будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 8, 2025
Страна

Об основах идеологии в школе

Об основах идеологии в школе
a98_01a

Сегодня, несмотря на милицейское усиление, напоминающее о трагедии в Беслане, все-таки праздник. Первоклассники, еще не наученные стоять, сидеть и смотреть ровно и одинаково, – такие смешные и прекрасные.

В Москве первый урок во многих школах был посвящен 65-летию битвы за Москву, и такой идеологический заход кажется понятным, привычным, а в школах без официозных перегибов – даже и родным. Некоторые другие идеологические средства многим видятся совсем не родными. Однако сегодня хотелось бы без панической интонации напомнить о нескольких вполне очевидных, но важных вещах.

В 1990-е важной линией была попытка освобождения в частном порядке от услуг принудительной социализации в формате советской школы. Это наблюдалось на примере родителей, которые  не отдавали детей в школы, как-то учили сами. Имелись и педагогические инновации с установкой на большую человечность и детскую свободу. В этом направлении двигаются, например, знаменитые волонтерские летние школы, да и отдельные официальные школы с сильными и идейными руководителями.

Но уже в средине 90-х, кажется, стало очевидно, что функция принудительной социализации и так школой исполняется плохо. На обломках империй у идеологий оказалось слишком много дыр, что является уже не условием свободы, а средством массовой дезориентации и депрессии. В эти дыры пролезают и инопланетяне, и астрал, и дикость, и капитализм – то есть почти все без разбору.  

Родители, мечтавшие больше всего о свободном и независимом уме своих детишек, оказались в странной ситуации. Свободный взгляд возможен при определенном отстранении – «в дырках» общепринятой в данной культуре картины мира и идеологий, ее изъясняющих. А что делать, когда вместо картины мира – картина развалин?

Школы и отдельные учителя  у нас подчас все еще потрясающе хороши, хотя часто и довольно ужасны. Благодаря просто-таки доблести многих из них сохраняется в воспитании культура прямых моральных высказываний в эпоху гибельной и легкомысленной двусмысленности, относительности ценностей.

Но если говорить о целой системе с ее социализирующей функцией, то она глубоко просела. Государственные средства воспитания оказались нужны не только для поддержания длительного порядка, для обеспечения социальной лояльности граждан, но и для осуществления возможности свободы и мышления.

Очевидна функция общего языка для страны (за что идет жесткая борьба в ряде стран бывшего СССР). Но не менее важна и функция общих азбучных моральных и социальных понятий.

И вот в этом месте у нас сложности, какие бывают только у стран с неопределенным (неустановленным) прошлым и будущим. На месте морально-воспитательных и идеологически важных предметов (прежде всего – истории и литературы) – осколки советской довольно цельной и местами ценной культуры, а также вкрапления совсем старого и совсем нового.

В странных пропорциях, скажем, соотносится количество часов, уделяемых Горькому и Ахматовой. В преподавании отечественной истории имеется эклектизм, по-разному реализуемый в разных школах и регионах, на фоне полусоветского гимна с упоминанием Бога.

Все это, очевидно, осознано, в том числе и людьми, занятыми в государственном управлении. Так, Владислав Сурков не раз взывал к проблеме «национальной идеологии», а недавно и (вслед за Виталием Найшулем) к необходимости общественно-политического языка.

Проблема, однако, в том, что подлинное мировоззрение нельзя заменить суррогатами и подделками опиума для народа. Спорная инициатива по введению школьного курса «Основы православной культуры» в ряде регионов – одна из них.

Не то чтобы надо было однозначно и везде бороться за сохранение отделения религий от школы. Проблема не в этом. Даже с точки зрения православия, как нам рассказывал один очень хороший священник, страшно опасно продавливать агитацию за веру средствами государства. Эффект будет обратный – как среди учителей (лучшие и худшие из которых – советские), так и среди родителей, не говоря уже о межрегиональных и межконфессиональных проблемах.

Достаточно было бы, если бы в местах, где родители и учителя не против, а священники активны и деятельны, не препятствовать их внеурочному, факультативному сотрудничеству, без официоза и принудиловки.

И гораздо важнее новых и пока непонятных курсов, говорит знакомый священник,  чтобы в основных школьных курсах была цельность и ясность в вопросах морального чувства, исторической и культурной преемственности. Если школа будет давать понятные моральные и культурные ориентиры, то традиционные конфессии – и прежде всего православие – безусловно, выиграют.

Никакой цельный исторический рассказ, на самом деле, не может обойтись без педагогического содержания. Так, в лучших курсах древнеримской истории авторы основываются на присущей материалу идеологии «римской доблести». В гениальной гаспаровской «Занимательной Греции», кроме занимательной научной линии и задачек, есть внимательное отношение к мировоззрению, лежащему в основании европейской культуры. Включая и вопросы о свободе и рабстве, демократии и деспотии, законной власти и тирании, великом тщеславии и благородной доблести.

Понятно, что и мировоззрение, рассказанное через курсы русской истории и литературы, тоже не может быть любым, взятым с потолка, ненастоящим. Многие педагогические интерпретации будут, вероятно, совпадать с православными (как, например, в истории князей Бориса и Глеба), поскольку так присуще культуре, о которой и предмет.

Кроме того, понятно, что имперская история и «многонациональное» настоящее обязывает, если я правильно понял позицию историка Алексея Миллера, специально указывать на то, как те же события понимались на границах земель и окраинах империи. Следует акцентировать в том числе и ситуации, когда империя подавляла своих и чужих, а также сложность танца империи и отдельных земель.

Это может снять нездоровую депрессию по отношению к отколовшимся землям, к русофобиям и соседним национализмам. К тому же это даст инструмент построения сложной, многонациональной, разноземельной России, а также оснастит будущих граждан большей интеллектуальной свободой, чем в странах, где преподавание ведется исключительно в мифологии «обиженной нации».

Понятно, что вопросы хороших учебников и методов преподавания при накопленном знании и гуманитарной квалификации в России решаемы. Проблема в том, что школа – это только одна, хотя и чрезвычайно важная, из нескольких линий взаимодействия страны и гражданина.

Cтранно было бы ожидать цельности и моральной силы от учителя, когда эклектика есть и в большом символическом ряду государства – начиная с праздников и государственной символики. Есть у нас и неисполненная пока функция общественного («конституционного») консенсуса по основным вопросам общей жизни, который разным странам в разное время и позволял иметь определенный и решительный политический курс.

Этот консенсус должен включать в себя отношения как с прошлым, с историей, так и с будущим. Понятно, что такое не выдуешь в отделах Администрации Президента, – такой консенсус не бывает случайным, его и вправду нужно уметь обсуждать и достигать. Не получится забить голову населению некоей «идеологией», а самим потихонечку торговать нефтью и газом. В идеологии слово и есть дело, назвался горшком – полезай в печь.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).