Еженедельный обзор федерального законодательства |
По мнению заявителей, налогоплательщик, при компенсации ущерба, причиненного незаконным взысканием с него денежных сумм в виде налоговых санкций, должен иметь право требовать взыскания с государства дополнительной денежной суммы - процентов. Между тем механизм компенсации ущерба, причиненного налогоплательщику, предусмотренный в Налоговом кодексе РФ (пункт 4 статьи 79), касается лишь излишне взысканных сумм налогов и пени и не распространяется на суммы излишне взысканных штрафов. Заявители просили признать не соответствующими Конституции РФ положения пункта 3 статьи 2 и пункта 1 статьи 395 ГК РФ, как не предусматривающие начисление процентов на незаконно взысканные с налогоплательщика суммы штрафов, и положения указанной статьи НК РФ.
Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы, поскольку несоответствие Конституции РФ оспариваемых положений ГК РФ уже было предметом рассмотрения Суда. Что касается пункта 4 статьи 79 НК РФ, то заявители, по сути, считают необходимым внести в данную норму соответствующее дополнение, что не входит в компетенцию Конституционного Суда РФ.
По мнению заявителя, запрет на включение в фактическую себестоимость продукции затрат на гарантийный ремонт, понесенных предприятиями розничной торговли, поскольку они не являются производителями продукции, нарушает его права и свободы, закрепленные в статьях 19, 35 и 57 Конституции РФ.
Конституционный Суд РФ обратил внимание на то, что исчисление прибыли с 1 января 2002 года производится в соответствии с новым порядком, установленным главой 25 НК РФ .Налог на прибыль организаций., а закон "О налоге на прибыль предприятий и организаций" утратил силу. Кроме того, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 октября 1999 года признал не соответствующей Конституции РФ аналогичную норму, содержащуюся в положениях статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и пункта 3 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), в части отнесения к фактической себестоимости продукции (работ, услуг) затрат на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание изделий, на которые установлен гарантийный срок службы, учитываемых при налогообложении прибыли.
Поскольку в обращении оспаривается такое же нормативное положение, какое ранее было признано не соответствующим Конституции РФ, дальнейшее производство по обращению прекращается.
Списание суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, которые погасили (при своевременном внесении текущих налоговых платежей) в течение двух или четырех лет соответственно половину или полную сумму задолженности, производится МНС РФ с момента погашения указанной задолженности в соответствии с правилами, определяемыми этим Министерством.
Утверждается форма расчета регулярных платежей за пользование недрами и порядок его заполнения, который распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, признаваемых пользователями недр в соответствии с Законом "О недрах", в том числе при заключении и выполнении соглашений о разделе продукции.Расчет предоставляется пользователем недр в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом в налоговый орган и в комитет природных ресурсов по субъекту РФ по месту нахождения участка недр.
Инструкция применяется в отношении транспортных средств, ввозимых по договору (контракту) купли-продажи между организацией-производителем и российской организацией, которой организация-производитель предоставила исключительное право совершения операций, связанных с ввозом товаров на таможенную территорию РФ в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения. При предварительном уведомлении (не менее, чем за 3 дня до поставки) таможенного органа и представлении перечисляемых в Инструкции сведений и документов, таможенное оформление товаров производится в течение 3 рабочих часов с момента регистрации грузовой таможенной декларации.
Действие постановления Правительства РФ N 481, утверждающего правила возмещения в 2001 году из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным организациями топливно-знергетического комплекса в российских кредитных организациях, распространяется на 2002 и последующие годы.
В случае если плата за пользование привлеченным организацией банковским кредитом будет менее двух третьих ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБР, действующей на дату получения кредита, субсидия предоставляется в размере платы за пользование этим кредитом. Ранее субсидия предоставлялась при условии, что плата за пользование привлеченным кредитом не будет менее двух третьих ставки рефинансирования.
Устанавливается порядок проведения в автомобильных пунктах пропуска таможенного контроля товаров и транспортных средств, вывозимых с территории РФ, уполномоченными должностными лицами таможенных органов. Положение не применяется при вывозе товаров, перемещаемых физическими лицами и не предназначенных для производственной и иной коммерческой деятельности; при вывозе товаров и транспортных средств через внешнюю границу Таможенного союза, если на границе РФ с этим государством - участником союза таможенный контроль отменен; при проведении основного таможенного оформления в автомобильном пункте пропуска.
Приказ вступает в силу по истечении тридцати дней после его официального опубликования.
С 1 июля 2002 г. будет производится разграничение полномочий между дознавателями оперативных органов и органов морской охраны по уголовным делам, связанным с контрабандой, задержанной органами Пограничной службы РФ в отсутствие таможенных органов, а также с незаконной добычей водных животных и растений.
Приказом утверждается 74 формы реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах.
