Предложение депутата Водолацкого и комиссии по духовно-патриотическому воспитанию бороться с «тлетворным западным влиянием» при помощи сети клубов содержит забавное противоречие. Клубы возникли как инструмент горизонтальных связей в английском обществе. Франкмасоны и розенкрейцеры создали сеть своих клубов-лож. В конечном счете все это привело к возникновению современной западной демократии. Бороться с западным влиянием западными же средствами едва ли имеет смысл.
Тлетворное влияние Запада поразило наше общество до самых его глубин. Премьер-министр и патриарх ездят на иномарках, гаджетомания стала частью правительственного дресс-кода, дети всех топ-чиновников учатся в Европе и Америке. В кинотеатрах идут голливудские фильмы, а в книжных магазинах продаются всевозможные Толкиены, Стоддарды и Джоан Роллинзы… В ответ на этот небывалый разлив западничества во всех его формах митрополит Меркурий и депутат Виктор Водолацкий придумали могучее средство – создать «православные дискуссионные клубы»!
Депутат поделился своей озабоченностью тем, что «сейчас идет жесткая пропаганда с Запада, нацеленная на нашу молодежь через интернет и социальные сети», и запутавшаяся молодежь идет смотреть голливудский ширпотреб и наивно становится жертвой либеральной пропаганды западных ценностей. Новая комиссия по духовно-нравственному здоровью всерьез займется «пропагандой духовности и прививкой уважение к церкви», стяжав которое продажная молодежь выбросит на помойку айпады и прочие гаджеты и направит стопы в сторону наших духовных ценностей. Все бы хорошо, но есть одна проблема.
Сеть клубов, дискуссионные трибуны – это части той самой западной культуры, которая так смущает почтенного депутата и его сановитого коллегу. Из этой среды, собственно, выросла новая европейская демократия. Как известно, клубы (или, как говорили раньше — клобы, от clob, позднее club) впервые возникли в английском обществе как особые центры для консолидации и обмена информацией аристократического мужского населения.
Например, сэр Уолтер Рэйли заседал в таверне «Русалка» со своим Friday street Club. Для народа же были распивочные попроще, public houses, иначе пабы. Различные клобы были важной частью британского политического пейзажа, отчасти остаются ей и поныне. В религиозной же сфере на Западе клубы возникли как особые от церкви группы. Особость их могла быть вероучительной (например, разные западные еретики создавали свои клубы), а могла быть политической, например, как общества франк-масонов и розенкрейцеров.
Таким образом, дискуссионные клубы, с помощью которых казаки и РПЦ хотят избавить общество от западнической заразы, являются не просто западным изобретением, но неким западничеством в кубе. Ведь масонская модель влияния на политику и церковь была одним из главных ноу-хау западноевропейского политического бомонда XVII века. Трудно воздействовать на власть и церковь напрямую, но зато можно воздействовать через сеть своеобразных эзотерических клубов. Лечить от западничества с помощью гипер-западничества – идея интересная, но едва ли плодотворная.
По идее депутата Водолацкого клобы смогут заняться объяснением того, «почему идет негативная информационная политика против церкви». Попивая нектар и шерри-бренди, православные аксакалы и молодые опричники будут планировать акции приструнения «негативистов». А те будут сидеть в своих клубах, пить то же самое, курить западные сигареты и планировать ответные акции с белыми или иного цвета ленточками. И будут они смотреть через стекло друг на друга, и будет им счастье. Негативные акции против церкви прекратятся, и в лоне единой западной культуры патриотичная молодежь и их разложенные тлетворным влиянием противники будут попивать одни коктейли и петь разные песни. Одни — западный поп, а другие — русский шансон.
Конечно, посложнее будет в северокавказских регионах, где силен исламский фундаментализм. Но и тут создадут дискуссионные клобы, где молодежи будут рассказывать о пагубном влиянии ваххабизма, предложат послушать русский шансон и выпить какого-нибудь безалкогольного напитка. И все как один забудут про фундаментализм и станут умеренными мусульманами и российскими патриотами.
Как объясняют депутаты Водолацкий и Нилов, Россия стала ареной «серии антихристианских акций, оказавшая негативное влияние на уровень доверия населения к институтам церкви». И для противодействия таким акциям нужно наладить культурный досуг для молодежи. Можно даже завести легкие дискуссии, лишь бы не поднимать в них вопросы, беспокоящие общественность. Ведь она, то бишь, общественность, растлена влиянием Запада и не хочет уважать церковных иерархов. Дискуссионность, одним словом, предполагается вполне декоративная, главное — культурный досуг.
Идея о том, что все беды от безделья и надо бы людей чем-то занять — стара как мир. Но тут есть еще одна интересная деталь — выпивка. Западные люди наливают коньяка и садятся решать важные вопросы, как, например, Уинстон Черчилль. А русский человек наливает коньяка или еще чего-то, когда все решено, ибо после употребления оного per os никакие дела уже не решают. А если сделать клубы безалкогольными, то будет как при Ю.В. Андропове во время «комсомольских свадеб». Иначе говоря, все равно перепьются втихаря. И все пойдет насмарку. Потому что, пьяный русский – он добрый. Он будет всех любить и не будет бороться с «тлетворным влиянием»…
Так что, кажется, не смогут такие клубы отвратить от негативизма, ибо если никого не ругать, будет просто скучно. А если ругать, то не будет дискуссии, а будут пятиминутки ненависти и митинги солидарности с церковью. И то, и другое бессмысленно. Дискуссионные клубы либо станут иметь вечевой облик и станут претендовать на влияние и власть, либо выродятся в обычные кабаки. Что, в общем, тоже неплохо.
Совсем иную тактику выбрала Компартия России. Уже в докладе последнему Пленуму ЦК КПРФ лидер партии Г. Зюганов заявил, что капитализм угрожает … традиционным ценностям. И даже ведет против них агрессию. Дежа вю? Но ситуация представляется еще более запутанной.
КПРФ создает патриотическое созидательное движение «Русский Лад», символ которого – солярный диск на фоне славянских букв указывает на аудиторию новой инициативы коммунистов. Можно вспомнить, что свастика (и ее разновидность коловрат), в принципе, тоже суть древние солярные символы, да и главная песня советских детей «Солнечный круг» также сплачивала юных коммунистов вокруг солярного диска, как символа маскулинной, северной культуры. Но вокруг этой символики можно собрать свою аудиторию: патриотическую, родноверскую, язычествующую. Вот и еще один клоб. Похоже наша политическая жизнь и особенно ее молодежный сегмент вступают в новую пору –—пору клобов и лож, пору молодого немного тайного клобного движения.