будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
законотворчество медиа банковский сектор
Июнь 14, 2025
Страна
Карпюк Илья

О банках либо хорошо, либо ничего

О банках либо хорошо, либо ничего
smi3
Интернет-СМИ. Источник: Фото: news.mail.ru

В Государственную Думу поступили правительственные правки к законопроекту "о клевете на банки", который находится на рассмотрении нижней палаты парламента с февраля и уже принят в первом чтении. По данным РБК, кабинет министров предложил депутатам серьезно подправить документ, не отказавшись, впрочем, от главной идеи - защиты банков от недостоверной информации.

Авторами законопроекта значатся председатель комитета по финансовому рынку Наталья Бурыкина (ЕР) и бывший в момент внесения председателем комитета по информационной политике Алексей Митрофанов (СР). Сейчас Митрофанов находится в бегах, но это не отразилось на судьбе законопроекта.

Документ был внесен на рассмотрение палаты в феврале, в апреле был принят в первом чтении, но подготовить правки и принять законопроект во втором чтении в весеннюю сессию не удалось. В начале осенней сессии срок принятия поправок был продлен до 19 октября.

Теперь, когда правки подготовлены правительством, мало кто сомневается, что законопроект будет принят достаточно быстро.

Если поправки правительства будут приняты, то отдельная ответственность будет введена за публикацию недостоверных сведений, которые наносят ущерб деловой репутации финансовых организаций. Ранее, напомним, речь шла о защите всех публичных компаний.

 

Более того, правительство предложило депутатам не вводить административную ответственность для физических, юридических и должностных лиц за "распространение недостоверной информации о банках". Ранее предполагалось, что штрафы за нарушение закона могут достигать миллиона рублей.

Самая спорная и ключевая репрессивная норма законопроекта, впрочем, сохраняется. Собственно ради нее законопроект и применяется. Документ все еще предполагает блокировку сайтов СМИ, которые занимались распространением запрещенной информации. Причем правительственные чиновники посчитали, что процедуру блокировки должен определять исключительно Банк России. По мнению авторов этой нормы, только регулятор обладает всей полнотой информации, а значит может определять, являются ли публикации в том или ином СМИ недостоверными или нет.

Процедура блокировки сайтов будет похожа на ту, что уже существует сегодня в отношении экстрмистких страничек. ЦБ будет решать, что на определенном сайте размещена порочащая деловую репутацию финансовой организации информация. После этого регулятор будет вносить адрес странички в реестр сайтов с запрещенной информацией, после чего Роскомнадзор в течение суток должен будет организовать блокировку доступа к информации для российских пользователей интернета.

Сейчас по похожей процедуре блокируются сайты, на которых пропагандируется война, разжигается рознь, распространяется детское порно и т.д. Только решают, нарушает ли закон та или иная информация, не ЦБ, а прокуратура, Роспотребнадзор, ФСКН, полиция.

 
Леонид Левин

Далеко не все в восторге от того, что государственные органы получат очередную возможность внесудебной блокировки сайтов СМИ. Даже председатель думского комитета по информационной политике Леонид Левин, который прежде был первым замом Митрофанова, выступает против такой практики и внес собственные поправки, в соответствии с которыми блокировать СМИ можно будет только по решению суда. К мнению Левина, впрочем, парламентарии вряд ли прислушаются, его комитет является лишь соисполнителем по законопроекту, а комитет по финрынку документ поддерживает.

Впервые тема серьезного наказания средств массовой информации за публикацию недостоверной информации о банках начала широко обсуждаться в 2004 году. Летом того года газета "Коммерсантъ" опубликовала статью "Банковский кризис вышел на улицу", в которой сообщалось, что клиенты двух крупных кредитных организаций, Альфа-банка и Гута-банка, столкнулись с проблемами при получении вкладов. В итоге Гута-банк и правда разорился, позже на его базе был выстроен ВТБ 24, а с Альфа-банком ничего серьезного не произошло.

После этого Альфа-банк подал на ИД "Коммерсантъ" в суд, потребовав возместить 20,8 млн убытка и 300 млн репутационного ущерба. В результате арбитражный суд обязал газету опубликовать опровержение и выплатить Альфа-банку 310 млн рублей.

Банкиры не просто так боятся негативной информации. Любой другой бизнес из-за плохого отзыва в газете может столкнуться с падением продаж, сокращением числа клиентов и прочими серьезными проблемами - а банк рискует просто рухнуть, причем очень быстро.

Дело в том, что банк никогда не имеет такого количества наличности, чтобы расплатиться одновременно со всеми вкладчиками. И дело тут не в воровстве: деньги отданы в кредит, вложены в ценные бумаги и другие активы, именно благодаря этому накапливается процент по депозитам. Если бы банк просто хранил все деньги в запасниках, то процент по вкладам был бы нулевым.

Одним из негативных последствий такого принципа работы банков является вероятность bank run (на русский язык этот термин можно перевести как "бегство вкладчиков"). Если большое количество вкладчиков внезапно решит забрать свои деньги, то банк, который еще вчера был самым надежным на рынке, может просто рухнуть.

В теории от bank run должно защищать государственное страхование вкладов. Мелкие вкладчики будут уверены, что их деньги защищены, и если что будут выплачены правительством, а крупные ориентируются не на публикации в СМИ, а на более достоверную и точную информацию.

 
Анатолий Аксаков

С момента конфликта Альфа-банка и "Коммерсанта" в России появилось страхование вкладов, однако, как выяснилось, от бегства вкладчиков это не всегда спасает. Президент Ассоциации региональных банков, депутат Госдумы Анатолий Аксаков рассказал РБК о том, что сразу после отзыва лицензии у екатеринбургского Банка24.ру пошли слухи о проблемах в других региональных банках: УБРиРе, СКБ Банке, банке "Нейва" и т.д. По словам Аксакова, панику остановило только специальное заявление Банка России о том, что данные кредитные организации никаких проблем не испытывают.

И все же, несмотря на, казалось бы, логичные проявления заботы государства о стабильности банковской системы, законопроект достаточно спорен. Банки рушились и в XVII веке, когда не было не только интернета и других электронных СМИ, но и прессы в современном понимании этого слова. Опыт начавшейся паники в Екатеринбурге показывает: информация совершенно не обязательно распространяется через СМИ, люди могут делиться ею в социальных сетях, в личной переписке и, о ужас, при разговорах друг с другом.

Сложно сказать, осмелится ли правительство каким-либо способом запретить гражданам обсуждать устойчивость банковской системы. Но логика развития законодательства, к сожалению, подталкивает именно к этому.

Карпюк Илья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).