Еженедельный обзор федерального законодательства |
МНС РФ обратилось в Конституционный Суд РФ за разъяснением относительно применения Постановления Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 г., в котором определяется момент уплаты налога. По мнению заявителя, при применении Постановления возникает вопрос о том, может ли налог считаться уплаченным при формальном списании денежных средств со счета налогоплательщика в банке, если эти суммы реально не перечисляются в бюджет из-за фактического отсутствия денежных средств на расчетом счете налогоплательщика - юридического лица, или на корреспондентском счете банка. Это позволяет уклоняться от уплаты налогов путем формального перечисления платежей через неплатежеспособные банки, и от удовлетворения требований о возмещении вреда жизни или здоровью, о выплате заработной платы работающим по трудовому договору лицам, о выплатах по гражданско-правовым договорам, а также о других платежах и обязательных перечислениях.
Конституционный Суд РФ определил, что данное Постановление распространяется только на добросовестных налогоплательщиков. Конституционный Суд РФ также указал, что налоговые органы вправе систематически информировать налогоплательщиков о тех банках, к услугам которых для перечисления налоговых платежей прибегать не следует, а также - в целях побуждения добросовестных налогоплательщиков к исполнению своих налоговых обязательств и пресечения случаев злоупотреблений при выборе банка для перечисления налогов в бюджет - предъявлять к налогоплательщикам требования об отзыве своих расчетных документов на списание налогов.
Держателям облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии, не предъявившим их к обмену до 30 ноября 2000 г., разрешается проведение их новации с 1 августа 2001 г. на условиях, определенных постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. N 1306 "О новации облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии". При этом обмен облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии, предъявляемых к новации в период с 1 ноября 2001 г., осуществляется только на облигации государственного валютного облигационного займа 1999 года. Внешэкономбанку поручается осуществлять начиная с 1 августа 2001 г. прием от держателей облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии заявок на осуществление указанной новации.
Сохраняется условие полного освобождения от таможенных пошлин и налогов в отношении иностранной авиационной техники, запасных частей и двигателей к ней, а также тренажеров, временно ввезенных на основании ранее принятых решений Правительства РФ.
Изменения вносятся в формы расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу.
Утверждается Инструкция, разъясняющая применение Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 967. В частности, разъясняется порядок извещения и передачи информации об острых, хронических профзаболеваниях (отравлениях), порядок расследования случаев профзаболеваний, их учета и регистрации. Утверждаются формы журнала и карты учета профессиональных заболеваний (отравлений), формы извещения об установлении предварительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления) и некоторые другие.
Разъясняется порядок зачисления сумм задолженности по уплате страховых взносов плательщиками, перечислявшими страховые взносы организациям, не относящимся к исполнительным органам Фонда социального страхования РФ.
Налоговые органы совместно с органами Фонда социального страхования РФ осуществляют проверки данных плательщиков по вопросу уплаты ими страховых взносов в Фонд социального страхования РФ и правильности произведенных расходов на цели государственного социального страхования за предшествующие проверке три года.
Заявитель считает, что положение п. 12 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. "О налоговых органах Российской Федерации", согласно которому налоговые органы вправе налагать административные штрафы на граждан, виновных в непредставлении или несвоевременном представлении деклараций о доходах не соответствует Конституции РФ, поскольку оспариваемым положением устанавливается ответственность, по существу аналогичная предусмотренной ст. 119 Налогового кодекса РФ. Тем самым налоговым органам предоставляется возможность дважды налагать административные штрафы на физических лиц, т.е. повторно привлекать одно и то же лицо к административной ответственности за одно и то же правонарушение.
Конституционный Суд РФ определил, что указанное положение утрачивает силу и не подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами со дня вступления в силу ч. 1 Налогового кодекса РФ.
Устанавливается порядок организации и проведения вылова (добычи) водных биологических ресурсов внутренних пресноводных водоемов, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ в научно-исследовательских, контрольных и рыбоводных целях. Объемы вылова устанавливаются Госкомрыболовством в пределах квот, ежегодно утверждаемых Правительством РФ.
Перечисляются похоронные принадлежности, реализация которых не подлежит налогообложению на территории Российской Федерации.
Постановление применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2001 г.
