Итак, с Новым годом вас! И большое спасибо, если в перерывах между принятием на грудь и салатом «Оливье» еще и что-то читаете. Так обеспечивается круговорот мыслей в природе. Он, конечно, не такой интенсивный, как до наступления «демократических времен», но все же идет, что подтверждает наличие ноосферы. Я вот в выступлении Путина на Госсовете я вдруг к своему удивлению обнаружил почти дословный абзац из своей статьи на схожую с повесткой Госсовета тему. Хотя Путин – диктатор (или лучше назвать вертикатор?) и обычно придумывает логикам типа моих прямо противоположные окончания, но все равно приятно. Значит, написанное как-то воздействует на умы. А умы в отдаленной перспективе могут перевернуться. Обычно так это и работает.
Но пока что умы находятся в неперевернутом состоянии, и итоги-2010 мы просматриваются именно в точке зависания. Хотя несколько весьма уважаемых авторов отчего-то решили констатировать подъем гражданского общества и пробуждение от спячки. Из чего они это вывели? А вот, говорят, у граждан стал голос прорезаться. Возмутились, когда Кашину голову проломили (а могли бы сказать: «так ему и надо!»), лес химкинский не отстояли, но пытались, пытались! Да вот еще Шевчук задал вопрос вертикатору и все еще дает концерты, тот его не укусил…
Еще к пробуждению от спячки относят иногда погром на Манежной, восстание фанатов. Фонетически смахивает на восстание боксеров в Китае. Но тут, как обычно и бывает в гражданском обществе, единогласия нет. Одни говорят: не надо нам такого пробуждения! И проводят соответствующие митинги, антифашистские. Другие видят в нем провокацию спецслужб, что к фашизму-антифашизму отношение вовсе не имеет. Третьи - точку сборки русской нации.
На особом положении оказались респектабельные представители русского национализма. Сильно обиделся на президента Медведева Егор Холмогоров. За что? А за то, что Медведев изобразил мачо и, недолго думая, предложил мятежных манежных националистов мочить.
Ключевая фраза: «недолго думая».
«Я вам по простому скажу - как жуткий охранитель, - обратился он к Медведеву через свой видеблог, а ведь на форумах «Стратегии-2020» они почти рядом сидят. - Сохранить любую политическую систему может не уверенность верхов в безнаказанности. А напротив - уверенность в неизбежности диалога между всеми общественными силами. Которые стоило бы слушать и слышать, а не называть подонками, мразями и прочими ласковыми именами... Эти имена все равно не переплюнут тех, которые обыватель прилагает к власть предержащим на кухнях».
Иными словами: думай, кого обзываешь! Впрочем, тут есть и еще один аспект. Если восстание фанатов - спецоперация спецслужб, а спецслужбы – под вертикатором, который, кстати, публично задружился с фанатами на могиле их лидера, то Медведев, получается, предложил мочить… вертикаторских провокаторов? И Холмогоров, кстати, ничем не рискует, принимая сильную сторону мифического или же не мифического раскола тандема.
Восстание среднего класса в московских аэропортах в медийном отношении было даже покруче, чем восстание футбольных боксеров.
Кто не в курсе или будет читать эту колонку по прошествии времени, поясняю: невиданный доселе дождь при минусовой температуре наморозил провода электропередач и крылья самолетов, отчего одни упали, а другие не взлетели. Средний класс, намеревавшийся встретить новогодние каникулы за границей, оказался в ловушке в аэропортах – без воды, еды и при дореволюционных свечах. Нервы сдали. Революционные толпы, как при взятии Зимнего, стали прорываться через границу (непонятно, правда, куда, самолеты же все равно не летали), громко стуча по контейнерам для ручной клади и скандируя «Нью-Йорк, Нью-Йорк!»
Последнее, было поистине жутко. Как приговор «вставанию с колен». Чудился исход из России и вспоминалось сакраментальное «Россия слиняла в три дня». Отчего вертикатор и придал этому малозначительному историческому эпизоду повышенное значение.
Вместо самолетов полетели головы чиновников, новостные каналы буквально захлебывались от радости, комментируя бардак в аэропортах. Зародилось даже подозрение, что «революцией среднего класса» отвлекают нас от всех других вариантов революции. Тем более, что первую легко и опошлить.
Кирилл Мартынов: «Нужно сделать над собой усилие и начать сочувствовать беднягам, застрявшим в аэропортах. Но сделать именно это усилие оказывается невозможным. Вчера на lenta.ru появился некий молодой человек Павел, который очень страдал, потому что не мог вылететь в Турин. Я тоже не могу вылететь в Турин, но не страдаю, потому что - ну а что там в Турине, да еще и так срочно. Пустое. Вчера же какой-то хипстер, прописавшийся в Шереметьево, составлял список своих вопросов начальникам аэропортов, среди которых мне особенно запомнился вопрос о том, почему им на ужин выдали только один круассан».
Про круассан никогда не видавший настоящий круассан немытой России – это жестоко. Но между прочим, за пустым заболтали и более важную тему. Дело в том, что международные аэропорты России это уже само по себе страшно антисоветское место, потому что в них – как в сказке про «Золушку» - не только в 12, но и круглосуточно в труху превращаются все социальные потуги властей, всем им здесь оказывается грош цена.
Вот наш вертикатор героически бьется за зарплату бюджетникам или за повышенную пенсию пенсионерам, а буквально через 20 км – сверкающий дом, просто вокзал, где выясняется, что все это ничего не стоит. То есть ни-че-го. За эту пенсию – ну, кусок пиццы. За зарплату – да даже головы кочан тут никто не повернет при виде ли или не при виде краснокожей паспортины. А почему? Потому что разницу хотят отдать бедным? Потому что доставка из Москвы трудна? Потому что так идет социальное перераспределение? Нет. Фиг! Просто монополисту хочется прибыли – незатейливая такая идея, и эта прибыль ничем не ограничена. И средний класс уже почти был близок к прозрению, но тут вертикатор накидал им бесплатных бутылок и пончиков, быстро погрузил в самолеты, скатертью дорога! Для того, чтобы все осталось по-прежнему…
Дело Ходорковского – отличный подарок властей под Новый год. Но кроме всего про это дело сказанное, есть в нем еще и некая засада для гражданского общества, превратившего героя первоначального накопления капитала в Ганди, Манделлу и графа Монте-Кристо одновременно. Любопытно, что Ходорковский и сам поверил, что он Ганди, Манделла и Монте-Кристо, в общем-то, прекратив быть изначальным Ходорковским.
Он и стал себя и вести соответственно, бросая веские мысли и публикуя из застенок короткие веские статьи. Очередной выход на волю Ходорковского намечен на 2017 год, в годовщину столетия Октябрьской революции. Я же вспоминаю, что про этот год в моем детстве сочиняли фантастические рассказы, предрекавшие что-то вроде финальной борьбы добра и зла, коммунизма и капитализма. Но такого никто даже в страшном сне не мог придумать, что именно в этот год из тюрьмы наоборот выпустят последнего русского капиталиста! И что все в России при этом будут страшно радоваться, а он, как ожидается, достанет из тайников свои прикопанные капиталы и пустит их на новую контрреволюцию.
Но в Новый год и не такое сбывается, не правда ли?