будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
законопроекты общество
Июнь 14, 2025
Страна

Новый закон о защите семьи и детей: что изменится — рассказывает адвокат

Новый закон о защите семьи и детей: что изменится — рассказывает адвокат
ибрянова800
Адвокат Галина Ибрянова. фото - из социальных сетей

Сенатор Елена Мизулина вместе с коллегами по Совфеду внесла в Госдуму законопроект, предлагающий изменить правила работы органов опеки и изъятия детей из семьи. По словам авторов инициативы, поправки будут направлены «на защиту прав семьи и детей».

Из измененного проекта убрали одно из главных положений — «Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое и унижающие человеческое достоинство обращение», — по которому можно классифицировать побои и психологическое насилие. Правозащитники опасаются, что в законе появится так называемая «презумпция добросовестности родителей», что повлечет за собой трудности в защите детей.

Елизавета Антонова обсудила ситуацию с практикующей правозащитницей, сотрудничающей с Кризисным центром для женщин и детей, специалистом по семейному праву Галиной Ибряновой.

— Насколько вообще актуальны вносимые поправки?

— На мой взгляд, уважаемым авторам законопроекта стоило бы сосредоточить свои силы и направить их на решение более актуальных проблем. Например, на решение вопроса об исполнении решений суда об определении места жительства ребенка, о более эффективной системе взыскания задолженности по алиментам. Стоило бы задуматься и о защите детей в действительно тяжелых кризисных ситуациях в семье или в специализированных учреждениях.

— Зачем вводить термин «добросовестность родителей»? Повысит ли он риски для детей, у которых проблемные родители?

— Сам термин «добросовестность родителей» — неплохой, но в том контексте, в котором он фигурирует в законопроекте, он повысит риски для детей. Почему? Потому что взять хотя бы обновленный пункт 3 статьи 1:

«Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, … обеспечения приоритетной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, недопустимости разрушения или создания угрозы разрушения семьи вопреки воле ее членов, в том числе в случае защиты прав и законных интересов отдельных членов семьи, которые в силу беспомощного состояния или возраста не могут защитить себя самостоятельно».

Я эту формулировку перечитывала раз десять. То есть получается, что мы не можем обеспечить безопасность ребенка, защитить его от жестокого обращения в семье, так как это создает «угрозу разрушения семьи» вопреки воле членов. Подразумевается, конечно, взрослых членов семьи. То есть у нас малолетние дети и так находятся в зависимом положении, и мы перекрываем им последнюю возможность быть защищенными от жестоких родителей.

— Другие правозащитники обсуждали уже формулировку статьи 56…

— Для меня совсем не понятно, почему убрали старые формулировки статьи 56. Она говорит нам о том (в действующей редакции), что «Любое лицо (гражданин это, или организация, или должностное лицо), когда оно узнает, что жизни и здоровью ребенка что-то угрожает, — обязано сообщить об этом в органы опеки».

Эту формулировку исключают, и она остается в следующем виде: «Граждане должны сообщить в органы опеки, если дети остались без попечения родителей». То есть если дома происходит что-то из ряда вон выходящее — родители избивают своего ребенка или ребенок подвергается иному жестокому обращению, или в его отношении происходят другие противоправные действия, — то, по логике законодателей, сообщать никуда не надо. Я понимаю, что большое количество людей являются добросовестными родителями. И никто не оспаривает их добросовестности. Не надо специально вводить этот термин, чтобы ее подтвердить.

— Новая редакция также изменяет механизм изъятия детей из семьи. Как это скажется на будущих эксцессах?

— В Семейном кодексе те нормы, которые сейчас хотят отменить, призваны защищать детей от недобросовестных родителей. Инициаторы законопроекта предлагают осуществлять такую процедуру только через суд и только через лишение родительских прав или ограничения в родительских правах.

