Еженедельный обзор федерального законодательства |
Предметом рассмотрения по настоящему делу явились содержащиеся в пункте 3 статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункте 3 статьи 92 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" положения, в силу которых в случае нарушения избирательного законодательства (в том числе при незаконном отказе гражданину в регистрации кандидатом либо ее аннулировании) в качестве безусловной и единственной предпосылки отмены судом решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов в избирательном округе требуется подтверждение невозможности достоверного определения результатов состоявшегося волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании.
В своей жалобе в Конституционный Суд РФ А.М.Траспов утверждает, что при отказе гражданину в регистрации кандидатом в депутаты определить в ходе выборов волеизъявление избирателей нельзя в принципе; следовательно, оспариваемые положения исключают для гражданина при незаконном отказе в регистрации реализацию им права быть избранным в органы государственной власти, а потому противоречат статье 32 (часть 2) Конституции РФ и международным актам о правах человека.
Одним из выводов Конституционного Суда РФ явилось то, что для обеспечения своевременного, до проведения голосования, восстановления нарушенных избирательных прав - с тем, чтобы в дальнейшем предотвращалась необходимость признания итогов голосования, результатов выборов недействительными, - требуются дополнительные законодательные меры, которые препятствовали бы необоснованному отказу в регистрации кандидата в депутаты либо аннулированию уже осуществленной регистрации.
Оспариваемые положения, которые при незаконном отказе в регистрации кандидата ограничивают полномочия суда по отмене итогов голосования, результатов выборов и выявлению адекватности отражения в них реальной воли избирателей, подменяя такое выявление формальным "определением достоверности результатов волеизъявления избирателей", принявших участие в голосовании, чем умаляются и ограничиваются избирательные права и право граждан на судебную защиту, были признаны Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 3 (части 1, 2 и 3), 32 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2).
Изменения и дополнения вносятся в связи с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и корреспондируют с положениями этого закона. Подзаконные акты приводятся в соответствие с общими принципами гражданского права (о надлежащем исполнении обязательства, о свободе воли при заключении договора) и улучшают положение потребителей телефонной, телеграфной связи и проводного вещания.
Определяется порядок проведения инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, полученные при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, полностью или частично финансировавшихся за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета РСФСР и той части государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет, а также из средств государственных внебюджетных фондов. Порядок организации инвентаризации, оформления и представления результатов инвентаризации должен определяться методическими рекомендациями, утверждаемыми совместно Минимуществом РФ, Минпромнауки РФ и Минюстом РФ.
Индекс инфляции (индекс-дефлятор), применяемый для индексации стоимости основных фондов и иного имущества предприятий при их реализации в целях определения налогооблагаемой прибыли, в IV квартале 2001 г. составляет 103,8%.
Утверждается новая форма налоговой декларации по единому социальному налогу (взносу). Одновременно утрачивают силу приложения NN 1, 3, 5 к приказу МНС России от 29 декабря 2000 г. N БГ-3-07/468 "Об утверждении форм налоговых деклараций по единому социальному налогу (взносу) и Инструкций по их заполнению". В отличие от первоначальной редакции, новая форма декларации по ЕСН является общей для всех категорий налогоплательщиков, выступающих в качестве работодателей.
В отношении бревен из березы (код ТН ВЭД 4403 99 510 0), лесоматериалов необработанных (код ТН ВЭД 4403 99 590 0); бумаги и картона с покрытием, пропиткой или ламинированных пластмассой (за исключением клеев) (коды ТН ВЭД 4811 51 000 0, 4811 59 000 0, 4823 90 500 9); золота необработанного или полуобработанного, или в виде порошка (код ТН ВЭД 7108), кварца пьезоэлектрического (код ТН ВЭД 7104 10 000 0), вывозимых за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, не применяются ставки вывозных пошлин.
Постановление вступает в силу по истечении одного месяца с даты его официального опубликования.
Государственная регистрация новых пищевых продуктов, материалов и изделий, а также отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, и отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию РФ, вводится с 1 января 2003 г., а не с 1 января 2002 г., как это было предусмотрено раньше.
