будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
правительство Владимир Путин Дмитрий Медведев
Июнь 18, 2025
Страна
Измайлов Василий

Новое правительство. «Скучные» перестановки

Новое правительство. «Скучные» перестановки
Fi09kGvR2mJoWQHA3BYxj9X2fjGl6dp6
Дмитрий Медведев. Источник: duma.gov.ru

15 мая премьер-министр Дмитрий Медведев представит президенту России Владимиру Путину новый состав правительства. По данным СМИ, ряд ключевых профильных фигур в нем сохранят свои посты. 

В частности, по данным информационного агентства РБК, ссылающегося на собственные источники, в кабмине на прежних постах останутся ныне исполняющие обязанности министра культуры РФ Владимир Мединский, исполняющий обязанности министра иностранных дел Сергей Лавров, исполняющий обязанности министра обороны Сергей Шойгу и исполняющий обязанности министра промышленности и торговли Денис Мантуров. 

 
Министр иностранных дел Сергей Лавров, советник Президента Юрий Ушаков, Министр обороны Сергей Шойгу 
kremlin.ru

Ранее пресса также утверждала, что переназначен на прежнюю должность будет и Александр Новак, в правительстве 2012 года возглавлявший министерство энергетики РФ. Аналитик «Полит.ру» Василий Измайлов комментирует ситуацию.

«Новое правительство еще продолжает формироваться, но уже какие-то первые выводы можно сделать. Причем эти выводы, на мой взгляд, намного важнее не в части тех или иных персоналий, а в части того вектора, который образует данную трансформацию. И здесь, наверно, следует говорить о двух главных тенденциях.

Первая тенденция – это неоправдание ожиданий. Что, в принципе, очень вписывается в логику поведения первого лица государства, по крайней мере, она всегда была таковой. Но на сегодняшний день мы имеем то, что имеем: разные партии занимали разные позиции и прокламировали разных персон (и где-то, может быть, даже отчасти различные курсы). А на сегодняшний день мы имеем нечто очень скучное. Вот, наверное, главное слово – скучное. Это скучные перестановки.

Это не означает, что они неэффективны или провальны – это означает лишь, что ожидания, которые были у большей части наблюдателей, не оправдываются. Дальше можно занимать ту или иную позицию в отношении тех или иных людей и тех или иных блоков, но в целом можно сказать еще вот что: мы не видим или практически не видим назначений, основанных на личном доверии. То, что было так характерно для первого и второго президентских сроков, в четвертом практически не отмечается.

Пожалуй, только два назначения выбиваются из общего ряда: это Алексей Леонидович Кудрин как глава Счетной палаты (об этом много говорилось и писалось; может быть, когда-то будет возможность, мы тоже принесем свои пять копеек в общую копилку) и вице-премьер по сельскому хозяйству и министр Алексей Васильевич Гордеев.

 
Алексей Гордеев
kremlin.ru

Карьеру господина Гордеева мне, человеку далекому от сельского хозяйства, сложно просчитать, но назначение это крайне нелогичное – с учетом всего того бэкграунда, который был. Фактически, Гордеев во многом повторяет путь Шойгу – если помните, он был таков: Шойгу министр – Шойгу губернатор – и снова Шойгу министр. Правда, МЧС сменилось на Министерство обороны. Здесь же мы видим нечто, не вписывающееся и в эту тенденцию: Гордеев министр – Гордеев губернатор – Гордеев полпред…

Казалось бы, вот они – отставка и пенсия! Но нет, Гордеев – снова министр! Да еще и вице-премьер. Ну, наверно, те люди, которые больше понимают в хитросплетениях нашего агропрома, больше и лучше расскажут о том, как и почему такое происходит.

Что же касается всего остального, то мы видим, как система отсекает крайности. Причем велик соблазн говорить о том, что эти крайности определенны. А это не совсем так. Если мы ведем речь о некотором общественном сознании и восприятии тех или иных персоналий, то, допустим, господин Шувалов – крайность одного рода, господин Глазьев – другого (я здесь сознательно говорю уже не только о правительстве, а о перестановках во власти в целом), а, предположим, господин Рогозин – третьего. И, в принципе, мы можем все эти крайности как-то упаковать.

Однако, вероятно, это не совсем верно. Вероятно, мы должны вести речь о двух основных линиях трансформации, которые выводятся из тех или иных стратегий. Как мне представляется, такая единая стратегия связана с разведением оперативного и стратегического управления. Раньше этого не то чтобы не было, но подобная фигура в силу индивидуальных обстоятельств зачастую выступала в единой стяженной форме.

Вот, например, в свое время, если помните, был такой премьер-министр Виктор Зубков – сейчас он председатель Совета директоров «Газпрома». Понятно, что, он обладал высоким личным доверием – и, помимо того, защищал определенные технологические индивидуальные и промышленно-финансовые интересы. Как мне кажется, сегодня происходит другое – сегодня происходит разделение хозяйства на управляемое социально и управляемое персонально. И в этой связи слухи о назначении, допустим, того же господина Шувалова ректором МГУ – это крайне важная история, которая может свидетельствовать о том, что мы уже скоро сможем иметь дело с двумя типами хозяйствующих субъектов.

 
Первый заместитель Председателя Правительства Игорь Шувалов перед началом совещания с членами Правительства
kremlin.ru

Как, собственно, и происходит на том Западе, который мы раньше с таким пылом и упоением называли «цивилизованным»: когда часть хозяйствующих субъектов, находящихся в персональном управлении, предположим, у господина Шувалова, разрабатывает некоторые стратегические инновации и передовые продукты – и, возможно, их обкатывает и даже запускает в серию (я имею в виду не только промышленную и не только промышленно-технологическую, но и, так скажем, социальную серию), масштабирует этот опыт, как это делал в свое время Греф со своими отделениями Сбербанка; а часть экономики существует в рамках прежней парадигмы.

И в этой связи сохранение за господином Новаком поста министра энергетики или сохранение господином Менем поста министра строительства чрезвычайно значимо и важно. Поскольку менять данный хозяйственный уклад на какой-либо еще, трансформировать его, неверно и сопряжено с большими рисками.

 
Министр энергетики Александр Новак и Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаил Мень 
kremlin.ru

Другое дело – что мы говорим в широком смысле слова об инноватике. И потому у нас, вполне возможно, возникает инновационная когорта, некий сонм инновационных администраторов (как, например, господин Шувалов), которые и должны будут заниматься именно этой новой, или особенной, или «личной» в хорошем смысла слова экономикой.

В этой связи не только функции премьера усекаются, о чем мы уже говорили, но усекаются и функции правительства, которое становится более компактным, более технологичным и в меньшей степени завязанным как на индивидуальные пожелания кого бы то ни было из представителей власти, так и на какие-то специальные, особые задания, впрямую не связанные с социальным бюджетным обеспечением.

Если мы принимаем эту точку зрения, то та картина, что мы чуть ранее называли скучной, оказывается не скучной картиной, а вполне себе правильным, понятным и технологичным решением, которое свидетельствует только об одном: власть полагает, что знает, куда идти. И ей достаточно нынешних навыков и даже отчасти кадров для того, чтобы еще какое-то время двигаться по тому пути, который она знает.

А так ли это или не так? У нас есть шесть лет на то, чтобы понять это», – сказал Василий Измайлов.

Измайлов Василий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).