В интернете появились фотографии "секретного российского танка Т-14 "Армата"". Судя по всему, танк наконец-то покажут на параде по поводу Дня Победы. Другая военно-техническая новость: уточнена серийная судьба первого российского истребителя 5-го поколения .
Танк
Что касается танков, то их засняли во время транспортировки на полигон в Алабино. Увидевший и заснявший комментирует свою картинку так: "Новейший российский ОБТ Т-14 "Армата" были замечены на железнодорожной платформе. Обращает на себя внимание 7-катковая ходовая часть с оригинальными катками. Танки были укрыты брезентом и их внешний вид останется секретом до момента проведения военного парада 9 мая в Москве".
Там дается и некоторое разъяснение: "По мнению специалистов, в частности танкового эксперта Алексея Хлопотова, автора блога Gur Khan, "Армату" на этих фото выдает характерная семикатковая ходовая часть с катками нового типа. Башни танков на фото закрыты маскировочным каркасом и брезентом, искажающим их форму и размер, однако пропорции машин позволяют утверждать, что запечатленные на фото танки оснащены 125-миллиметровыми орудиями нового образца, с увеличенной длиной ствола".
Пользуясь совершенно открытыми источниками, можно выяснить, что тут главное даже не сам танк, а "Тяжелая гусеничная унифицированная платформа (ТГУП) "Армата" - тяжелая гусеничная платформа, разрабатываемая Уралвагонзаводом с 2009—2010 года". На основе унифицированной платформы "Армата" планируется создать основной боевой танк, тяжелую боевую машину пехоты, боевую машину поддержки танков, бронированную ремонтно-эвакуационную машину, шасси для самоходных артиллерийских установок и другие".
История, как и положено в случае военной техники, давняя. Высшее руководство видело эти разработки в конце сентября 2013 года на выставке в Нижнем Тагиле, причем сам танк "Армата" для широкого круга лиц на выставке представлен не был. В сети тоже нет особой информации, разве что линейка "изделий" на основе платформы:
"Танк Т-14 (индекс ГБТУ — Объект 148) — основной боевой танк с новой 125-мм пушкой, дистанционно управляемой необитаемой башней.
БМП-Т Т-15 (индекс ГБТУ — объект 149).
А также:
БРЭМ-Т Т-16 (объект 152) — ремонтно-эвакуационная машина;
БМО-2 — боевая машина огнеметчиков;
TOС БМ-2 — тяжелая огнеметная система;
ТЗМ-2 — транспортно-заряжающая машина тяжелой огнеметной системы;
2С35 «Коалиция-СВ» — самоходная артиллерийская установка;
УСМ-А1 — система минирования;
УМЗ-А — минный заградитель (проект);
МИМ-А — многоцелевая инженерная машина;
МТ-А — мостоукладчик (проект);
ПТС-А — плавающий транспортер (проект)".
Некоторе, впрочем – самые общие подробности и чертежи есть на сайте http://www.armyrecognition.com. В январе сообщалось, что первая партия танков Т-14 поступит в войска в феврале 2015 года. Зампред коллегии Военно-промышленной комиссии О.Бочкарева пояснял: "Пока не можем говорить, сколько точно будет машин в этой партии, но вероятность того, что в феврале эта партия пойдет, очень высокая. У меня сомнений в этом нет. Военные начинают готовиться к Параду Победы в марте, поэтому в феврале эти машины должны быть у них".
Также говорилось, что обкатка танков в войсках займет примерно три года, поэтому массовый выпуск боевых машин на этой платформе может начаться к 2018 году. Но и тогда подчеркивалось, что "основные характеристики и внешний вид платформы до сих пор засекречены".
Ну а теперь это хотя бы покажут, так что интрига налицо. То есть, День Победы будет по факту смотром новинок военной техники. Уже анонсировано, что в "Параде примут участие такие новинки российского оборонпрома, как танки "Армата", бронетранспортеры и бронемашины "Курганец-25" и "Бумеранг", бронеавтомобили "Тайфун-У" и другие. Также ожидается, что по брусчатке пройдут самоходные артиллерийские установки "Коалиция-СВ" и ракетные комплексы "Корнет-Д".
Самолет
В этом случае с информацией все куда лучше. Другое дело, что повод не вполне торжественный: замминистра обороны по вооружениям Ю.Борисов заявил, что "военные могут закупить меньшее количество истребителей пятого поколения Т-50 (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации — ПАК ФА), чем запланировано в Государственной программе вооружения до 2020 года. По информации "Ъ", военные законтрактуют только 12 истребителей и после ввода их в эксплуатацию определятся с тем, сколько самолетов данного типа смогут себе позволить, хотя ранее твердо рассчитывали приобрести 52 самолета". О сокращении закупок было сказано во время визита на Комсомольский-на-Амуре авиационный завод, но там была и позитивная новость: "предприятие готово к началу серийного производства истребителя пятого поколения уже с 2016 года".