Устанавливается, что решение об отчуждении (продаже, обмене, залоге, дарении) федерального недвижимого имущества, расположенного за пределами РФ, принимается Правительством РФ на основании предложений уполномоченных органов.
Пошлины, взимаемые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1993 г. N 793, значительно увеличиваются и устанавливаются в фиксированных денежных размерах.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Устанавливается порядок работы с заявлениями граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, по вопросу предоставления справок о наличии (отсутствии) у них судимости, а а также основные правила обработки и рассмотрения заявлений в МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ. Заявления лиц, находящихся за пределами РФ, рассматриваются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями. Заявления принимаются на личном приеме граждан при предъявлении паспорта.
Разъясняется порядок перечисления действующим банкам средств фонда страхования депозитов в коммерческих банках. В частности, после принятия закона о гарантировании вкладов граждан в банках, банкам, которые станут участниками системы гарантирования вкладов, средства указанного фонда будут перечислены по заявлению кредитной организации на счет организации по гарантированию вкладов граждан в банках, либо на счета самих банков.
Письмом разъясняются критерии отнесения организаций к бюджетным. Данные критерии установлены статьей 161 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 N 145-ФЗ. Установлено, что этими критериями следует руководствоваться и для применения особого режима налогообложения, предусмотренного для бюджетных организаций.
Изменения вносятся с связи с введением в действие с 1 января 2002 г. приказа Минфина РФ от 4 сентября 2001 г. N 69н "Об особенностях применения страховыми организациями Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению".
Приказ вводится в действие, начиная с бухгалтерской отчетности и отчетности, представляемой в порядке надзора, 2002 года.
По заключению Минюста РФ от 24 декабря 2001 г. N 07/12394-ЮД приказ не нуждается в государственной регистрации.
Определяется порядок рассмотрения и разрешения не содержащих сведений о преступлениях писем, жалоб, заявлений граждан, устанавливается порядок осуществления контроля за их рассмотрением и ведения делопроизводства, регламентируется прием граждан в федеральных органах налоговой полиции.
Рассмотрение и разрешение обращений граждан является служебной обязанностью руководителей органов налоговой полиции и по их поручению других должностных лиц.По каждому обращению в пятидневный срок должно быть принято решение о принятии или непринятии к производству, либо о передаче в другой орган. Обращения и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня их поступления (регистрации). В отдельных сложных случаях сроки рассмотрения могут быть в порядке исключения продлены не более чем на 1 месяц.
Утверждается единая для всех налогоплательщиков форма налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых. В соответствии со ст. 345 НК РФ налоговая декларация представляется не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом).
Перечисляются лица, относящиеся к категориям "инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы" и "нетрудоспособных членов семьи, находившиеся на иждивении умершего инвалида", имеющие право на выплату компенсации. Рассматриваются вопросы, связанные с исчислением размера компенсации, и порядком ее выплаты.
По действующим кредитным организациям средства фонда страхования депозитов в коммерческих банках, сформированного в 1991-1993 годах, продолжают учитываться на счетах на балансе Банка России до особых указаний. По действующим кредитным организациям, которым ранее были не возвращены средства фонда страхования коммерческих банков от банкротств, возврат средств производится на основании письменных заявлений банков с обязательством о зачислении указанных средств в резервный фонд.
Указание вступает в силу со дня опубликования в "Вестнике Банка России".
Индекс потребительских цен за 2001 г. в целом составляет 118,6%, за IV квартал - 104,1%.
Разъясняется порядок определения суммы налога на прибыль за третий квартал 2001 года, на основании которой рассчитывается размер ежемесячных авансовых платежей по налогу в первом квартале 2002 года.
Определяются основания для освобождения от уплаты ежемесячных авансовых платежей и применения кассового метода определения доходов и расходов в 2002 году. Устанавливается порядок перечисления налогов организациями при наличии обособленных подразделений.
