- Представляется, что прокуратура v вполне самодостаточная государственная структура, и в ?общественной работе? в виде сотрудничества с неправительственными организациями не нуждается.
Сотрудничество с общественными объединениями и СМИ v не добрая воля каждого конкретного прокурора, а его обязанность. В 1998 году Генеральный прокурор РФ издал приказ ¦ 45/98 ?О задачах органов прокуратуры по взаимодействию со средствами массовой информации, совершенствованию общественных связей?, который предписывает органам прокуратуры сотрудничать с общественными организациями. Этот приказ давно уже разослан во все региональные прокуратуры, включен во все наши ведомственные документы. Исполнение же приказа в регионах идет по разному: в одних регионах прочитали только половину текста, где написано про СМИ, а про общественность они ничего конкретного не усвоили, в других такое взаимодействие уже получилось.
- А можете ли Вы описать процесс развития отношений между общественными организациями и органами прокуратуры?
С момента издания приказа отношения между прокуратурой и НКО прошли несколько этапов развития. Одно время мы рассматривали общественные организации, как правило, только в качестве объекта для надзора v проверяли, есть ли нарушения в их уставах и финансово-хозяйственной деятельности. Изменения в этом подходе произошли, на мой взгляд, в 2000 году, когда по всей стране общественные объединения начали принимать активное участие в национальных кампаниях по защите населения от наркомании, защите интересов несовершеннолетних, защите женщин от домашнего насилия. Эти кампании предполагали привлечение интереса к этим проблемам не только рядовых граждан, но и целые государственные структуры, одной из которых являлась прокуратура и такое взаимодействие началось. Теперь мы доросли до такого уровня, когда общественные организации воспринимаются нами как равноправный субъект взаимодействия, как партнеры по общему делу. Это новое качество отношений.
- Есть ли у Вас положительные примеры такого взаимодействия?
В Пермской области есть пример налаженного взаимодействия между женскими неправительственными организациями и прокуратурой. Эти организации заключили с прокуратурой договор, согласно которому прокуроры могли использовать информационные ресурсы этих организаций для правового просвещения граждан и правовой пропаганды и взяли на себя обязательства участвовать в профильных мероприятиях, которые проводят эти организации. Например, недавно прошла всероссийская массовая акция по защите женщин от сексуальной эксплуатации. Теперь не для кого не секрет, что незаконная торговля женщинами v одна из самых выгодных статей российского преступного мира, по данным международных неправительственных организаций, только в Японию ежегодно торговцы ?Наташами? ежегодно вывозят около 5000 женщин. Разумеется, большинство из них вынуждено заниматься проституцией. Когда в прошлом году началась активная общенациональная кампания, сотрудники пермской прокуратуры не стали делать вид что их эта проблема не касается. Они участвовали в телепрограммах, посвященных борьбе с незаконной торговлей женщинами, рецензировали и помогали разрабатывать буклеты и листовки направленные на профилактику этой категории преступлений, дежурили на телефонах доверия, которые организовывали женские НКО.
- На сколько такое сотрудничество выгодно самой прокуратуре?
В некоторых случаях, с помощью взаимодействия с неправительственными организациями прокуратура даже восполняет некоторые пробелы в собственной информированности. Например, стандарты государственной отчетности не требуют от органов правоохранительных органов анализа статистики преступлений по половому признаку. А такая статистика необходима, если речь идет о преступлениях, связанных с ?домашним насилием?. В Карелии, МВД, согласовав свои действия с прокуратурой, допустило представителей общественных организаций к анализу этой статистики. Сотрудники женской организации с разрешения работников МВД, сами считали карточки учета преступлений: сколько среди получивших телесные повреждения было женщин, и сколько из этих женщин получили телесные повреждения дома. В результате и МВД и прокуратура Карелии получили достаточно объективную статистику о картине домашнего насилия в регионе.
- Каким образом происходит передача информации о возможностях взаимодействия с неправительственными организациями и информации из самих неправительственных организаций от тех работников прокуратуры, которые непосредственно работают с НКО к другим сотрудникам, которые находятся, что называется ?в поле? - ведут следствие или поддерживают обвинение в суде?
У нас ?в поле? выходят все прокуроры. Даже Генеральный прокурор поддерживает государственное обвинение по особо важным делам. Следователи это другая категория прокурорских работников, кроме того, у прокурора есть помощник и у каждого из них есть своя область деятельности, которая, так или иначе, соприкасается с интересами неправительственных организаций. Следователь может расследовать дела по изнасилованию, помощник прокурора осуществлять надзор по защите прав несовершеннолетних, в общем, поводов для сотрудничества много. Внутри самой прокуратуры есть каналы распространения информации от сотрудника по связям с общественностью к другим прокурорским работникам. Например, каждая региональная прокуратура издает свой бюллетень, где публикуются методические указания, разъяснения и прочая информация. У нас есть примеры, когда в регионах, в той же Пермской области в бюллетене областной прокуратуры опубликованы разъяснения о формах и методах взаимодействия с общественными женскими организациями. Таким образом, информация стала общедоступной во всем регионе. В России в целом есть наши ведомственные журналы ?Законность?, ?Российский следователь?, где такая информация тоже публикуется.
