Популярные российские стримеры зарабатывают сотни тысяч рублей в месяц. Эти деньги не облагаются налогами и, соответственно, проходят мимо государственного бюджета. Федеральная налоговая служба России разрабатывает поправки в налоговое законодательство, чтобы это исправить.
Законодатели вернулись к дискуссии о финансовом контроле стримеров — ведущих онлайн-трансляций в интернете. В качестве благодарности зрители могут отправить стримеру добровольное пожертвование за просмотр — донат. Российское законодательство не позволяет взимать налоги с таких платежей.
«Донаты квалифицируются как дарение. В Налоговом кодексе сказано, что дарение между физическими лицами освобождено от НДФЛ», — поясняет управляющий партнер юридической компании «Закон и налоги» Алексей Гатин в комментарии Полит.ру.
«У идеи взимать налоги с пожертвований за просмотр стримов есть перспективы, — полагает Алексей Гатин. — Согласно Росстату, россияне в год тратят порядка 10 трлн "серых" рублей. Конечно, ФНС хочет обложить налогами эти средства: у российского бюджета большие проблемы с поступлениями».
Старший преподаватель Финансового университета Руслан Аллалыев отмечает, что многие западные налоговые органы, в частности, в Великобритании и в Германии, не рассматривают донаты, поступившие через донат-сервисы, как благотворительность. Для исчисления налоговой базы они учитывают весь совокупный доход стримера — платные подписки, доход от рекламы, в том числе донаты, добавил Аллалыев.
В США стримеры также платят налоги с полученных средств. «YouTube и его материнская корпорация Google сообщили авторам, что с учетом нового американского законодательства блогерам с этого лета придется предоставлять отчеты о доходах и территории налогообложения в сервис AdSense, либо компания оставляет за собой право удержать оброк в размере 24 %. Деньги, естественно, уйдут в пользу Соединенных Штатов», — рассказала Полит.ру юрист и политтехнолог Алина Жестовская.
Для того чтобы финансовый контроль стримеров стал возможным, в России должна быть проведена большая работа, полагает профессор Денис Смирнов. «Следует изменить налоговое законодательство. Для начала — определить, что такое донат, регламентировать услугу, за которую зрители переводят стримеру деньги, получить объект для налогообложения. Затем прописать остальные элементы обязательного платежа — в частности, какая должна быть условная ставка, плательщик и период», — заметил профессор.
Внесение таких изменений в законодательство — крайне сложная задача технико-юридического характера, полагает Руслан Аллалыев. «Проще пойти по пути западных коллег и по умолчанию признавать весь доход стримера налогооблагаемым, а в случае возникновения спора возложить бремя доказывания на последнего», — отмечает Аллалыев в комментарии Полит.ру.
По словам Алексея Гатина, стриминг могут определить как предпринимательскую деятельность и обязать людей, которые его ведут, регистрироваться либо в качестве самозанятого, либо в качестве индивидуального предпринимателя — в зависимости от того, под какой статус он попадает. Кстати, Росфинмониторинг уже обсуждает этот вопрос.
«Стример и сейчас может оформиться как самозанятый и оказывать гражданам и организациям услуги по предоставлению контента. Тогда каждому расщедрившемуся подписчику блогер должен будет выдать чек, а по итогам месяца оплатить 6 % в бюджет», — пояснила Алина Жестовская.
По словам Жестовской, схему с самозанятостью можно законодательно «допилить». «Ввести для стримеров что-то вроде "упрощенки", которой сейчас пользуется малый бизнес, — 6 % от всех доходов. Учет осуществлять на основании информации о поступлениях на банковскую карту, привязанную к донат-сервису. Только давайте тогда легализуем отношения инфлюенсеров с государством на условиях взаимности и обеспечим интернет-деятелей стажем, защитой трудовых прав, декретными пособиями, больничными и пенсиями», — считает Алина Жестовская.
С ней соглашается стример Роман Бекмурадов. Блогер отметил в комментарии Полит.ру, что идея взимать налоги со стримеров — «грамотная», однако хотелось бы понять, что стримеры будут получать от государства и как уплата налога поможет им в развитии не только их каналов, но и индустрии в целом.
Профессор Денис Смирнов полагает, что в ближайшие два-три года налог на стримы не введут. Налоговые органы будут выстраивать систему, «нащупывать» механизмы контроля за интернет-пользователями и финансовыми операциями. «Сейчас система контроля просто рухнет. Чтобы она работала, нужна оперативная информация о том, что услуги оказаны, а деньги поступили по адресу», — отметил ученый.
Вопрос контроля — самый сложный, соглашается Руслан Аллалыев. «Возможности получения такого рода "пожертвований" невероятно широки, начиная от переводов на банковские счета, заканчивая криптокошельками и внутриигровой валютой. У всего государственного аппарата нет ресурсов проверить все источники такого дохода, а большинство банков не считают операции подозрительными, если денежные средства на счетах клиента не исчисляются миллионами», — рассказал Аллалыев.
По мнению Дениса Смирнова, главная задача налогообложения стримеров — не увеличить поступления в бюджет, а «обелить» этот вид деятельности, поэтому размер такого налога не должен «отпугнуть» их и «загнать» обратно в тень.
Руслан Аллалыев не уверен, что стримеров можно мотивировать «выйти из тени». «На Западе дела по привлечению стримеров к налоговой ответственности носят единичный характер. Как правило, когда вопрос касается топовых стримеров и крупных сумм. Поэтому даже в случае реализации законодательных инициатив, которые сейчас активно обсуждаются в органах власти, не стоит ожидать фактов массового привлечения российских стримеров к налоговой ответственности», — поясняет кандидат юридических наук.