Поступающая информация свидетельствует о том, что переход от призывной к контрактной системе комплектования Вооруженных Сил в целом не отвечает целям реформирования армии и сопровождается комплексом старых и новых проблем.
Прежде всего, военные эксперты констатируют, что основная цель введения добровольной военной службы на основе контракта – повышение боеспособности Вооруженных Сил за счет увеличения профессионального ядра армии при одновременном сокращении их численности – по-прежнему не достигнута.
Единственным признаком, свидетельствующим о принадлежности добровольцев к военным профессионалам, в большинстве случаев остается лишь оплата их труда. По уровню мотивации, подготовки и профессионального мастерства, а также по степени приверженности воинским традициям и ритуалам контрактники практически не отличаются от служащих по призыву. По оценкам командиров частей и подразделений, техническая грамотность и отношение к выполнению своих обязанностей у добровольцев и призывников также одинаковы. Вопросы поддержания воинской дисциплины в среде контрактников стоят не менее остро, чем среди служащих по призыву: нередки случаи пьянства, самовольных отлучек, хищения воинского имущества.
Причину этого эксперты усматривают в том, что добровольцы, как правило, не отличаются от призывников и по своему социальному происхождению. В основном контракты подписывают выходцы из среды промышленных рабочих, работников сельского хозяйства, транспорта и связи. В этой группе полностью отсутствуют представители науки, образования, здравоохранения, средств массовой информации. Абсолютное большинство подписавших контракты (более 70%) ранее трудились на государственных предприятиях, каждый второй – выходец из сельской местности или небольшого города, поселка, каждый третий воспитывался без родителей или в неполной семье. В ходе проведенного военными социологами исследования почти половина опрошенных добровольцев заявили, что подписали контракты, поскольку не могут приспособиться к рыночному реформированию экономики и боятся массовой безработицы.
По-прежнему остается не отлаженным механизм комплектования контрактниками воинских частей, в частности, процедура проверки профессиональной пригодности будущих бойцов до подписания контракта. Так, не редки случаи, когда военнослужащие контрактной службы прибывают в части, участвующие в контртеррористической операции в Чеченской республике, не имея достаточных навыков и знаний по специальности. Их подготовку приходится вести непосредственно в боевых условиях, что не только негативно сказывается на выполнении боевых задач, но и угрожает жизни людей. Не менее строгим должен быть контроль над уровнем профессиональной подготовки контрактников при комплектовании ими таких высокотехнических видов и родов войск, как Ракетные войска стратегического назначения, Военно-воздушные силы и Военно-морской флот.
В то же время с введением контрактной системы возникают новые проблемы, не характерные для армии, комплектуемой исключительно на основе призыва. Так, четко обозначилась тенденция к комплектованию частей и кораблей по территориальному принципу, так как большинство кандидатов выражает желание служить вблизи места своего проживания. Это нарушает экстерриториальный принцип комплектования армии.
Отмечается напряженность во взаимоотношениях между служащими срочной службы и контрактниками, особенно между сержантами срочной службы и контрактниками рядового состава. Нередко возникают конфликты при распределении обязанностей между контрактниками и личным составом, проходящим службу по призыву.
Появление в армии служащих по контракту вызывает недовольство и в офицерской среде. Кадровые военнослужащие возмущены тем, что контрактники рядового и сержантского состава претендуют на денежное содержание, зачастую превышающее заработную плату старших офицеров, прослуживших в армии более 20 лет. Еще более болезненно офицеры реагируют на обещания обеспечить добровольцев-контрактников жильем, в то время как почти три четверти кадровых военнослужащих сегодня не удовлетворены своими жилищными условиями. В связи с этим, по прогнозам специалистов, проблема оттока из армии офицеров (35-40 тысяч человек ежегодно; некомплект офицеров в низовых звеньях во многих частях достигает 50-60%) в ближайшее время сохранится. К ней вскоре добавится проблема удержания на военной службе и контрактников, поскольку необходимые резервы для создания приемлемых материальных и социально-бытовых условий для основной массы добровольцев на сегодня отсутствуют.
Таким образом, военная служба по контракту не гарантирует наличие у военнослужащих высоких профессиональных качеств и не обеспечивает равное социальное представительство так же, как не обеспечивает его и военная служба по призыву.