СМИ узнали, что Россия заплатит Казахстану около 76 миллионов долларов за загрязненную нефть. В «Транснефти» заявили, что все пострадавшие страны получат компенсацию на равных условиях. Следователи завели еще одно уголовное дело о загрязнении «Дружбы», нефтерповод начнет работать в полную силу не раньше, чем через год.
Напомним, 19 апреля «Белнефтехим» заявил о том, что нефть из России поступает со значительным содержанием хлорорганических соединений. Через несколько дней на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе в Белоруссии заявили, что некачественная российская нефть привела к поломке дорогостоящего оборудования, компания «Транснефть» выяснила, что источник загрязнения нефти, поступающей на белорусские НПЗ в Мозыре и «Нафтан», находится на участке нефтепровода Самара — Унеча. В результате Белоруссия приостановила экспорт бензина и дизельного топлива на Украину, в Польшу и Прибалтику из-за качества российской нефти. В последующие дни еще несколько стран приостановили поставки сырой нефти из России по нефтепроводу «Дружба». СКР возбудил уголовное дело об умышленном загрязнении нефти, подозреваемые отправлены под домашний арест.
В начале июня проблемы с нефтью начались снова. Превышение нормы хлорорганики обнаружили после анализа в пункте «Адамова застава», откуда нефть поступает в Польшу. После этого на участке, подконтрольном польскому оператору PERN, приостановили прокачку. Как тогда сообщили в «Транснефти», вероятной причиной роста концентрации хлорорганики стало автоматическое включение системы раскачки дренажных емкостей на нефтеперекачивающей станции «Кобрин» в Белоруссии. «Решение по возобновлению приема было принято польской стороной по результатам анализа объединенной суточной пробы за 19 и 20 июня»,— пояснили в «Транснефти».
В начале этой недели чешский нефтепереработчик Unipetrol остановил прием нефти на южной ветке «Дружбы» из-за зафиксированного загрязнения хлорорганикой, сообщил в Twitter глава Управления государственных стратегических резервов Чехии Павел Швагр. «Сейчас проводятся дальнейшие тесты образцов»,— уточнил он. Вслед за этим советник президента «Транснефти» Игорь Демин заявил, что другие страны, такие как Белоруссия, Словакия и Венгрия, не фиксировали загрязнений. «Мы запросили Венгрию, которая качает ту же самую партию нефти: у них превышения нет»,— цитирует ТАСС Демина. Он также отметил, что такого содержания хлорорганики не было даже во время остановки трубопровода, и не исключил возможность ошибки измерения.
В конце мая глава «Роснефти» Игорь Сечин написал письмо вице-премьеру Дмитрию Козаку с просьбой ускорить принятие решений по компенсации убытков российских производителей нефти от загрязнения сырья хлоридами. Он указал, что белорусский Мозырский НПЗ хочет от компании компенсации потерь от поставок загрязненной нефти в апреле на $155 млн. Также с претензиями обратился польский переработчик Orlen — в $0,45 млн за недопоставку нефти в апреле. Впрочем, эти рассчеты не выглядели очевидными.
«Транснефть» согласовала с Казахстаном условия компенсации ущерба казахстанским грузоотправителям за некачественную российскую нефть. Об этом сообщили 25 июня, но условий не раскрыли. По информации источников агентств Reuters и Bloomberg, российская компания будет платить казахстанской стороне по $15 за баррель нефти.
«Механизм урегулирования последствий инцидента общий для всех грузоотправителей, он был озвучен на совещании с грузоотправителями, зарубежными транспортными операторами, нефтетрейдерами 3 июня. Все требования должны быть урегулированы в рамках заключенных договоров. С тех пор других подходов не предлагалось, механизм не менялся и будет общим для всех. Вопрос эксклюзивности по выплатам не стоит», – отметил официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин. Он напомнил, что подсчет потерь будет вестись предположительно до конца лета. При этом он подчеркнул, что «официальных требований к компаниям группы “Транснефть” пока не поступало».
Если верить Минску, белорусский участок полностью очистят от грязной нефти только через два месяца. На привычную мощность нефтепровод выйдет не раньше, чем через год.
«Ближайший год нефтепровод будет работать вполсилы. Даже по оценкам российских экспертов, для очистки трубопроводов ПАО "Транснефть" потребуется минимум восемь месяцев. Только после этого система "Дружба" сможет выйти на привычную мощность. Это только предварительные оценки», — сказал главный инженер белорусского оператора южной ветки «Дружбы» — ОАО «Гомельтранснефть Дружба» — Андрей Вериго. По его словам, сейчас в Белоруссии совершенствуют концепцию безопасности в сфере транспортировки нефти так, чтобы в будущем полностью исключить возможность попадания в трубопроводы грязного сырья.
«На данный момент из четырех веток нефтепровода "Дружба" функционирует только одна. Никто не говорит, когда могут быть запущены остальные и как решать проблему с огромными объемами грязной нефти. Что теперь с ней делать — малопонятно, — рассуждает директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко. — Гнать реверсом в Новороссийск очень дорого и долго, сейчас реверс составил порядка 10%, только лишь от запланированного. И это просто, на самом деле, какой-то сюр. В тот момент, когда "Транснефть" должна осуществлять тотальный контроль, уже после случившейся аварии, опять в Польшу направляется грязная нефть. Что это, опять диверсия?».
Тем временем, в уголовном деле о грязной нефти, попавшей в экспортный трубопровод «Дружба» в апреле 2019 года, появились новые пострадавшие. Это Куйбышевский НПЗ (КНПЗ) «Роснефти», как следует из копии постановления Следственного комитета по Самарской области о возбуждении уголовного дела по факту приведения в негодность оборудования из-за поставки загрязненной органическими хлоридами нефти. Уголовное дело возбуждено 16 мая по ст. 215.3 (самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам либо приведение их в негодность) по факту приведения в негодность связанных с магистральным нефтепроводом «Транснефть-Дружба» объектов, расположенных на НПЗ, группой лиц по предварительному сговору.