15 мая премьер-министр Дмитрий Медведев представит президенту России Владимиру Путину новый состав правительства. По данным СМИ, ряд ключевых профильных фигур в нем сохранят свои посты.
В частности, по данным информационного агентства РБК, ссылающегося на собственные источники, в кабмине на прежних постах останутся ныне исполняющие обязанности министра культуры РФ Владимир Мединский, исполняющий обязанности министра иностранных дел Сергей Лавров, исполняющий обязанности министра обороны Сергей Шойгу и исполняющий обязанности министра промышленности и торговли Денис Мантуров.
Ранее пресса также утверждала, что переназначен на прежнюю должность будет и Александр Новак, в правительстве 2012 года возглавлявший министерство энергетики РФ. Аналитик «Полит.ру» Василий Измайлов комментирует ситуацию.
«Новое правительство еще продолжает формироваться, но уже какие-то первые выводы можно сделать. Причем эти выводы, на мой взгляд, намного важнее не в части тех или иных персоналий, а в части того вектора, который образует данную трансформацию. И здесь, наверно, следует говорить о двух главных тенденциях.
Первая тенденция – это неоправдание ожиданий. Что, в принципе, очень вписывается в логику поведения первого лица государства, по крайней мере, она всегда была таковой. Но на сегодняшний день мы имеем то, что имеем: разные партии занимали разные позиции и прокламировали разных персон (и где-то, может быть, даже отчасти различные курсы). А на сегодняшний день мы имеем нечто очень скучное. Вот, наверное, главное слово – скучное. Это скучные перестановки.
Это не означает, что они неэффективны или провальны – это означает лишь, что ожидания, которые были у большей части наблюдателей, не оправдываются. Дальше можно занимать ту или иную позицию в отношении тех или иных людей и тех или иных блоков, но в целом можно сказать еще вот что: мы не видим или практически не видим назначений, основанных на личном доверии. То, что было так характерно для первого и второго президентских сроков, в четвертом практически не отмечается.
Пожалуй, только два назначения выбиваются из общего ряда: это Алексей Леонидович Кудрин как глава Счетной палаты (об этом много говорилось и писалось; может быть, когда-то будет возможность, мы тоже принесем свои пять копеек в общую копилку) и вице-премьер по сельскому хозяйству и министр Алексей Васильевич Гордеев.
Карьеру господина Гордеева мне, человеку далекому от сельского хозяйства, сложно просчитать, но назначение это крайне нелогичное – с учетом всего того бэкграунда, который был. Фактически, Гордеев во многом повторяет путь Шойгу – если помните, он был таков: Шойгу министр – Шойгу губернатор – и снова Шойгу министр. Правда, МЧС сменилось на Министерство обороны. Здесь же мы видим нечто, не вписывающееся и в эту тенденцию: Гордеев министр – Гордеев губернатор – Гордеев полпред…
Казалось бы, вот они – отставка и пенсия! Но нет, Гордеев – снова министр! Да еще и вице-премьер. Ну, наверно, те люди, которые больше понимают в хитросплетениях нашего агропрома, больше и лучше расскажут о том, как и почему такое происходит.
Что же касается всего остального, то мы видим, как система отсекает крайности. Причем велик соблазн говорить о том, что эти крайности определенны. А это не совсем так. Если мы ведем речь о некотором общественном сознании и восприятии тех или иных персоналий, то, допустим, господин Шувалов – крайность одного рода, господин Глазьев – другого (я здесь сознательно говорю уже не только о правительстве, а о перестановках во власти в целом), а, предположим, господин Рогозин – третьего. И, в принципе, мы можем все эти крайности как-то упаковать.
Однако, вероятно, это не совсем верно. Вероятно, мы должны вести речь о двух основных линиях трансформации, которые выводятся из тех или иных стратегий. Как мне представляется, такая единая стратегия связана с разведением оперативного и стратегического управления. Раньше этого не то чтобы не было, но подобная фигура в силу индивидуальных обстоятельств зачастую выступала в единой стяженной форме.
Вот, например, в свое время, если помните, был такой премьер-министр Виктор Зубков – сейчас он председатель Совета директоров «Газпрома». Понятно, что, он обладал высоким личным доверием – и, помимо того, защищал определенные технологические индивидуальные и промышленно-финансовые интересы. Как мне кажется, сегодня происходит другое – сегодня происходит разделение хозяйства на управляемое социально и управляемое персонально. И в этой связи слухи о назначении, допустим, того же господина Шувалова ректором МГУ – это крайне важная история, которая может свидетельствовать о том, что мы уже скоро сможем иметь дело с двумя типами хозяйствующих субъектов.
Как, собственно, и происходит на том Западе, который мы раньше с таким пылом и упоением называли «цивилизованным»: когда часть хозяйствующих субъектов, находящихся в персональном управлении, предположим, у господина Шувалова, разрабатывает некоторые стратегические инновации и передовые продукты – и, возможно, их обкатывает и даже запускает в серию (я имею в виду не только промышленную и не только промышленно-технологическую, но и, так скажем, социальную серию), масштабирует этот опыт, как это делал в свое время Греф со своими отделениями Сбербанка; а часть экономики существует в рамках прежней парадигмы.
И в этой связи сохранение за господином Новаком поста министра энергетики или сохранение господином Менем поста министра строительства чрезвычайно значимо и важно. Поскольку менять данный хозяйственный уклад на какой-либо еще, трансформировать его, неверно и сопряжено с большими рисками.
Другое дело – что мы говорим в широком смысле слова об инноватике. И потому у нас, вполне возможно, возникает инновационная когорта, некий сонм инновационных администраторов (как, например, господин Шувалов), которые и должны будут заниматься именно этой новой, или особенной, или «личной» в хорошем смысла слова экономикой.
В этой связи не только функции премьера усекаются, о чем мы уже говорили, но усекаются и функции правительства, которое становится более компактным, более технологичным и в меньшей степени завязанным как на индивидуальные пожелания кого бы то ни было из представителей власти, так и на какие-то специальные, особые задания, впрямую не связанные с социальным бюджетным обеспечением.
Если мы принимаем эту точку зрения, то та картина, что мы чуть ранее называли скучной, оказывается не скучной картиной, а вполне себе правильным, понятным и технологичным решением, которое свидетельствует только об одном: власть полагает, что знает, куда идти. И ей достаточно нынешних навыков и даже отчасти кадров для того, чтобы еще какое-то время двигаться по тому пути, который она знает.
А так ли это или не так? У нас есть шесть лет на то, чтобы понять это», – сказал Василий Измайлов.