- А каков механизм взаимодействия сотрудников прокуратуры и сотрудников НКО?
В своих рекомендациях сотрудники прокуратуры, которые находятся в тесном взаимодействии с общественными организациями, говорят о том, что при расследовании уголовных дел в отношении жертв домашнего насилия этим жертвам должны быть обеспечены равные условия: поддержка со стороны независимого психолога, со стороны социального адвоката. Далее следует соответствующее распоряжение или указание прокурора, чтобы следователи в момент проведения дознания не препятствовали предоставлению этих услуг жертвам. Затем наступает время общественных организаций, которые должны реально обеспечить эту поддержку.
- Не секрет, что у множества НКО, занимающихся защитой прав различных категорий граждан, возникают претензии к деятельности сотрудников милиции, которые зачастую, чтобы не портить отчетность о раскрытии преступлений, просто не принимают заявления от потерпевших. Помогает ли прокуратура в таких ситуациях?
Это реально уже происходит, потому что есть конкретный механизм, который позволяет НКО сыграть на естественном конфликте ведомственных интересов прокуратуры и МВД. Например, женские неправительственная организация ведет статистику фактов нарушения прав женщин, эта статистка более полная, чем официальная уже потому, что только одна десятая часть сведений об этих конфликтах доходит до милиции, потому что женщины сами не склонны афишировать то, что их бьют мужья. Но даже если женщина отважилась подать заявление об избиении, эти документы не всегда своевременно регистрируются сотрудниками милиции, не всегда по ним проводится надлежащая проверка и уж тем более по ним не всегда возбуждаются уголовные дела. Прокуратура заинтересована в объективной статистике об обращениях в милицию и количестве возбужденных по этим обращениям дел. НКО в этом случае работает в интересах прокуратуры, у которой есть право самостоятельно возбудить уголовное дело или дать указание о его возбуждении и наказать сотрудника милиции за то, что он не принял мер по своевременной регистрации заявления потерпевшей. Кроме того, в прокуратуре есть отдел по надзору за милицией и его сотрудники прямо заинтересованы в том, чтобы вести такую статистику нарушений. Таким образом, НКО могут подавать в прокуратуру известные им сведения по количеству укрытых от возбуждения уголовных дел, а прокурор, я уверен, никогда не откажется использовать такой материал - это его хлеб, его отчетность. Прокурор официально отчитывается о том, сколько он выявил укрытых дел и сколько уголовных дел возбудил самостоятельно.
- Но работа прокуратуры тоже не идеальна. Известно много случаев, когда уголовное дело закрывается за взятку.
Если мы говорим о пресечении коррупции внутри правоохранительных органов, то здесь единственный рецепт v прозрачность и гласность деятельности правоохранительных органов. Если известно, что имеет место такое правонарушение, если достоверно известно, что по этому факту возбуждено уголовное дело то почему бы общественности не взять это дело на свой независимый контроль? Как раз это тот случай, когда нерадивому и нечестному работнику прокуратуры будет очень трудно и даже невозможно прекратить дело за взятку или по другим незаконным основаниям. Например, в недавно Татарстане было возбуждено дело уголовное дело в отношении женщины, которая вербовала людей для выезда в Грецию на работу и, в том числе, в качестве одной из ?работ? подразумевалась, видимо, проституция. Прокурор прекратил производство по этому делу с формулировкой ?в связи с невозможностью установить истину по делу, поскольку основные фигуранты дела находятся за пределами Российской Федерации?. Тем не менее, об этом громком деле написала районная газета. Женщина, которая привлекалась к уголовной ответственности, получив постановление о прекращении в отношении нее уголовного дела, стала требовать от газеты опровержения, подала иск в гражданский суд. Во время судебного разбирательства редакция газеты заняла принципиальную позицию и потребовала продолжения расследования уголовного дела, без результатов которого невозможно установить истину в гражданском процессе. Получается, что сейчас уголовное дело о торговле женщинами ?спустить на тормозах? уже невозможно. Газету нельзя привлечь к ответственности за клевету, пока не выяснены все обстоятельства спорного дела, а все ?обстоятельства дела? находятся в прекращенном прокурором уголовном деле против главной героини статьи. Таким образом, газета получила возможность настаивать на расследовании уголовного дела.
СМИ в данном случае являются гарантом соблюдения общественного интереса, и рычагом, с помощью которого эти интересы можно отстоять.