки нельзя совершенствовать, их нужно прекращать. И это станет возможным только после того, как будет укреплена правовая, юридическая и силовая составляющая чеченской администрации. Под силовой составляющей понимаю создание дееспособных органов внутренних дел с боевыми подразделениями в виде ОМОНа и других подразделений. Эта работа сейчас активно идет, это следующий этап нормализации обстановки в Чечне. Чечню должны защищать сами чеченцы. Ясно, что это нельзя сделать очень быстро, но вспомним, еще год назад, полтора года назад нам говорили - вы вообще ни одного чеченца не найдете, который бы поддержал федеральные силы. Сегодня про это забыли, забыли, потому что чеченский народ активно поддерживает усилия федерального центра по наведению порядка на своей собственной родине. Нужно дать им возможность с оружием в руках это делать. Это требует времени и сил, подготовки, требует кадров. Эта работа напряженно идет сейчас. Я думаю, что в основном она должна быть завершена к концу этого года, после этого будем переходить к следующему этапу нормализации, будем выходить на принятие конституции.

Путин о регионах

Вопрос: Наблюдая из отдаленных регионов за действиями президента и правительства, у нас иногда складывается впечатление, что Москва провозглашает реформы, а региональные власти не торопятся их реализовывать. Нет ли у Вас ощущения противодействия, а подчас даже саботаж со стороны региональных властей, проводимым в стране реформам?

Путин: Очень легко было бы для меня воспользоваться Вашей подсказкой, и все свалить на региональных лидеров. Это было бы не честно, неправильно, неверно и вредно.Я думаю, что в ряде, во всяком случае по ключевым вопросам, региональные лидеры, губернаторы, президенты республик Российской Федерации, президенты в составе республик Российской Федерации, безусловно, поддерживают и президента, и правительство.

Есть вопросы, есть проблемы, которые часто напрямую затрагивают те или другие регионы. Мы, конечно, будем добиваться их исполнения. И должен сказать, что, скажем, в решении ключевого вопроса приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным, было какое-то сопротивление, но в целом удалось убедить руководителей регионов в том, что это благо для всей страны, а значит и для всех регионов.Но это не значит, что губернаторы и другие руководители регионов со всем соглашаются. Это, кстати говоря, не значит, что федеральные решения всегда являются оптимальными. И споры по тем или иным решениям, принятым, конечно, и продолжаются. Что греха таить, при реализации определенных вопросов сопротивление есть. Но оно не носит конфронтационного, разрушающего государство характера.

Что касается некоторых частных вопросов, то я бы сказал так. Ведь мы принимаем, скажем, решения в области дебюрократизации. В отношении кого эти законы и решения действуют по дебюрократизации? В отношении огромного количества не только местных, но и федеральных чиновников, работающих на местах. Что же это за решение? Скажем, сокращение количество лицензируемых видов деятельности. К примеру, должно быть реализовано решение о новом порядке проверочной деятельности всего рода, то есть сокращение количества тех, кто проверяет, имеет право проверять.

Конечно, эти люди по определению будут сопротивляться. По определению, будь я на их месте - я бы тоже доказывал, что нужно обязательно проверить ларек. И не сказал бы о том, что там вкусное пиво продается. А сказал по тому, что там нет кассового аппарата, нет еще чего-нибудь; нашел бы кучу причин.

Вот так и происходит, их проверяют по 350 раз в году - один и тот же ларек. Конечно, на таком уровне часто встречается и сопротивление. Но должен Вам сказать, что это ожидаемое сопротивление, ничего необычного в этом нет.

Правительство должно быть более последовательно и настойчиво осуществлять ту политику, которая провозглашается, и никому ни на кого не валить, в том числе за то, что не удается сделать.

Путин о реформе ЖКХ

Вопрос: Вопрос о жилищно-коммунальной реформе. Впечатление такое, что правительство, опустило руки, перестало что-либо делать для улучшения жизни населения. Когда заработает реформа по-настоящему? Потому что пока что реформа идет в сторону увеличения квартплаты.

