Мне в последние несколько недель назадавали уже много вопросов о том, что я думаю про Роспил.Инфо (www.rospil.info) - причём мнедовелось слышать положительные отзывы о том, какой это хороший проект - в томчисле, и от чиновников, причём весьма и весьма разумных. Однако лично яотношусь к этому проекту весьма прохладно, но сконцентрировать своё отношение я собираюсь не в критике, а в описаниитого, каким должен был бы быть правильный гражданский контроль загосударственными расходами при условии постоянной и системной работы над этойтемой, и какие проблемы, в том числе проблемы освещения в СМИ,присутствуют.
Конкретно эта заметка будет именно описательной, здесь не будет решений (онибудут в другой раз). а будут именно проблемы.
Для большей понятности начну с описания проблем в виде карты разума.
Вот она же, но в большем масштабе.
Повторю тезис, который уже не раз озвучивал. Государственные расходы - этовесьма сложная тема - из-за регулирования, из-за необходимости понимать, какустроен бюджетный процесс, из-за необходимости понимания, как вообще"система работает".
Однако, особенно сейчас, есть множество вопросов, которые привлекаютвнимание граждан, и проектов, которые пытаются это внимание удерживать.
Эти вопросы я разделил на схеме как "Явные темы для граждан"и "Скрытые темы для граждан".
Явные темы - это то, что на поверхности, то, что можно наблюдать практическипостоянно, и они заключаются всего в двух темах - закупки подсвоих (коррупция) и необоснованные и нецелевые закупки. Впервую очередь такие явные темы - это темы для СМИ, то, что позволяет"зацепить" аудиторию.
Начну с необоснованных и нецелевых закупок - это тот случай, когдагосзаказчики закупают то, что в понимании граждан им закупать совершенно неследует. Это разделяется на две подтемы - закупка предметовроскоши и закупка "некачественных" товаров.
В случае закупки предметов роскоши всё также предельноочевидно - это закупка автомобилей представительского класса, дорогостоящеймебели, "золотых шампуров", Hi-End электроники и тому подобныхтоваров. В результате у большинства граждан, узнающих о таких фактах, резкопробуждается потребность в социальной справедливости, а сами такие закупкиочень любят СМИ, потому как можно в любой момент ткнуть чиновников и добавлять"жируют за наш счёт!"
Вторая подтема - закупка "некачественных" товаров - затрагиваетвсё, что касается приобретения товаров, предназначенных для выполненияразличных государственных функций, но качеством не обладающих и, возможно,наоборот, непригодных и ненужных. Тут можно привести в пример закупки арбидола,целесообразность которых подвергалась сомнениям, случаи закупки устаревшей электроники, лицензий на устаревшие версии ПО,опасные реагенты и многое другое. В основном это "цепляет" граждан втех случаях, когда это затрагивает их жизнь, особенно их безопасность.
Другая важная тема - закупки под своих. Это тотслучай, когда заказ изначально готовится и проводится под вполне конкретногопоставщика, а также стоимость товаров, работ или услуг по закупке превышаетрыночные и предполагается, что в стоимость заказа включён откат заказчику.Несомненно, таких заказов немало, также несомненно, что у таких заказов естьряд признаков, по совокупности которых можно предполагать коррупционностьзаказа, и это также тот тип заказов, которые активно освещаются в СМИ иобсуждаются онлайн, поскольку основная реакция граждан на подобные закупки -это подозрение, что "воруют наши деньги", уплаченные как налоги.
Все эти темы вместе можно коротко описать как - "жируют" (закупкироскоши), "вредят" (закупка некачественных товаров)и "воруют" (закупки под своих).
При этом целый ряд тем уходит из центра внимания - это скрытые темы дляграждан
Скрытые темы - это темы, на сегодняшний день не очевидные для граждан ивыпадающие из их внимания несмотря на их принципиальную важность.
Эти темы можно разделить на следующие:
- недостаточное раскрытие информации о госрасходах.
- недостаточное понимание бюджетного процесса.
- недостаточное понимание госконтроля за госрасходами.
- отсутствие контроля за результатами вскрытых проблем.
- отсутствие контроля за цепочкой принятия решения о госрасходах.
Во первых, для общего понимания ситуации повторю тезис, который я частоупоминаю, - в России одна из наиболее прозрачных систем государственных закупок. Это не шутка, не сарказм и не ирония - это правда. Вся информация о публичныхрасходах официально публикуется на сайте zakupki.gov.ru,в федеральном реестре контрактов и сайтах закупках и реестрах контрактовсубъектов федерации. В принципе, там содержится достаточно информации дляобеспечения гражданского контроля - кто заказчик, кто участвовал в торгах, ктопобедил, документация, начальная-максимальная цена, конечная цена и так далее.Это сравнимо по структуре и объёму информации с раскрытием данных в США (USASpending.gov) иВеликобритании (база COINS).
Недооценивать этот шаг со стороны российских органов власти не стоит.Однако, росийская специфика заключается в том, что при отсутствии активныхгражданских институтов мониторинга государственных расходов не велась и покаещё слабо ведётся сейчас систематизация раскрытия информации. Например, сейчасне предоставляется в машиночитаемой форме информация о месте исполнения контрактаили же зачастую отсутствует информация по тематической классификации закупок иконтрактов.
