КОШМАН Николай Павлович
Генерал-полковник. Статс-секретарь - заместитель министра путей сообщения. Бывший руководитель Федеральной службы специального строительства.
Родился в 1944 г. в Кировоградской области Украинской ССР. Окончил Днепропетровский автодорожный техникум, Уссурийское военное автомобильное училище, Военную академию тыла и транспорта. Служил в Тюмени, Сургуте, Забайкалье, Ивановской области. Прошел путь от командира взвода до командира корпуса. Участвовал в ликвидации последствий аварии в 30-ти километровой зоне Чернобыльской АЭС, Арзамасе, Свердловске.
В 1991-1996 гг. Кошман был заместителем командующего железнодорожными войсками. В 1994-1995 гг. участвовал в восстановлении железной дороги на территории Чечни.
Видимо, восстанавливал он железную дорогу достаточно успешно, поскольку в начале 1996 года его прикомандировали в качестве советника к аппарату полномочного представителя президента России в Чечне Олега Лобова. А 13 апреля 1996 г. он стал главой правительства Доку Завгаева и оставался чеченским премьером вплоть до ноября 1996 г., когда указом Завгаева все правительство было отправлено в отставку. Так закончился первый этап чеченской карьеры Кошмана. Нетрудно догадаться, что звание генерал-полковника он получил именно в чеченскую кампанию.
В мае 1996 г. Кошман пытался отговорить президента Ельцина от переговоров с лидерами Ичкерии. Кошман был уверен, что "трех сторон", которые Борис Ельцин собрался "насильно посадить за стол переговоров", в Чечне не существует, в этом он был намерен убедить и президента. Тогда же Кошман выступил как один из главных противников создания коалиционного правительства с участием представителей дудаевской стороны. "В правительстве Чечни в настоящее время вакансий нет", - так прокомментировал премьер-министр республики Николай Кошман эту идею.
Тогда же, в мае, Кошман принял участие в разрешении противостояния между дудаевцами и властями в Шали. Ситуация вокруг этого райцентра развивалась по известному сценарию, завершавшемуся прежде штурмом с использованием авиации и артиллерии. Но на этот раз - в том числе благодаря личному участию чеченского премьера Николая Кошмана - дело кончилось добровольной сдачей горожанами требуемого военными числа "стволов" и "проверкой паспортов", осуществленной силами МВД в присутствии "представителей общественности".
Бывшие коллеги Кошмана - чеченцы - говорят, что он премьерствовал слишком недолго для того, чтобы в Чечне успели оценить его профессиональные качества, однако отмечают, что "для российского человека генерал-полковник вел себя на чеченской территории довольно смело и уверенно". Но, несмотря на эту сравнительно лестную оценку, Кошман, возможно, не пользовался среди чеченской части правительства особой популярностью. По слухам, он не очень сработался с Доку Завгаевым, а его конфликт с мэром Грозного Бисланом Гантамировым дошел то такой степени, что в начале апреля на заседании правительства Чечни между Гантамировым и Кошманом произошла открытая ссора.
2 апреля 1997 г. Кошман был назначен заместителем министра путей сообщения. А 16 июля 1997 г. Указом Президента РФ - руководителем Федеральной службы специального строительства России. Говорят, что "Росспецстрой" в 1997 г. Виктор Черномырдин создавал специально под своего протеже Кошмана. О "Росспецстрое" сложилось мнение как о структуре, под крышей которой работают военные строительные организации, к Министерству обороны не относящиеся. Они как все прочие строители брали подряды, получали за их выполнение деньги, но при этом продолжали носить погоны. Подобный статус позволял спокойно доить государственный бюджет, получая деньги за то, что и так относилось на себестоимость выполняемых строительных работ. С "Росспецстроем" долго и безрезультатно боролись и Минфин, и Госдума. Ведомство это было упразднено после отставки Черномырдина с поста премьера указом президента Ельцина. И Кошман, соответственно, был освобожден от занимаемой должности.
15 ноября 1997 г. Кошман, оправдывая свои звания заслуженного и почетного строителя России, вошел в состав Межведомственного Совета по вопросам архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
С апреля 1999 г. Николай Кошман - статс-секретарь - заместитель министра путей сообщения РФ.
В деятельности Кошмана отчетливо прослеживаются три основные линии - транспортная, строительная и чеченская. Теперь, когда Кошман согласился стать представителем правительства на освобожденных территориях Чечни, он вышел на второй виток своей чеченской карьеры.