Путин: Реформа, действительно, очень медленно развивается. В общем, понятно почему. Это вопрос очень чувствительный для населения.

Затягивать тоже очень вредно. Это только усугубляет болезнь. О том, как лечить, уже много раз говорили. Какое лекарство применять? Об этом многократно высказывались на самом разном уровне. Я согласен и с терапией, и с лекарством. Правда, помощь должна быть адресной. Не предприятиям ЖКХ, а населению напрямую.

Сегодня миллиарды рублей направляются предприятиям ЖКХ, которые занимают монопольное положение на рынке, они слопают и еще в два раза больше - только давай. Лопатой наваливай, мешками носи им деньги, они все также будут поглощать их, а качество услуг улучшаться не будет.

Поэтому нужно создавать рыночную среду и дотировать население напрямую. Повторяю, поскольку это очень чувствительная тема, то правительство действует здесь осторожно. Нельзя сказать, что ничего не происходит. В Москве такой эксперимент проходит. И исходя из того, что московские власти сами по себе административно очень хорошо подготовлены, и ресурсы здесь приличные сосредоточены, и правительство здесь ближе. В Москве это пройдет, в некоторых других регионах, кстати, тоже проходит, я думаю, что реформа будет развиваться поэтапно, по регионам, включая все большее и из число.

Согласен с вами, что темпы могли бы быть и побыстрее. Но и, разумеется, это совсем не связано с повышением квартплаты и коммунальных услуг. Необходимо добиться перераспределения между богатыми и низко обеспеченными слоями населения. По сути дела, сейчас богатые пользуются такими же субсидиями государства, так и бедные. Это неправильно.

Вот в этом ключе, в этом смысле правительству нужно быть более решительным.

Путин о реформе образования

Вопрос: Приближаются вступительные экзамены в вузы и они пройдут в условия реформирования сферы образования. В частности, в ряде регионов уже прошел эксперимент по введению единого государственного экзамена. Как вы считаете, оправдал ли этот эксперимент себя, и чем вообще вызвана необходимость реформы сферы образования? Ведь в свое время советская высшая школа считалась одной из лучших в мире. Я представляю самый многонациональный регион России. К сохранению разных языков у нас относятся очень внимательно. Однако на федеральном уровне, и в частности, в принятом недавно в первом чтении законе об образовательном минимуме ни слова не сказано о родных языка.

Путин: Я с последнего начну. Думаю, что это упущение в законе, потому что Россия, богата не только природными ресурсами, она богата своей многонациональной культурой. Может быть, это самое ее большое достояние. Именно это делает ее трудно уязвимой и непотопляемой. Поэтому забота об этом культурном многообразии, в том числе и языковом многообразии должна быть, безусловно, одним из приоритетов государства. И если этого в законе нет, то это упущение.

Что касается образования и реформы, я согласен с вами в том, что советская система образования была одной из лучших в мире и российская является такой же сегодня. С определенными потерями, связанными не с самой системой образования, а с экономическим состоянием государства и с неразберихой, которая возникла в сфере образования в начале 90-х годов, когда школы, передали на муниципальный уровень, не позаботившись о том, чтобы наполнить реальным материальным содержанием их функционирование. Обеспечение школ оставили муниципалитетам, а денег никто не дал. И все начало рассыпаться. Сама система, она устойчивая и эффективная, но ее конечно надо приспосабливать к современным условиям. Ведь нет ничего замерзшего и неразвивающегося. Если мы хотим, чтобы это был живой организм, об этом нужно думать, нужно принимать соответствующие решения. Эффективно или неэффективно проводятся решения нужно спросить у тех выпускников школ прошлого года, допустим в Чувашии, которые за многие годы впервые в таком количестве попали в ведущие вузы страны.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).