Дополняются Указания по применению и заполнению унифицированной формы первичной учетной документации N ОС-1 "Акт (накладная) приемки - передачи основных средств", N МБ-2 "Карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов", N МБ-4 "Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов", N МБ-7 "Ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений", N МБ-8 "Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов". В частности, допускается составление общей формы N ОС-1 при приемке однотипных объектов основных средств, если эти объекты имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном месяце. Формы N МБ-2, N МБ-4, N МБ-7, N МБ-8 могут использоваться для отражения ввода и движения имущества, перешедшего в состав основных средств из категории малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
По заключению Минюста от 4 апреля 2002 г. N 07/3169-ЮД настоящее постановление не нуждается в государственной регистрации.
Устанавливается, что валютная позиция по капиталу может по решению кредитной организации исключаться из суммы балансовых активов в полном объеме. Если такое исключение привело к возникновению короткой открытой валютной позиции в размере, превышающем установленный лимит, кредитная организация должна уменьшить валютную позицию по капиталу с целью устранения превышения или провести соответствующие операции с целью соблюдения установленных лимитов открытой валютной позиции.
Определяются сроки включения в состав валютной позиции по капиталу валютных ценностей при увеличении уставного капитала для кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, либо в форме обществ с ограниченной ответственностью. В новой редакции излагается форма отчета об открытых валютных позициях на конец операционного дня.
Указание вступает в действие через месяц после опубликования в "Вестнике Банка России". Текст Указания опубликован в .Вестнике Банка России. от 24 апреля 2002 г. N 24.
Изменяется порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери, утвержденный Положением ЦБР от 12 апреля 2001 г. N 137-П. Устанавливается, что требования Положения не распространяются на балансовые активы, не несущие риска возможных потерь, а также элементы расчетной базы, признанные сомнительными долгами в соответствии со статьей 266 Главы 25 НК РФ. При этом по сомнительным долгам резерв на возможные потери создается в размере превышения его расчетной величины над величиной ранее сформированного резерва по сомнительным долгам. В новой редакции излагается форма расчета резервов на возможные потери.
Также изменения вносятся в порядок расчета кредитными организациями размера рыночных рисков, утвержденный Положением ЦБР от 24 сентября 1999 г. N 89-П в части изменения определения рыночной стоимости.
Указание подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России" и вступает в силу начиная с отчетности по состоянию на 1 мая 2002 г., за некоторыми исключениями. Текст Указания опубликован в "Вестнике Банка России" от 24 апреля 2002 г. N 24.
Дополнения касаются порядка отражения подтверждения аудиторской организацией отчетности кредитной организации, если после завершения заключительных оборотов и до проведения годового собрания акционеров (участников) вносятся изменения в финансовый результат и распределение прибыли отчетного года. Такая отчетность подтверждается с оговорками в аналитической части аудиторского заключения. Если внесение изменений в бухгалтерский учет и публикуемую отчетность обусловлено уточнением расчетов с бюджетом по налогам, то достоверность отчетности подтверждается аудиторской организацией без каких-либо оговорок.
Указание вступает в силу со дня опубликования в "Вестнике Банка России". Текст Указания опубликован в "Вестнике Банка России" от 24 апреля 2002 г. N 24.
Госатомнадзор России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях (за исключением регулирования санитарно-гигиенических и природоохранных аспектов радиационной безопасности, а также деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения) с целью формирования условий, при которых гарантируются защита работников объектов использования атомной энергии, населения и окружающей среды от недопустимого радиационного воздействия и предотвращение неконтролируемого распространения и использования ядерных материалов.
Госатомнадзор вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, налагать штрафы на организации в случае нарушении ими норм в области использования атомной энергии.
Методика утверждается в целях исчисления налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу. Для определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий, находящихся в собственности, владении и (или) пользовании налогоплательщика, кадастровая стоимость одного гектара его сельскохозяйственных угодий делится на его среднюю кадастровую стоимость в соответствующем субъекте РФ и умножается на площадь сельскохозяйственных угодий налогоплательщика.
Порядок определения кадастровой стоимости одного гектара сельскохозяйственных угодий налогоплательщика и его средней кадастровой стоимости в субъекте РФ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной кадастровой оценки земель.
Изменения вносятся в перечень отдаленных местностей РФ, в которых служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсий. Изменяются не только границы некоторых местностей, но и сроки, начиная с которых один месяц службы засчитывается за два месяца.
Порядок распространяется на финансовые обязательства предприятий (организаций), которые являются головными исполнителями и исполнителями оборонного заказа, заключившими государственные контракты с государственными заказчиками оборонного заказа на поставки продукции (работ, услуг). Списанию подлежит задолженность, возникшая в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов, по пеням, начисленным на 1 января 2002 г. на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды. В срок до 1 ноября 2002 г. МНС РФ обязано осуществить списание указанной задолженности.
