Госкорпорация «Ростехнологии», власти Москвы и Красноярского края объявили о намерении создать на базе активов проблемного альянса AiRUnion объединенную авиационную компанию – «национального перевозчика», который, как ожидается, будет крупнее «Аэрофлота».
Основой для ее формирования станут маршрутные сети и воздушный парк авиакомпаний «Атлант-Союз», альянса AirUnion, ГТК «Россия», «Кавминводыавиа», «Оренбургские авиалинии», «Саратовские авиалинии» и «Владивосток Авиа», сказано в сообщении госкорпорации. Контрольный пакет акций авиакомпании будет закреплен за «Ростехнологиями». В каких пропорциях правительство Москвы и администрация Красноярского края будут владеть компанией – пока неизвестно.
Компанией «Атлант-Союз» владеет правительство Москвы. Крупнейшая компания альянса AirUnion – «КрасЭйр» – базируется в Красноярском крае. Около половины в капиталах компаний AiRUnion принадлежит государству. Крупнейшим частным владельцем активов AirUnion является глава компании «КрасЭйр» Борис Абрамович. Основными аэропортами базирования и транспортными узлами новой объединенной авиакомпании будут Внуково в Москве и Емельяново в Красноярске.
«Флот будет передан, «Атлант-Союз» займется перевозкой пассажиров AirUnion. Лужкова попросили, и он согласился. Речь пока идет о государственных пакетах», – сказал агентству Reuters источник, близкий к авиационным властям.
В августе авиакомпании AirUnion (в которую входят «КрасЭйр», «Домодедовские авиалинии», «Омскавиа», «Самара» и «Сибавиатранс») оказались неспособны оплатить топливные долги, в результате чего поставщики прекратили снабжение альянса горючим, что вылилось в самую масштабную задержку авиарейсов в стране за последние годы: тысячи пассажиров застряли в российских и зарубежных аэропортах. По данным «Ростехнологий», совокупный долг компаний AirUnion составляет около миллиарда долларов. Сообщая о создании объединенной авиакомпании, госкорпорация обещает провести «поэтапную реструктуризацию кредиторской задолженности» AiRUnion.
«Ростехнологии» сообщают, что «создаваемая авиакомпания продолжит осуществлять полеты как на коммерчески привлекательных, так и на социально значимых направлениях, в частности, дальневосточном, обеспечит обязательства по перевозке пассажиров авиакомпаний альянса AirUnion и рассчитывает на адекватную поддержку со стороны государства». По данным источников «Коммерсанта», прямая финансовая господдержка проекта составит 20 млрд рублей, которые и пойдут на погашение долгов AiRUnion.
Число перевозимых пассажиров новой авиакомпании может составить около 10 млн. человек – столько суммарно перевезли за 2007 год объединяемые компании, тогда как услугами «Аэрофлота» воспользовались около 8 млн пассажиров.
Глава «Аэрофлота» Валерий Окулов раскритиковал идею объединения AirUnion с другими компаниями, назвав новую структуру «пирамидой». «Ситуация таким решением не лечится и не выправляется. Решение быть только одно – болезненное – признание де-юре того, что существует де-факто: альянс AirUnion фактически банкрот...», – сказал он агентству Reuters. По его словам, «построение новой – большей по масштабам – пирамиды навряд ли позволит решить те системные проблемы, которые имеют место». «Аэрофлот» ранее претендовал на госпакет «Владивосток Авиа», в итоге вошедшей в создаваемую «Ростехнологиями» структуру.
Между тем еще предстоит выяснить, кто виноват в кризисе AiRUnion. В Минтрансе говорят, что против частных акционеров частных акционеров AiRUnion во главе с гендиректором «Красэйра» Борисом Абрамовичем может быть заведено уголовное дело. Однако Генпрокуратура уже дважды говорила о персональной ответственности за задержки рейсов AiRUnion лишь в адрес чиновников – главы Росавиации Евгения Бачурина и замминистра транспорта, председателя совета директоров «Красэйра» Александра Мишарина. Министр транспорта Игорь Левитин, отвечая на вопрос Владимира Путина о причинах проблем AiRUnion, сказал, что беда в AiRUnion связана с повышением стоимости авиатоплива. Глава Счетной палаты Сергей Степашин обещал провести аудиторскую проверку.