будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
госзакупки
Июль 16, 2025
Страна
Бегтин Иван

О проблемах гражданского контроля за государственными расходам

Мне в последние несколько недель назадавали уже много вопросов о том, что я думаю про Роспил.Инфо (www.rospil.info) - причём мнедовелось слышать положительные отзывы о том, какой это хороший проект - в томчисле, и от чиновников, причём весьма и весьма разумных. Однако лично яотношусь к этому проекту весьма прохладно, но сконцентрировать своё отношение я собираюсь не в критике, а в описаниитого, каким должен был бы быть правильный гражданский контроль загосударственными расходами при условии постоянной и системной работы над этойтемой, и какие проблемы, в том числе проблемы освещения в СМИ,присутствуют. 

Конкретно эта заметка будет именно описательной, здесь не будет решений (онибудут в другой раз). а будут именно проблемы.

Для большей понятности начну с описания проблем в виде карты разума.

Вот она же, но в большем масштабе.

Повторю тезис, который уже не раз озвучивал. Государственные расходы - этовесьма сложная тема - из-за регулирования, из-за необходимости понимать, какустроен бюджетный процесс, из-за необходимости понимания, как вообще"система работает".

Однако, особенно сейчас, есть множество вопросов, которые привлекаютвнимание граждан, и проектов, которые пытаются это внимание удерживать.

Эти вопросы я разделил на схеме как "Явные темы для граждан"и "Скрытые темы для граждан".

Явные темы для граждан

Явные темы - это то, что на поверхности, то, что можно наблюдать практическипостоянно, и они заключаются всего в двух темах - закупки подсвоих (коррупция) и необоснованные и нецелевые закупки. Впервую очередь такие явные темы - это темы для СМИ, то, что позволяет"зацепить" аудиторию.

Начну с необоснованных и нецелевых закупок - это тот случай, когдагосзаказчики закупают то, что в понимании граждан им закупать совершенно неследует. Это разделяется на две подтемы - закупка предметовроскоши и закупка "некачественных" товаров.

В случае закупки предметов роскоши всё также предельноочевидно - это закупка автомобилей представительского класса, дорогостоящеймебели, "золотых шампуров", Hi-End электроники и тому подобныхтоваров. В результате у большинства граждан, узнающих о таких фактах, резкопробуждается потребность в социальной справедливости, а сами такие закупкиочень любят СМИ, потому как можно в любой момент ткнуть чиновников и добавлять"жируют за наш счёт!"

Вторая подтема - закупка "некачественных" товаров - затрагиваетвсё, что касается приобретения товаров, предназначенных для выполненияразличных государственных функций, но качеством не обладающих и, возможно,наоборот, непригодных и ненужных. Тут можно привести в пример закупки арбидола,целесообразность которых подвергалась сомнениям, случаи закупки устаревшей электроники, лицензий на устаревшие версии ПО,опасные реагенты и многое другое. В основном это "цепляет" граждан втех случаях, когда это затрагивает их жизнь, особенно их безопасность.

Другая важная тема - закупки под своих. Это тотслучай, когда заказ изначально готовится и проводится под вполне конкретногопоставщика, а также стоимость товаров, работ или услуг по закупке превышаетрыночные и предполагается, что в стоимость заказа включён откат заказчику.Несомненно, таких заказов немало, также несомненно, что у таких заказов естьряд признаков, по совокупности которых можно предполагать коррупционностьзаказа, и это также тот тип заказов, которые активно освещаются в СМИ иобсуждаются онлайн, поскольку основная реакция граждан на подобные закупки -это подозрение, что "воруют наши деньги", уплаченные как налоги.

Все эти темы вместе можно коротко описать как - "жируют" (закупкироскоши), "вредят" (закупка некачественных товаров)и "воруют" (закупки под своих).

При этом целый ряд тем уходит из центра внимания - это скрытые темы дляграждан

Скрытые темы для граждан

Скрытые темы - это темы, на сегодняшний день не очевидные для граждан ивыпадающие из их внимания несмотря на их принципиальную важность.

Эти темы можно разделить на следующие:

- недостаточное раскрытие информации о госрасходах.

- недостаточное понимание бюджетного процесса.

- недостаточное понимание госконтроля за госрасходами.

- отсутствие контроля за результатами вскрытых проблем.

- отсутствие контроля за цепочкой принятия решения о госрасходах.

Недостаточное раскрытие информации огосрасходах

Во первых, для общего понимания ситуации повторю тезис, который я частоупоминаю, - в России одна из наиболее прозрачных систем государственных закупок. Это не шутка, не сарказм и не ирония - это правда. Вся информация о публичныхрасходах официально публикуется на сайте zakupki.gov.ru,в федеральном реестре контрактов и сайтах закупках и реестрах контрактовсубъектов федерации. В принципе, там содержится достаточно информации дляобеспечения гражданского контроля - кто заказчик, кто участвовал в торгах, ктопобедил, документация, начальная-максимальная цена, конечная цена и так далее.Это сравнимо по структуре и объёму информации с раскрытием данных в США (USASpending.gov) иВеликобритании (база COINS).

Недооценивать этот шаг со стороны российских органов власти не стоит.Однако, росийская специфика заключается в том, что при отсутствии активныхгражданских институтов мониторинга государственных расходов не велась и покаещё слабо ведётся сейчас систематизация раскрытия информации. Например, сейчасне предоставляется в машиночитаемой форме информация о месте исполнения контрактаили же зачастую отсутствует информация по тематической классификации закупок иконтрактов.