Устанавливается порядок заполнения налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых, форма которой утверждена приказом МНС РФ от 18 декабря 2001 г. N БГ-3-21/555. Форма налоговой декларации и инструкция по ее заполнению являются обязательными для налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых.
Перечень видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ дополняется расходами на погашение кредиторской задолженности прошлых лет. Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ дополняется новыми источниками. Из этой классификации, а также из Классификации источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ исключается ряд источников. Также изменения вносятся в Порядок распределения расходов по соответствующим предметным статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов РФ.
Указанием излагаются в новой редакции форма N 051, форма N 052, форма N 053 и порядки их составления и представления, а также форма N 155 и порядок составления и представления отчета по форме N 402, которые вступают в силу с отчетности по состоянию на 1 июля 2002 года. В новой редакции также излагаются форма N 901, форма N 902, форма N 903 и порядки их составления и представления, которые вступают в силу с отчетности по состоянию на 1 июня 2002 года. Начиная с отчетности по состоянию на первое 1 мая 2002 г. должны использоваться новые редакции формы N 110, формы N 123, форма N 125, формы N 134, формы N 801, формы N 802, формы N 904 и порядка ее составления и представления.
Изменяются сроки представления отчета по форме N 110, форме N 102, форме N 112, форме N 118, форме N 125, форме N 128, форме N 129, форме N 130, форме N 131, форме N 132 и форме N 350. Отчеты предоставляются по состоянию на 1 января кредитными организациями, не имеющими филиалов - не позднее 20 января года, следующего за отчетным; кредитными организациями, имеющими филиалы, - не позднее 25 января года, следующего за отчетным.
В Указание включается форма N 170 "Сведения о дочерних кредитных организациях за рубежом" и раздел "Порядок составления и представления отчета Сведения о дочерних кредитных организациях за рубежом" (вступает в силу с отчетности по состоянию на 1 июля 2002 года).
Существенные изменения вносятся в форму N 250 (вступают в силу с отчетности по состоянию на 1 июля 2002 года), форму N 701, порядок составления и представления отчета по форме N 634, форме N 658 и форме N 711 (вступает в силу с отчетности по состоянию на 1 июля 2002 года).
Указание подлежит публикации в "Вестнике Банка России". Указание вступает в силу с отчетности по состоянию на 1 мая 2002 года за некоторыми исключениями.
МНС РФ поддерживает предложение компании ГАРАНТ на размещение в системе ГАРАНТ разъяснений специалистов МНС РФ по вопросам применения налогового законодательства, опубликованные на Web-сайте Министерства в разделе "Наша консультация".
Разъясняется порядок представления страхователями уточненной расчетной ведомости (форма 4-ФСС РФ) за 2001 год в случае внесения изменений в налогооблагаемую базу по начислению единого социального налога после представления расчетной ведомости в исполнительные органы Фонда.
Федеральный закон дополняется специальной нормой, позволяющей заключать с определенными категориями муниципальных служащих, включенными в реестр муниципальных должностей, срочный трудовой договор - на срок полномочий выборного органа местного самоуправления или лица, замещающего выборную муниципальную должность. Ранее такие служащие в случае расторжения трудового договора в связи с истечением срока полномочий, либо по иным причинам, связанным с прекращением трудовой деятельности по договору, фактически могли требовать восстановления на работе.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 23 апреля 2002 г. N 73.
Законом предусматривается возвращение Федеративной Республике Германия 111 витражей из церкви Святой Марии (XIV век) во Франкфурте-на-Одере, перемещенных в СССР в 1946 году в результате Второй мировой войны и находящихся на хранении в Государственном Эрмитаже.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Российский фонд федерального имущества является единственной специализированной организацией по реализации арестованного, конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства. Средства в размере 5% стоимости реализованного арестованного имущества направляются на оплату услуг поверенных, привлекаемых Фондом к реализации этого имущества.
Определяются порядок и условия расходования средств обязательного социального страхования на оплату стоимости путевок на срок, не превышающей 24 дней, для детей работающих граждан. Расходы на оплату стоимости путевок осуществляются работодателями - плательщиками единого социального налога на основании заявок страхователей и данных о численности детей школьного возраста (до 15 лет включительно), нуждающихся в путевках. Страхователи оплачивают за счет средств обязательного социального страхования до 50% средней стоимости путевки в оздоровительный лагерь. Для бюджетных учреждений данный предел может быть увеличен.
Определяется порядок предоставления и расходования в первом полугодии 2002 г. субсидий, выделяемых бюджетам субъектов РФ из Фонда компенсаций на финансирование текущих расходов в части возмещения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи, предусмотренных для военнослужащих, сотрудников милиции, служащих федеральных органов налоговой полиции, органов внутренних дел, а также таможенных служащих.
