В Государственном Эрмитаже во время плановой проверки хранения экспонатов обнаружена пропажа 221 экспоната. Об этом стало известно в понедельник, когда в ГУВД Петербурга поступило официальное заявление директора Эрмитажа Михаила Пиотровского.
Большинство пропавших экспонатов относились к хранилищу Русского отдела музея, в основном это ювелирные изделия и эмали русских мастеров XVII–XIX веков. Приблизительная стоимость похищенного – 130 млн рублей.
Как отметили в музее, поскольку процедура проверок достаточно длительна по времени, то хищение экспонатов обнаружилось недавно, когда подводились итоги очередной весенней проверки.
Плановая проверка, выявившая пропажу, началась еще в 2005 году. Во время этой проверки несколько раз недосчитывались тех или иных предметов искусства, но затем их находили в других хранилищах. Поэтому когда неделю назад ревизоры недосчитались 221 экспоната, сотрудники музея сразу не придали этому значения. И только когда эти украшения не были обнаружены в других хранилищах, руководство музея решило обратиться в милицию.
В ГУВД Петербурга и Ленинградской области «Интерфаксу» сообщили, что расхищения в Эрмитаже экспонатов могли происходить в период длительностью до 30 лет. «В настоящее время в связи с тем, что в Эрмитаже десятилетиями не проводилась полная ревизия фондов, а только выборочные проверки, трудно определить период времени, когда пропавшие экспонаты были утрачены. По предварительным данным, этот период может исчисляться 30 годами. При этом только 19 из 221 пропавшего экспоната числятся на живом хранителе, остальные 202 экспоната числятся за хранителями, которые уже умерли», – сообщили в ГУВД.
Главный хранитель большей части экспонатов, пропавших из хранилища, в октябре прошлого года скончалась на рабочем месте от сердечного приступа. В городской прокуратуре не исключают, что к похищению экспонатов могут быть причастны сотрудники музея. Такое мнение разделяют и сами музейщики: «В деле много странностей, но, к сожалению, нет сомнения в том, что не обошлось без участия сотрудников музея. Это свидетельствует о серьезных моральных проблемах, о пренебрежении обязанностями и ответственностью, о глубоком несовершенстве системы хранения, построенной на презумпции невиновности музейщиков. К сожалению, явление "оборотней" существует и в нашей среде», – говорится в заявлении пресс-службы Эрмитажа.
По факту исчезновения экспонатов возбуждено уголовное дело – статья 158 часть 4 УК РФ (кража, совершенная с незаконным проникновением в хранилище в особо крупном размере). В дальнейшем может быть добавлена еще одна специальная «музейная» статья – 164 (хищение предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность).
Михаил Пиотровский не исключил, что некоторые пропавшие из Эрмитажа вещи могут появиться на антикварном рынке. «Есть черный и белый антикварные рынки. Думаю, что проследить наши вещи, "всплывшие" на них, сумеют», – передает РИА «Новости» слова Пиотровского. Он отметил, что пропавшие вещи находились в хранении и не были застрахованы. Небольшая часть из них была занесена в электронный каталог музея. Директор Эрмитажа отметил, что доступ в хранилище, откуда пропали вещи, обычно имеют три-четыре сотрудника.
Пиотровский назвал хищение экспонатов ударом в спину Эрмитажу и всему музейному сообществу, которое пытается отстоять свою автономию, передает «Фонтанка.ру». С другой стороны, он назвал произошедшее музейной болезнью общества. По его словам, в последнее время во многих российских и зарубежных музеях и хранилищах происходят подобные истории, правда, несравненно меньшие по масштабам.
Пиотровский не стал комментировать ведущиеся следственные действия, но сообщил, что в первую очередь оперативники постараются определить, когда была совершена кража, а также установить круг лиц, которые могут быть к ней причастны. Он также сообщил, что информация об украденных предметах передается в главный информационный центр МВД России и в Интерпол.
2-3 августа в Эрмитаже ожидают комиссии Росохранкультуры и Роскультуры, а на 14 августа директор музея назначил селекторное заседание президиума музеев России. «Музеи должны сами разобраться в складывающейся ситуации, в ее причинах и корнях, а также определить способы противостояния давлению, которое музейное сообщество испытывает со стороны криминализированных структур», – заявил он.
По словам Пиотровского, ряд сотрудников музея будет вызван из отпусков, а у части сотрудников отпуска будут сокращены, так как сейчас предстоит очень много работы.