Верховный суд России признал царя Николая II и членов его семьи необоснованно репрессивными и подлежащими реабилитации. «Президиум Верховного суда постановил: признать необоснованно репрессированными и реабилитировать Романова Николая Александровича, Романову Александру Федоровну, Романову Ольгу Николаевну, Романову Татьяну Николаевну, Романову Марию Николаевну, Романову Анастасию Николаевну и Романова Алексея Николаевича», – объявил судья в среду, 1 октября.
Тем самым была удовлетворена поданная в июле жалоба надзорная жалоба адвоката дома Романовых Германа Лукьянова на отказ судебной коллегии Верховного суда в реабилитации семьи последнего российского императора. В ноябре прошлого года Верховный суд признавал законным заключение Генпрокуратуры, которая дважды отказалась применить к расстрелянному царскому семейству законы «О реабилитации жертв политических репрессий». Генпрокуратура объясняла свое решение отсутствием «достоверных свидетельств существования каких-то официальных решений судебных или несудебных органов о применении к погибшим репрессии по политическим мотивам, как того требует действующее реабилитационное законодательство». По мнению прокуратуры, расстрел в Ипатьевском доме был «умышленным убийством, пускай и имеющим политическую окраску, совершенным лицами, не наделенными соответствующими судебными и административными полномочиями».
С просьбой признать членов царской семьи жертвами политических репрессий в 2005 году в Генпрокуратуру обратилась великая княгиня Мария Владимировна, которая живет в Испании. В качестве доказательства политического характера расстрела она представила копию решения Уральского областного совета от 17 июля 1918 года, принявшего решение о расстреле. Добиваясь своего, она обращалась в Генпрокуратуру, потом в Тверской суд и наконец в Верховный суд.
После отказа суда реабилитировать Романовых, Лукьянов рассказал, что он обратился в президиум Верховного суда с просьбой пересмотреть решение, связывая это с тем, что судом так и не была дана юридическая оценка доказательствам. Решение об отказе в реабилитации царской семьи он назвал политическим: «Когда вам не говорят ни да, ни нет, здесь уже господствует не право, а политика», – подчеркнул адвокат.
Адвокат показывал журналистам копии документов, в которых говорилось, что причиной смерти членов семьи явился именно расстрел, «то есть, акт применения права со стороны государства, но оценка этим документам так и не была дана». Лукьянов не исключил возможности, что в случае нового отказа он может обратиться в Европейский суд по правам человека.
Император Николай II, его жена Александра, их дети – царевич Алексей и великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия – были расстреляны в ночь на 17 июля 1918 года в доме инженера Ипатьева в Екатеринбурге, где они содержались после ареста. Как установлено позднейшими изысканиями, по собственной инициативе, но с фактического благословения центральных советских властей (в том числе В. И. Ленина и Я. М. Свердлова) Уралисполком принял решение о расстреле бывшего императора России. Руководил расстрелом комендант Дома особого назначения Яков Юровский. Вместе с семьей были убиты люди из ее окружения – лейб-медик Боткин, комнатная девушка Демидова, повар Харитонов и лакей Трупп.
Останки Николая II, его супруги, троих дочерей и еще четверых человек были найдены в 1991 году и в 1998 году захоронены в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. В 2000 году РПЦ причислила членов царской семьи Романовых к лику святых как страстотерпцев, смиренно принявших пленение и мученическую кончину.
В июле 2007 года нашлись останки еще двух человек; как было установлено позднее, детей Николая II – царевича Алексея и его сестры княжны Марии. После этого Генпрокуратура возобновила расследование дела о расстреле царской семьи.