Ставки вывозных таможенных пошлин на водородфосфат диаммония (фосфат диаммония) и диводородфосфат аммония (фосфат моноаммония) и его смеси с водородфосфатом аммония (фосфатом диаммония) (коды ТН ВЭД 3105 30 000 0 и 3105 40 000 0) вывозимые с территории РФ за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, понижаются и устанавливаются в размере 3% (ранее - 5%) от таможенной стоимости.
Постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Ставка вывозной таможенной пошлины на стирол (код ТН ВЭД 2902 50 000 0) снижается и устанавливается в размере 3% ( ранее - 6,5%) от таможенной стоимости. Также устанавливаются ставка вывозной пошлины на фанеру клееную (коды ТН ВЭД 4412 14 000 0, 4412 19 000 0) в размере 5% от таможенной стоимости, но не менее 2,5 евро за 1 куб.метр (ранее - беспошлинно).
Постановление вступает в силу по истечении одного месяца с даты его официального опубликования. Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 23 апреля 2002 г. N 73.
В новой редакции излагаются "Расшифровки отдельных балансовых счетов" (форма N 110); "Таблица корректировок" (форма N 112); "Агрегированный балансовый отчет" (форма N 113); "Данные о движении денежных средств" (форма N 123); "Сведения об активах и пассивах по срокам востребования и погашения" (форма N 125) и комментарии к ним. В Приложении 6 "Агрегированный отчет о прибылях и убытках" (форма N 114) упорядочиваются корректировки в статьях операций с ценными бумагами.
Указание вступает в силу с даты опубликования в "Вестнике Банка России". Текст Указания опубликован в "Вестнике Банка России" от 19 апреля 2002 г. N 23.
Заявителем оспаривалась конституционность положений статей 15 и 16 ГК РФ, касающихся возмещения убытков, в том числе причиненных государственными органами и органами местного самоуправления, и статьи 1069 ГК РФ об ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами. Ранее арбитражный суд г. Москвы отказал заявителю в иске о возмещении расходов на оплату юридической помощи, поскольку данные расходы являются не убытками, возмещаемыми по правилам, установленным ГК РФ, а судебными издержками, которые возмещаются в особом порядке, установленном процессуальным законодательством. Однако в АПК РФ отсутствуют нормы о порядке возмещения таких расходов.
По мнению Конституционного Суда РФ, закрепление в статье 91 ГПК РСФСР положения о присуждении судом стороне, в пользу которой состоялось решение, расходов по оплате помощи представителя, не означает, что из-за отсутствия аналогичной нормы в АПК РФ такие же расходы не могут быть взысканы при защите сторонами своих прав в порядке арбитражного судопроизводства. Законодатель не установил каких-либо ограничений по возмещению имущественных затрат на представительство в суде интересов лица, чье право нарушено.
Таким образом, Конституционный Суд РФ установил, что расходы на представительство в арбитражном суде и на оказание юридических услуг должны включаться в состав убытков, подлежащих возмещению стороне, в пользу которой состоялось решение.
Конституционный суд РФ определил признать жалобу ОАО "Большевик" не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда РФ, поскольку для разрешения поставленного в ней вопроса не требуется вынесение итогового решения в виде постановления в связи с тем, что по этому вопросу ранее были вынесены постановления, сохраняющие свою силу, а также в связи с неподведомственностью Конституционному Суду РФ проверки законности и обоснованности судебных решений.
Дальнейшее арбитражное разбирательство должно происходить с учетом правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ.
Устанавливается порядок представления кредитными организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, страховыми организациями, лизинговыми компаниями, организациями федеральной почтовой связи, иными некредитными организациями, осуществляющими перевод денежных средств, и ломбардами информации в КФМ РФ, предусмотренной Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Информация предоставляется не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения или выявления соответствующей операции (сделки) в электронном виде или на магнитном носителе, либо на бумажном носителе.
Несоблюдение организациями требований утвержденного положения может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии.
Плата за обслуживание указанных в названии граждан в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора и не может превышать 75% установленной им пенсии.
Разъясняется порядок отнесения страхователя к отрасли (подотрасли) экономики в случае непредставления им документов до 1 апреля для подтверждения основного вида деятельности. Также обосновывается позиция, согласно которой Фонд правомочен принимать документы по подтверждению основного вида деятельности страхователя и его самостоятельных классификационных единиц в сроки представления расчетной ведомости по средствам Фонда (форма 4-ФСС РФ) за I квартал 2002 года.
Также на сервере www.garant.ru Вы можете бесплатно получить следующую информацию :
Мониторинг предоставлен © ООО НПП "Гарант-Сервис", 2001