Не соответствующим Конституции РФ признается положение п. 1 ст. 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", согласно которому в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для его добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника. Данная норма в силу своей формальной неопределенности применялась без обеспечения должнику возможности подтверждения, что нарушение сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им требуемой степени заботливости и осмотрительности. Однако право федерального законодателя установить такого рода взыскание в качестве санкции (меры административной ответственности) за неисполнение исполнительного документа, выдаваемого судами и другими полномочными органами, соответствует Конституции РФ.
Также не соответствующим Конституции РФ признается положение п. 1 ст. 77 Федерального закона "Об исполнительном производстве", на основании которого из денежной суммы, взысканной судебным приставом-исполнителем с должника, исполнительский сбор оплачивается в первоочередном порядке, а требования взыскателя удовлетворяются в последнюю очередь.
Не противоречащим Конституции РФ признается положение пп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в силу которого выносимое постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора относится к исполнительным документам, поскольку такое постановление выносится на основании и во исполнение исполнительного документа суда или иного уполномоченного органа о взыскании денежных средств, и может быть обжаловано в судебном порядке, что влечет обязательное приостановление исполнительного производства.
Дело заявителя подлежит пересмотру в установленном порядке с учетом выявленного конституционно-правового смысла.
Постановление вступило в силу немедленно после его провозглашения.
Перечень гражданского и служебного оружия, оборот которого запрещен, дополняется оружием и иными предметами, поражающее действие которых основывается на применении электромагнитных, инфразвуковых, ультразвуковых волн.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Устанавливаются гарантии сотрудникам милиции, избранным (назначенным) в законодательные (представительные) или исполнительные органы государственной власти либо органы местного самоуправления. В частности, после прекращения указанных полномочий сотрудникам милиции по их желанию предоставляется ранее занимаемая должность, а при ее отсутствии - другая равноценная должность по прежнему либо с их согласия иному месту службы.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Дополнительные отпуска, предоставляемые военнослужащим - ветеранам боевых действий, военнослужащим, исполняющим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также отпуска, предоставляемые военнослужащим в соответствии с Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и отпуска, предоставляемые после космического полета, в счет основного отпуска не засчитываются. Ранее такие отпуска включались в основные, при этом продолжительность отпуска не должна была превышать 60 суток.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
С 1 июля 2001 г. отменяется лицензирование импорта сахара белого (код ТН ВЭД России 1701 99 100 0).
Постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его первого официального опубликования.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Высшего Арбитражного Суда РФ. Согласно оспариваемому пункту в случае невыполнения победителем коммерческого конкурса инвестиционных и (или) социальных условий, а также ненадлежащего их выполнения, в том числе нарушения промежуточных или окончательных сроков выполнения таких условий и объемов их выполнения, объект приватизации, приобретенный победителем, коммерческого конкурса, подлежит безвозмездному отчуждению соответственно в государственную и муниципальную собственность. По мнению заявителя данный пункт не должен подлежать действию ввиду его неконституционности, поскольку в соответствии с ним победитель коммерческого конкурса лишается средств, уплаченных по сделке приватизации.
Конституционный Суд признал, что оспариваемое положение пункта 7 статьи 21 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества" не может служить основанием для изъятия имущества у победителя коммерческого конкурса и его возврата в бесспорном порядке публичному собственнику и не исключает судебную защиту прав сторон в процессе приватизации, в том числе с использованием предусмотренных гражданским законодательством способов и средств защиты участников договора, и как таковое не противоречит Конституции РФ.
Постановление вступило в силу немедленно после провозглашения.
Полномочный представитель осуществляет координацию деятельности по представлению интересов Правительства в высших судебных органах. Представитель назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ.
Утверждаются квоты на вылов тихоокеанского лосося для выполнения межправительственных соглашений и для использования в научно-исследовательских, контрольных и рыбоводных целях, а также размер общего допустимого улова во внутренних водоемах, внутренних морских водах, территориальном море и в исключительной экономической зоне РФ. Устанавливаются промышленные квоты, выделяемые субъектам РФ, территории которых прилегают к морскому побережью, и Еврейской автономной области для распределения между заявителями.
Также на сервере www.garant.ru Вы можете бесплатно получить следующую информацию :
Мониторинг предоставлен © ООО НПП "Гарант-Сервис", 2001