У нас отсутствуют проекты уровня SunLight ClearSpending (http://sunlightfoundation.com/clearspending/)и пока непонятно, как они могут появится.
Подавляющее число граждан очень смутно представляют, как работаетгосударственная машина в части её внутренних процессов выделения финансов. Этообусловлено двумя причинами. Во-первых, отсутствием интереса разбираться в этойтеме, поскольку она достаточно сложна. Во-вторых, отсутствием понятныхобразовательных (популярных) материалов, поясняющих бюджетный процесс дляграждан.
Ещё одна "скрытая тема" - это организация государственногоконтроля за государственными расходами. В России контроль за расходованиемгосударственных средств распределён по ряду ведомств. Фактически им занимаются:ФАС России, Федеральное Казначейство, Генеральная Прокуратура, МВД России,Росфинмониторинг, Контрольное управление Президента России, Рособоронзаказ, ФНСРоссии, Счетная Палата, а также органы финансового контроля субъектов федерациии местного самоуправления.
У каждого из органов контроля есть своя область задач, интересов и свои возможностиповлиять на ситуацию.
Например, ФАС России и Рособоронзаказ касаются вопросы конкуренции, они вбольшей степени ориентированы на рынок, а не на граждан, и, соответственно,реагируют на жалобы участников рынка вплоть до отмены государственных заказов.
Генеральную Прокуратуру, МВД России в меньшей степени касаются вопросовконкуренции и в большей вопросы коррупции при госзаказе. Для нихключевыми темами могут быть - выплата откатов при госзаказах, вывод средствчерез фирмы-однодневки, несоблюдение условий госконтрактов (формальноезакрытие) и так далее. Все те случаи, когда наносится ущерб государству.
ФНС России затрагивает вопрос вывода государственных средств "втень", использование фирм-однодневок и неуплаты налогов.
Федеральное Казначейство затрагивает вопросы обоснованности выделяемыхсредств и последующей отчетности. Однако Федеральное Казначейство тут выступаетв роли бухгалтерии, но не контролёра конечных результатов - это не их задача.
И так далее. Необходимо понимать, что внятного описания, "чтоделать" и "кому писать" в случае коррупционных заказов,непонятно. Например, флеш-моб, устроенный А. Навальным в виде обращений на сайтФАС России по поводу конкурса Минздравсоцразвития весьма спорен в части своейэффективности ввиду того, что при подозрении на сговор/коррупцию - это скореетемы для МВД и Прокуратуры.
В любом случае, понятная инструкция и гайд по действиям - это то о чёмгражданские активисты зачастую забывают.
Простой пример. Граждане или СМИ выявили коррупционный заказ, придали емумаксимум внимания. Вопрос - что считать результатом этой работы?
- отмену заказа?
- проведение прокурорской проверки?
- увольнение ответственного сотрудника?
- заведение административного дела?
- штраф ответственного сотрудника?
И так далее.
Может быть не один результат, а несколько. Но это всё вопрос контроля этихрезультатов, иначе происходит следующее - всплывает резонансная тема, СМИ иблогосфера бурлят с неделю-две, потом всё затухает и сходит на нет. Врезультате - результатов нет, и одной лишь публичности освещения проблемнедостаточно для их достижения.
Зачастую граждане не понимают, что решение о направлении средств на те илииные закупки принимаются не лицами, ответственными за размещение заказа, аначинаются с депутатов, утверждающих бюджет, далее распространяются на главорганов власти (ГРБС), далее - на ответственных зам. министров и руководителейдепартаментов и так далее.
Эти скрытые проблемы можно перевести на человеческий язык в следующихпонятиях - не объясняют, не раскрывают, не наказывают.
Я не буду далее углубляться в типизацию проблем, это будет уже вдругой раз, а вы можете подробно рассмотреть их все на схеме. Отмечу лишьсамое важное.
Сейчас происходит "обжелтение" всего, что касается государственныхрасходов. Подавляющее число СМИ рассматривают госзакупки исключительно каквозможность привлечь большее число читателей и акцентировать на трёх известныхявных проблемах - "жируют" (закупки роскоши),"вредят" (закупка некачественных товаров), "воруют" (проведениезаказов под своих). Вокруг этих трёх столпов медийного освещения госзакупок икрутится всё остальное, включая внимание блоггеров и политических активистов.
Фактически, на сегодняшний день, отсутствует главное - системный подход крешению проблем при расходовании государственных средств, к привлечениювнимания граждан к скрытым от их внимания проблемам и преобразованиюгражданской активности в конструктивное русло.
Всё выше написанное и есть ответ на вопрос, почему мне лично не нравитсяпроект Роспил.Инфо (http://www.rospil.info/).Потому как это ещё один проект из серии "жируют, вредят, воруют".Он построен на максимальном привлечении медийного внимания со всеми вытекающимирезультатами в виде отсутствии системности и целенаправленных усилий пообъяснению причин выявляемых проблем.
А вопрос о том, каким мог бы быть правильный гражданский контроль загосударственными расходами, я затрону в следующей заметке.