Пресс-релизы обычно не публикуют, разве что из них выкапывается причина новости. Не потому даже, чтобы не распиаривать попусту - даже если там по делу, они обычно написаны таким языком, будто их автор одновременно сосал чупа-чупс. А тут резкая такая ярость, благородная и ответственная.
Итак, пресс-релиз Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы с самого начала:
Заголовок: "Сколько на самом деле стоит номер в московском отеле?"
Подзаголовок: "Столичные гостиницы далеко не так дороги, как утверждает «Барометр гостиничных цен» Hotel.info".
Первый абзац:
"Недавно опубликованный «Барометр гостиничных цен» службы онлайн-резервирования Hotel.info констатирует, что, по данным на июнь 2013 года, Москва занимает третье место в рейтинге крупных городов мира и первое в Европе со средней ценой ночевки в гостиницах, составляющей 6996 рублей. В связи с этим Комитет по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы, всегда с интересом относящийся к результатам столицы России в рейтингах независимых компаний, считает необходимым заявить следующее..."
Да, формат — исторический: практически, "ТАСС уполномочен заявить", причем у этого есть основания. Собственно заявление:
"Публикация подобного рейтинга без описания методики расчетов, как это принято при серьезном исследовании рынка, напоминает рекламную акцию системы бронирования Hotel.info, считает глава Москомтуризма Сергей Шпилько, что не позволяет полностью корректно сопоставить данные «Барометра гостиничных цен» с собственными данными Москомтуризма, а также информацией из независимых аналитических источников, использующих, как и Москомтуризм, открытые методики в своих исследованиях".
О ком это? Hotel.info приписан по Hugo-Junkers-Straße 15-17< 90411 Nürnberg Deutschland. Нюрнбергом подписаны и все пресс-релизы фирмы. В варианте по-русски они самоописываются так: "www.hotel.info — это бесплатная служба онлайн-резервирования отелей для компаний и частных клиентов. Эта служба предлагает к бронированию по электронным каналам более 250.000 отелей по всему миру. В ценовом плане бронирование через hotel.info для клиента оказывается значительно выгоднее других вариантов бронирования".
Склонность к пиару продемонстрирована тут же, хотя и не в этом дело - в любом случае клиент ищет на конкретные даты, за понятную ему цену и его совершенно не волнует, что там в среднем по палате. В среднем по палате всегда получается какая-нибудь ерунда. Вот, недавно был рейтинг самых дорогих городов для иностранцев – обсчет исходил их предположения о том, что, приехав куда угодно, любой иностранец непременно выберет для себя самое лучшее - не менее 5 звезд и обязательно мишленовские рестораны. И, ну да, в какой-то африканской стране вышло дороже всего.
Ну, может, hotel.info такими публикациями хочет заставить клиентов перейти, скажем, с букинга к ним — у всех свои заморочки. Хотя они, вообще, лениво пиарятся — за год это у них только пятое сообщение пресс-службы. В основном они этот свой "барометр" и выставляют. Как-то все это тупо — например, их самоглорификация, следующая за последним "Барометром", раза в полтора длиннее самого сообщения. Да и сам "барометр" идет под заголовком, который не имеет ни малейшей связи с содержанием: "Узнать, в каких гостиницах Европы сейчас особенно выгодные цены, вы можете с помощью «Барометра гостиничных цен» на сайте hotel.info"".
Собственно, взволновавшая Комитет по туризму Москвы ахинея состоит из короткой таблички и трех абзацев. Первый начинается со слов: "В июне Нью-Йорк по стоимости ночевки, составившей в среднем 9 700 рублей, снова показал себя очень дорогим городом, однако по сравнению с июнем прошлого года гости из России могли сэкономить почти 5 %". Ага, а если "гости" не из России, то еще не понятно, сколько они сэкономят.
Или про Варшаву и Киев: "Цены, в прошлом году отчасти поднявшиеся до заоблачных высот в связи с Чемпионатом Европы по футболу, значительно снизились по сравнению с июнем 2012 г." Аналитика, да. О Токио (третий абзац) тоже неплохо: "Даже 4-х-звездочные отели все еще доступны за сумму прибл. в 3 300 рублей", прибл.
