Никита Михалков: «На территории Кремля очень большая парусность». Но при желании можно совладать и с ней.
Вчера дал пресс-конференцию штаб ХХI Московского кинофестиваля, который должен пройти в июле. На посту президента Никита Михалков сменил Сергея Соловьева, который проводил фестиваль в 1997 году. Тот фестиваль принято считать большим провалом и пустейшей тратой денег - около 6 млн долларов. Главный приз тогда получил фильм «Комната Марвина», который к тому моменту уже месяца три можно было купить на легальной видеокассете v ситуация, невозможная для кинофестиваля класса «А», высшей категории, формально еще имеющей отношение к ММКФ, но реально - никоим образом. Потому и на следующий год фестиваль был счастливо замят и теперь возвращен к жизни под счастливым руководством Михалкова, уже практически возродившего отечественный кинематограф с помощью Союза кинематографистов и Госкино (Госкино, откуда уже ушел Армен Медведев, еще не сдалось, но ежесекундно подвергается жестокому штурму и дни его сочтены.)
На пресс-конференции Михалков рассказал, как он не так давно беседовал с Примаковым, как ему было неловко говорить о фестивале, но пришлось, и он постарался объяснить премьеру, что ММКФ - это "государственное благосостояние", а, поскольку отношение к фестивалю такое, ну, устало-ироничное, то и задача эта - не из простых. Вроде как общее понимание о необходимости Московского кинофестиваля теперь имеется, а михалковские бумаги пошли по инстанциям в правительстве, так что фестиваль будет. А ему, Михалкову, как кинематографисту чрезвычайно важно, чтобы кинофестиваль был - чтобы начали говорить о кино, чтобы проводились круглые столы и семинары, именно эта теоретическая сторона фестиваля очень существенна. Хотя не стоит сбрасывать со счетов и атмосферу праздника, также немаловажную. Тут у Михалкова имеется ряд новых идей, каковые было бы неплохо воплотить в жизнь. Например, можно было бы установить где-нибудь большой экран (в Кремле не получится, там эти штыри надо вбивать на три метра вглубь из-за большой парусности [продуваемости - "П.Ру"]), и чтобы москвич мог со своим стульчиком прийти, сесть поудобнее. А еще можно, к примеру, провести параллельно теннисный турнир, чтобы вообще была атмосфера праздника, и можно было бы и кино посмотреть, и в теннис поиграть, или (тут Михалков чуть-чуть запутался) прийти на корт посмотреть матч - а там отрывки крутят из фильмов, а кто эти фильмы делал - как раз на корте и играют. Отличный аттракцион. Потому как главная задача - оставить ММКФ среди фестивалей класса «А».
На просьбу «Полит.Ру» чуть подробнее распространиться о бюджете фестиваля: уточнить, какая все же сумма фигурирует в направившихся по инстанциям бумагах, и раскрыть тайну о дополнительных источниках, то есть спонсорах, возникло легкое замешательство. Финдиректор кинофестиваля Ренат Давлетьяров сказал, что в бумагах фигурирует принципиальное согласие, а общая сумма финансирования, видимо, будет соответствовать бюджету ММКФ 1997 года. (Напомним в скобках, что все кому не лень полтора года назад обвинили Соловьева & Сo в очковтирательстве, поскольку все крупнейшие фестивали стоят в два-три раза дешевле). Что касается спонсоров, то, как стало понятно, таковых на данный момент не имеется.
Уверенность в своих силах сквозит в ясных, синих в тон галстука глазах Никиты Михалкова. На вопрос, убежден ли он, что штабу хватит профессионализма провести кинофестиваль, он отвечает: убежден. Потому что организовать фестиваль уж точно проще, чем снять фильм. «Представьте себе три тысячи человек массовки, и чтобы все сработало вовремя и здесь, и там, и там- Надо, конечно, чтобы люди там сидели толковые, но семи пядей во лбу им не обязательно быть. Так и с фестивалем». Длительные наблюдения показывают, что Михалков считает процесс кинопроизводства самым сложным занятием на свете как с технической, так и с организационной точки зрения (оставим в покое творческую). Из этого невинного, даже понятного v раз уж Михалков такой известный и успешный кинопроизводитель v умозаключения, следует сомнительный логический вывод: человек, покоривший кинопленку, может все. Вырезать аппендицит он сам, возможно, и не сумеет, но везде, где присутствует массовка и громкоговоритель, он справится. В крайнем случае можно и хирургическую операцию организовать соответствующим образом. Так что аппендицит v тоже не проблема. И чрезмерную парусность можно будет побороть, и инфляцию. Михалков эволюционирует: раньше кинематографическую мизансцену он воcпринимал как макет большой реальности, собственный искусственный мирок, где он - заслуженный бог и царь. Это даже не скрывалось. Теперь Михалков имеет в виду реальный опыт управления.
(М.Ф.)