Видимо, уважаемые депутаты нечасто бывают в суде и не знают, как рассматриваются дела. Дела о лишении родительских прав рассматриваются от полугода до года. Если ребенку что-то угрожает, он что — будет ждать от полугода, когда его заберут от тиранов? От тех, кто не кормит его, не заботится о нем? Что делать маленькому человеку в такой ситуации? Он выживет за эти полгода вообще? Я очень в этом сомневаюсь.

— Какие еще статьи у вас как адвоката вызывают вопросы и опасения?

— У меня как у адвоката очень много вопросов. Почему не решаются реальные проблемы? Например, многомиллионные долги по алиментам. Ранее наши законодатели снизили размер неустойки по долгам по алиментам с 0,5 % до 0,1 %. Позволили применять 333 статью Гражданского кодекса РФ и так еще больше снижать долги за неустойку. Еще играет роль одна проблема — это отсутствие эффективных механизмов для привлечения к ответственности должника: пока он не будет ознакомлен с нормами о его ответственности за нарушение обязательств по оплате алиментов, его не привлечь.

Еще вызывает вопрос новая редакция 63 статьи Семейного кодекса, которую предлагают авторы проекта: «Родители несут ответственность за воспитание своих детей, за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни для развития детей». Мои клиенты часто сталкиваются со злостными неплательщиками алиментов, которые говорят: «У меня нет возможности». Ранняя редакция закона говорила о том, что родители обязаны обеспечивать детей всем необходимым. А сейчас получается, что они будут обеспечивать, если у них есть способность на это и возможность. А что будет кушать такой ребенок?

— Есть ли какие-то, возможно, позитивные вещи в новом законопроекте?

— Есть, конечно, в этом законопроекте вещи, которые должны облегчить жизнь ребенку: например, не подавать нотариальное разрешение, чтобы ребенок жил у бабушки с дедушкой. Но здесь тоже могут быть перекосы. Действительно, родители сейчас много работают и нужно, чтобы у бабушки с дедушкой были полномочия, чтобы обратиться в больницу, например. Часто так бывает, что родители куда-то уезжают, и этот механизм позволит решить эту проблему. Но это нововведение может быть использовано недобросовестным родителем в ситуации, когда дети становятся разменной монетой в конфликтных отношениях между родителями.

— В чем главная опасность новой редакции этой статьи?

— Я вижу опасность в тех формулировках, которые предложены в законопроекте. Пройдет суд между родителями об определении места жительства ребенка, и родитель, с которым суд оставил ребенка фактически, передаст его на попечение бабушки и дедушки. В то время как другой родитель имеет преимущественное право на общение с ребенком.

— Почему назрели поправки в Семейный кодекс? Связано ли это с демографической политикой властей?

— Я не могу точно ответить на этот вопрос… Нас всё время пугают ювенальной юстицией, не зная самого термина «ювенальная юстиция». Это право, которое защищает ребенка. В этом нет ничего плохого. Но у нас решили, что это «то самое плохое, что может прийти к нам из-за рубежа».

Как будто ребенка забирают из семьи за какие-то малые вещи. Но это не так: у государства нет таких финансовых возможностей для обеспечения детских учреждений, чтобы бездумно забирать детей из семьи без серьезных оснований. Каждый день по телевизору показывают ролики о сборе средств на операции и лекарства, необходимые детям.

Чтобы не бояться ювенальной юстиции, нужно, чтобы она действительно была правосудием для несовершеннолетних и чтобы отдельные чиновники, злоупотребляющие своими правами, изымающие детей без веских оснований, не дискредитировали само это понятие. Для этого не нужно отменять нормы, призванные защищать права детей, а нужно сделать так, чтобы таких злоупотреблений стало меньше, отрегулировать деятельность системы защиты детей. Ведь всё самое страшное для ребенка может произойти в семье. Потому что от проблем в школе, от проблем на улице его могут защитить именно родители, а вот от проблем с родителями, от жестокого обращения, если примут поправки, никто эффективно защитить ребенка уже не сможет.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).