Устанавливается порядок заполнения и представления формы единовременного обследования N 404 "Сведения об инвестициях уполномоченных банков и их клиентов-резидентов (кроме кредитных организаций) в ценные бумаги, выпущенные нерезидентами, по состоянию на 1 января 2002 года". Данную форму надлежит представлять уполномоченным банкам в срок не позднее 25 февраля 2002 г. в территориальные учреждения Банка России.
Указание вступает в силу с 1 января 2002 года.
Изменяются критерии, которым должны отвечать банк-заемщик и каждый из банков-поручителей на день предоставления кредита. Устанавливается, что банк не должен иметь недовзноса в обязательные резервы, неуплаченные штрафы за нарушение порядка резервирования, а также у него должны отсутствовать факты непредставления расчета регулирования размера обязательных резервов в установленный срок и/или представления расчета с нарушением срока на последние три отчетные даты.
Исключается требование об отсутствии отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, а также налоговых кредитов.
Устанавливается, что территориальные учреждения Банка России осуществляют проверки предлагаемого в обеспечение кредита Банка России имущества и имущественных прав. Приводится новый перечень информации об организациях, обязательства которых могут быть приняты в обеспечение кредитов, и порядок ее представления в территориальное учреждение Банка России.
Изменения вносятся в Порядок бухгалтерского учета депозитных операций Банка России в банках. Положение дополняется Приложением 5/1 "Порядок бухгалтерского учета депозитных операций Банка России в банках по методу "начислений", которое вступает в силу на основании отдельного нормативного акта Банка России.
Указание вступает в силу с 1 февраля 2002 года.
По сравнению с ранее действовавшим законодательством уточняется перечень объектов охраны окружающей среды. Теперь к таким объектам относятся также почвы, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся в частности выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.
Предусмотрено проведение обязательной и добровольной экологической сертификации. Обязательная экологическая сертификация осуществляется в порядке, определенном Правительством РФ.
Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений.
В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 12 января 2002 г. N 6.
Уточняются и конкретизируются положения ст. 20, устанавливающие правовые основы распоряжения добытыми и произведенными драгоценными металлами и камнями. В частности, исключается неоднозначное толкование указанной статьи, согласно которому считалось, что все добытые и произведенные на территории РФ драгоценные металлы должны подлежать аффинажу на российских аффинажных предприятиях, что исключало возможность их экспорта до аффинажа.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 12 января 2002 г. N 6.
Введение в действие наказаний в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста будет осуществляться отдельными законами по мере создания необходимых условий для реализации каждого вида наказания.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 12 января 2002 г. N 6.
Устанавливаются особенности исчисления пенсий для граждан, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - районы КС) не менее 15 и 20 календарных лет, и проживающих в местностях, где к заработной плате районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах КС. Указанным пенсионерам пенсии исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, по последнему месту службы указанных лиц в районах КС независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер районного коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2003 г.
Устанавливаются гарантии социальной защиты гражданам, которые проживали в 1949-1963 гг. в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на их родителей. Указанные льготы и компенсации различаются в зависимости от дозы облучения. Федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право указанным гражданам на получение льгот и компенсаций с момента их предъявления.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 12 января 2002 г. N 6.
Определяются правовые условия использования электронной цифровой подписи в процессах обмена электронными документами, при соблюдении которых электронная цифровая подпись признается юридически равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Под электронной цифровой почтой (далее - ЭЦП) понимается реквизит электронного документа, предназначенный для его защиты от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
Устанавливаются условия использования ЭЦП, определяется статус удостоверяющих центров, выдающих сертификаты ключей подписей, а также некоторые особенности использования ЭЦП.
Устанавливаются правовые основы для борьбы с международным терроризмом. Федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов РФ даются поручения по предотвращению финансирования террористических актов, в том числе путем установления уголовной ответственности, по исключению предоставления любой поддержки организациям или лицам, замешанным в террористических актах и по реализации других мер.
Также на сервере www.garant.ru Вы можете бесплатно получить следующую информацию :
Мониторинг предоставлен © ООО НПП "Гарант-Сервис", 2001