Также приведены детали поставок: "По словам источника "Ъ" в военном ведомстве, ГПВ-2020 предусматривала закупку 52 Т-50. "Мы даже прописали график поставок,— говорит собеседник "Ъ".— В период 2016-2018 годов российские ВВС должны были получать по восемь истребителей ежегодно, а в 2019-2020 годах — уже по 14 самолетов данного типа". Эти планы были реально выполнимы, считает он, если бы не возникшие в стране экономические сложности: "Есть понимание, что для начала нами будет подписан контракт на эскадрилью Т-50 (12 единиц.— "Ъ"). После этого будем решать, сколько их еще необходимо и сколько мы можем себе позволить"".
Сама по себе эта история очень интересна. Из "Авиационной энциклопедии":
"В начале 80-х истребительные конструкторские бюро Советского Союза приступили к полномасштабным работам над перспективным многофункциональным истребителем по теме И-90 ("истребитель 1990-х годов"). По сути, Целевая комплексная программа создания истребителей 90-х годов, утвержденная Постановлением правительства в 1981 г., предусматривала создание в первую очередь дальнего перехватчика, способного заменить как Су-27, так и МиГ-31 одним проектом. Естественно, новый истребитель должен был быть адекватен разрабатываемому в то же время американскому "перспективному тактическому истребителю" (ATF)".
Далее шла долгая борьба за заказ между КБ Микояна и КБ Сухого, постоянные уточнения параметров самолета. В 2002 году КБ Сухого одержало окончательную победу, "Средний фронтовой истребитель" (СФИ), с которым они окончательно победили в конкурсе, превратился к 2004 году в "Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации" (ПАК ФА), который "предназначался для замены полновесного "основного истребителя" Су-27, дабы противостоять F-22". F-22 – это был уже реализованный американский ATF.
Наконец, "29 января 2010 г. в 11-19 по местному времени пилот Сергей Богдан совершил первый полет в Комсомольске-на-Амуре (аэродром КнААПО Дземги) на Т-50 продолжительностью 47 минут.
1 марта 2010 года в ходе посещения СМИ штаб-квартиры ОКБ им.П.О.Сухого в Москве заявлено о том, что испытания Т-50-1 в Жуковском начнутся не ранее апреля 2010 г".
12 марта в Нью-Дели глава компании "Сухой" Михаил Погосян заявил: "У нас есть все основания полагать, что на мировом рынке не будет жесткой конкуренции". Он уточнил, что более чем 1000 истребителей будет произведено в течение 35-40 лет... "Я считаю, что более 200 самолетов будут поставлены (в Индию). Я также полагаю, что министерство обороны (России) закупит не меньше этого количества. Примерно 600 истребителей будет продано другим странам". По мнению аналитиков, ряд стран, включая Ливию и Вьетнам, уже выразили заинтересованность в приобретении российского истребителя пятого поколения.
"Помимо США только Россия реализовала проект пятого поколения, в то время как европейцы отказались от таких планов", - сказал Погосян, отметив, что "возможно, китайцы будут пытаться создать такой продукт, но я думаю, что они сталкиваются с огромным объемом работы, который помешает им создать конкурентоспособный истребитель".
Статья в энциклопедии отследила хронологию вот только по этот момент. Далее там идет громадный обзор технической стороны дела. В итоге: "Можно констатировать, что Т-50 это удачный компромисс между высокими летными качествами и малозаметностью, который в сочетании с продвинутыми средствами обнаружения (РЛС с АФАР L-диапазона, оптико-локационная станция) позволит серийным образцам добиться превосходства в воздухе над всеми существующими в настоящее время самолетами".
Что до упомянутого ATF, ставшего F-22 Raptor, то там все несколько серийнее. Да уже и закончилось:
"Первая предсерийная машина поднялась в воздух 7 сентября 1997 года.... Серийное производство самолета началось в 2001 году. 14 января 2003 года первый F-22 поступил на военную базу "Неллис", находящуюся в пустыне Невада... 6 апреля 2009 года, в рамках публикации проекта бюджета Пентагона на 2010 год, министр обороны США Роберт Гейтс сообщил о планах завершения производства истребителей F-22 в 2011 году на одобренном ранее Конгрессом США количестве в 187 машин. В июле того же года Конгресс отказался от увеличения закупок данного истребителя, начиная с 2010 года в пользу увеличения расходов по программе разработки многоцелевого истребителя F-35.
13 декабря 2011 года сборочный цех корпорации Lockheed Martin в Мариэтта, штат Джорджия покинул последний серийный истребитель F-22A с бортовым номером 10-4195. Он стал 195-м F-22A, выпущенным начиная с 1997 года, и 2 мая 2012 года стал последним, 187-м серийным истребителем, переданным ВВС США... По состоянию на май 2012 года на вооружении ВВС США находилось 184 F-22A".
Ну а что до F-35, то первый серийный истребитель впервые поднялся в воздух 25 февраля 2011 года.