Этим текстовая часть и ограничивается. Москва там только в табличке, на третьем месте после Нью-Йорка и Сиднея. На каких основаниях — понять и в самом деле нельзя. Понять можно именно благородную ярость Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы. Но не в том дело, что кривая цифра окажет какое-то влияние на приток туристов, что она там может оказать. Собственно, в реакции Комитета присутствует какая-то тайна, явно не сводящаяся к битве за то, чтобы Москву прилюдно не удорожали - обычно тема московской дороговизны воспринимается как-то даже и с гордостью. Может, чисто потому, что вот же просто тупая наглость – и эти люди хотят тут залезть в тему?
Так что ответ:
"В этой ситуации Комитет по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы считает важным привести и другие данные, и методику получения. В рамках мониторинга гостиничного рынка Москомтуризм ежемесячно замеряет уровень тарифов на услуги размещения в московских гостиницах — правда, не по базе отелей Москвы системы Hotels.info, насчитывающей на сегодня 206 гостиниц, а по консолидированной базе систем бронирования HRS и Booking.com, составлявшей на конец июня 2013 г. 513 гостиниц. В частности, за июнь с.г. Москомтуризмом проведено сравнение средних цен не просто за номер, а за стандартный номер в средствах размещения Москвы всех категорий (пять звезд, четыре звезды, три звезды, хостелы) в сравнении с крупнейшими мировыми туристическими столицами - Лондоном, Парижем, Мадридом, Нью-Йорком, Римом и Амстердамом. В итоге этого мониторинга получается, что средняя цена за одну ночь в июне 2013 года не превышала 6 тысяч руб. и составила 5933,5 руб. за номер (см. Таблицу 1), что значительно меньше не только данных Hotel.info, но и чем в Париже, Нью-Йорке и Лондоне".
Тут, разумеется, тоже вопрос: а как это — свести вместе хостелы и 5 звезд и кому нужна средняя цифра, но, в общем, методика указана. Хотя, опять же, а что такой "средний номер" по каждой из категорий? Обычно выбираешь конкретное место в городе. Да и вообще — удаленность, окрестности, то да се. Какое тут среднее.
Вообще, в этом деле удивительно постоянное слияние абстрактного и конкретного. В пресс-релизе фраза о том, что цены в Москве "значительно меньше не только данных Hotel.info, но и чем в Париже, Нью-Йорке и Лондоне". Чем может порадовать человека, которому надо в Москву, то, что "средняя цена за одну ночь в июне 2013 года" в Москве меньше, чем в Париже, Нью-Йорке и Лондоне?
Методика, к слову, поясняется:
"При этом, прежде чем выводить среднюю ценовую температуру по гостиничному хозяйству города, Москомтуризмом были выполнены расчеты дифференцировано по разным категориям средств размещения. Мониторинг проводился непрерывно в течение всего месяца, по каждому дню недели, в том числе отдельно по будним и выходным дням. И вот почему: цены в будни и в выходные и праздничные дни сильно отличаются. В крупных туристических центрах, таких как Лондон, Париж, Рим, цены уикенда выше, чем в будни, а в Москве, где, как и в Нью-Йорке, пока деловой туризм развит сильнее, чем культурно-познавательный, наблюдается обратная картина — в выходные и праздничные дни, т.е. самое удобное для «обычных» туристов время, они существенно ниже".
Так что пресс-релиз реализует еще и образовательную функцию, что уже и просто замечательно. Но, чтобы данная заметка не выглядела пиаром авторов пресс-релиза, следует отметить и странное:
"При этом необходимо помнить, что сравнение Москомтуризмом средних цен за стандартный номер предполагает двухместное размещение. Чтобы узнать, сколько стоило в июне поселиться в гостиницах Москвы и еще шести туристских городах мира в одиночку, стоимость необходимо уменьшать вдвое..."
Ах, это вовсе, вовсе-вовсе не так – достаточно посмотреть на любое предложение на том же букинге.ком... Но вот же, странно все это, особенно в пятницу: у всех тут свои дела и обстоятельства, а вокруг выводятся какие-то волшебные средние, будто сбоку есть еще какой-то средний в целом мир, где средние люди живут по средним ценам в стандартных номерах, совокупно производя "среднюю ценовую температуру" и иные социальные явления.