будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 12, 2025
Страна

Образование останется частично бесплатным

Образование останется частично бесплатным
sizif

Сегодня на заседании правительства России министр образования и науки Андрей Фурсенко зачитал доклад, посвященный приоритетным направлениям развития системы образования в нашей стране.

Исключительно платное образование в России в обозримом будущем исключено, сказал сегодня Андрей Фурсенко. «Только ненормальный может предлагать такие вещи», – сказал он. Вместе с тем Фурсенко заметил, что абсолютно бесплатным образование не бывает – «вопрос в том, кто платит».

Фурсенко также исключил возможность приватизации образования в России. Правда, министр подчеркнул необходимость повышения инвестиционной привлекательности образования.

Министр предложил изменить механизм бюджетного финансирования в этой сфере, в частности, ввести новую систему оплаты труда учителей – она не будет напрямую зависеть от количества учебных часов.

Кроме того, к 2008 году в России предполагается полностью перейти на двухуровневую систему высшего образования по принципу «бакалавр-магистр». Соответствующий законопроект уже подготовлен министерством. Эта система, по словам Фурсенко, должна улучшить качество образования и сориентировать его на потребности рынка труда. Сейчас предприятиям зачастую приходится доучивать или переучивать специалистов, а это расход бюджетных средств, посетовал министр.

Бакалавриат будет отвечать за массовое обучение кадров. «Это позволит бакалаврам быть успешными на рынке труда, предоставит всем желающим возможность получить высшее образование», – сказал министр. А магистры будут получать образование, предназначенное для решения наиболее сложных задач. Речь идет об исследователях и менеджерах высокого уровня.

Ректор МГУ Виктор Садовничий не согласен с двухуровневой системой образования. Он считает, что в России надо сохранить многоуровневую систему, учитывающую и магистратуру, и аспирантуру, и докторантуру. Двухуровневая система не предполагает степени доктора наук, а это «трагедия для российской образовательной системы», считает ректор МГУ.

По мнению Фурсенко, в России должна быть создана общенациональная независимая система оценки качества образования. «Тот, кто оказывает образовательные услуги, не должен оценивать себя сам». Первым примером создания такой системы он назвал Единый государственный экзамен (ЕГЭ). При этом единый госэкзамен не станет единственной и безальтернативной формой проверки знаний абитуриентов. Требования при проведении проверки должны быть едиными, понятными и заранее известными, однако нельзя, чтобы на экзамене задавался вопрос, ответ на который можно или угадать, или подготовить заранее с преподавателем, который задает этот вопрос, сказал Фурсенко журналистам в перерыве заседания.

Ожидается, что ЕГЭ будет введен во всей России через 2-3 года.

Министр также заявил, что система финансирования образования будет изменена. Это послужит стимулом для научных кадров оставаться в России. «Человек, который учится на средства государственных субсидий, должен либо отработать, либо вернуть деньги. Это касается и образовательных кредитов», – сказал он. В то же время жестких мер, чтобы удержать специалистов в стране, применять не нужно. «Такие меры будут неэффективны, трудно представить, как они могут уложиться в существующее законодательство».

Что касается школьного образования, то планируется существенно снизить еженедельную школьную нагрузку. По словам Фурсенко, нагрузка школьников России выше по сравнению с нагрузкой учащихся ведущих европейских стран на 25–30%, а качество их подготовки ничуть не выше, чем у европейских учеников. Так что школы должны перейти к пятидневному обучению. Параллельно обещают сократить и саму программу обязательных предметов, особенно в старших классах, предоставив школьникам свободное время на изучение тех предметов и специальностей, которые им нравятся. Хотя количество учебных часов и будет снижено, на зарплату учителей это не повлияет, отметил министр. Также он подчеркнул, что снижение недельной нагрузки для учеников не означает переход на 12-летнее обучение. «Про 12 лет я не говорил», – сказал он в ответ на просьбу министра промышленности и энергетики Виктора Христенко пояснить, за счет чего нагрузка будет снижена.

Школьное образование обещано оставить бесплатным, но школам должна быть предоставлена возможность предоставлять некоторые услуги за деньги.

В конце Фурсенко рассказал, что к 2010 году, в силу демографической ситуации, общее число обучающихся в России сократится на четверть. В частности, число школьников уменьшится более чем на 20%, а число, получающих начальное профессиональное образование, – на 40%. К 2006 году число обучающихся в вузах перестанет увеличиваться, и к 2010 году число студентов сократится на 16%.

Говоря о приоритетах развития образования, Фурсенко прежде всего отметил необходимость повышения качества профессионального образования. «Никакое, даже самое лучшее базовое образование, не способно обеспечить успешную карьеру в течение более чем 5–7 лет», – отметил он.

Правительство России приняло предложения Михаила Фурсенко по приоритетным направлениям развития системы образования в стране. Как сообщил на заседании премьер-министр Михаил Фрадков, доклад министра образования о приоритетных направлениях развития образовательной системы принят правительством за основу. Фрадков назвал три ключевых задачи в сфере модернизации образования. Это обеспечение доступности образования и повышение его качества, а также ресурсная обеспеченность в системе образования. Кроме того, по его словам, необходимо обеспечить связь образования с бизнесом, чтобы бизнес определял, «чему и как учить».

Разработанную в министерстве образования и науки концепцию модернизации системы образования в России нельзя считать реформой. Об этом заявил в эфире «Эха Москвы» директор департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Исаак Калина. «Я не хочу, чтобы концепцию модернизации российского образования, принятую в 2001 году, считали отмененной, – сказал он. – Все сегодняшние предложения Андрея Фурсенко так или иначе идут в развитие тех основных положений, которые были заложены в этой концепции. Это следующие шаги практически в тех же направлениях».

На "Полит.ру" можно ознакомится с текстом проекта реформы образования.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).