У нас отсутствуют проекты уровня SunLight ClearSpending (http://sunlightfoundation.com/clearspending/)и пока непонятно, как они могут появится.

Недостаточное понимание бюджетного процесса

Подавляющее число граждан очень смутно представляют, как работаетгосударственная машина в части её внутренних процессов выделения финансов. Этообусловлено двумя причинами. Во-первых, отсутствием интереса разбираться в этойтеме, поскольку она достаточно сложна. Во-вторых, отсутствием понятныхобразовательных (популярных) материалов, поясняющих бюджетный процесс дляграждан.

Недостаточное понимание госконтроля загосрасходами

Ещё одна "скрытая тема" - это организация государственногоконтроля за государственными расходами. В России контроль за расходованиемгосударственных средств распределён по ряду ведомств. Фактически им занимаются:ФАС России, Федеральное Казначейство, Генеральная Прокуратура, МВД России,Росфинмониторинг, Контрольное управление Президента России, Рособоронзаказ, ФНСРоссии, Счетная Палата, а также органы финансового контроля субъектов федерациии местного самоуправления.

У каждого из органов контроля есть своя область задач, интересов и свои возможностиповлиять на ситуацию.

Например, ФАС России и Рособоронзаказ касаются вопросы конкуренции, они вбольшей степени ориентированы на рынок, а не на граждан, и, соответственно,реагируют на жалобы участников рынка вплоть до отмены государственных заказов.

Генеральную Прокуратуру, МВД России в меньшей степени касаются вопросовконкуренции и в большей  вопросы коррупции при госзаказе. Для нихключевыми темами могут быть - выплата откатов при госзаказах, вывод средствчерез фирмы-однодневки, несоблюдение условий госконтрактов (формальноезакрытие) и так далее. Все те случаи, когда наносится ущерб государству.

ФНС России затрагивает вопрос вывода государственных средств "втень", использование фирм-однодневок и неуплаты налогов.

Федеральное Казначейство затрагивает вопросы обоснованности выделяемыхсредств и последующей отчетности. Однако Федеральное Казначейство тут выступаетв роли бухгалтерии, но не контролёра конечных результатов - это не их задача.

И так далее. Необходимо понимать, что внятного описания, "чтоделать" и "кому писать" в случае коррупционных заказов,непонятно. Например, флеш-моб, устроенный А. Навальным в виде обращений на сайтФАС России по поводу конкурса Минздравсоцразвития весьма спорен в части своейэффективности ввиду того, что при подозрении на сговор/коррупцию - это скореетемы для МВД и Прокуратуры.

В любом случае, понятная инструкция и гайд по действиям - это то о чёмгражданские активисты зачастую забывают.

Отсутствие контроля за результатами вскрытыхпроблем

Простой пример. Граждане или СМИ выявили коррупционный заказ, придали емумаксимум внимания. Вопрос - что считать результатом этой работы?

- отмену заказа?

- проведение прокурорской проверки?

- увольнение ответственного сотрудника?

- заведение административного дела?

- штраф ответственного сотрудника?

И так далее.

Может быть не один результат, а несколько. Но это всё вопрос контроля этихрезультатов, иначе происходит следующее - всплывает резонансная тема, СМИ иблогосфера бурлят с неделю-две, потом всё затухает и сходит на нет. Врезультате - результатов нет, и одной лишь публичности освещения проблемнедостаточно для их достижения.

Отсутствие контроля за цепочкой принятиярешения о госрасходах

Зачастую граждане не понимают, что решение о направлении средств на те илииные закупки принимаются не лицами, ответственными за размещение заказа, аначинаются с депутатов, утверждающих бюджет, далее распространяются на главорганов власти (ГРБС), далее - на ответственных зам. министров и руководителейдепартаментов и так далее.

Эти скрытые проблемы можно перевести на человеческий язык в следующихпонятиях - не объясняют, не раскрывают, не наказывают.

Я не буду далее углубляться в типизацию проблем,  это будет уже вдругой раз, а вы можете подробно рассмотреть их все на схеме.  Отмечу лишьсамое важное.

Сейчас происходит "обжелтение" всего, что касается государственныхрасходов. Подавляющее число СМИ рассматривают госзакупки исключительно каквозможность привлечь большее число читателей и акцентировать на трёх известныхявных проблемах - "жируют" (закупки роскоши),"вредят" (закупка некачественных товаров), "воруют" (проведениезаказов под своих). Вокруг этих трёх столпов медийного освещения госзакупок икрутится всё остальное, включая внимание блоггеров и политических активистов.

Фактически, на сегодняшний день, отсутствует главное - системный подход крешению проблем при расходовании государственных средств, к привлечениювнимания граждан к скрытым от их внимания проблемам и преобразованиюгражданской активности в конструктивное русло.

Всё выше написанное и есть ответ на вопрос, почему мне лично не нравитсяпроект Роспил.Инфо (http://www.rospil.info/).Потому как это ещё один проект из серии "жируют, вредят, воруют".Он построен на максимальном привлечении медийного внимания со всеми вытекающимирезультатами в виде отсутствии системности и целенаправленных усилий пообъяснению причин выявляемых проблем. 

А вопрос о том, каким мог бы быть правильный гражданский контроль загосударственными расходами, я затрону в следующей заметке.

Бегтин Иван
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).