будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино Наталья Тимакова Никита Михалков
Май 16, 2025
Страна
Макаркин Алексей

Одинокая цитадель

Одинокая цитадель
800-600_eJneA3v
Никита Михалков в фильме "Утомленные солнцем 2: Цитадель". Источник: kinopoisk.ru

Режиссер Никита Михалков покидает попечительский совет Фонда кино, куда вошла пресс-секретарь премьер-министра России Наталья Тимакова. По его словам, к уходу его подтолкнула безответственность руководства Фонда, из-за плохой работы которого выходят ничего не значащие или непонятно кому нужные картины.

«Я ухожу из коллегии, из попечительского совета, потому что я чувствую свою безответственность, говорю только от себя, и, к сожалению, безответственность руководства Фонда», – приводит информационное агентство РБК заявление Михалкова на заседании коллегии Министерства культуры России. Он пояснил, что принял решение об уходе после того, как увидел новый состав попечительского совета Фонда кино, в который, в частности, вошла пресс-секретарь премьер-министра России Наталья Тимакова.

«Когда приходит в совет человек противоположных тебе взглядов, простите меня за слово «идеологических», – это одно дело. Когда приходит человек, облеченный властью и возможностями, – это другое», — сказал Михалков. Позже в разговоре с журналистами он обвинил Тимакову в «латентной русофобии», сообщила газета «Ведомости». «С ее помощью под прикрытием демократии идут разрушительные процессы», – заявил он, припомнив высказывания Тимаковой в защиту «Ельцин-центра».

 
Наталья Тимакова /24smi.org



​Напомним, в апреле в попечительский совет Фонда кино вошли генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст, первый заместитель гендиректора ВГТРК Антон Златопольский и пресс-секретарь премьер-министра России Наталья Тимакова. Об этом говорилось в постановлении правительства России, опубликованном на официальном сайте правительства. А в июле общественный совет при Минкультуры предложил Фонду кино публиковать в открытых источниках результаты своей деятельности, информацию об объемах господдержки, кассовых сборах и посещаемости каждого фильма, на который были выделены средства.

Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии был учрежден в 1995 году, в 2009 году были расширены его полномочия — некоммерческая организация получила право принимать решения о финансовой поддержке тех или иных российских картин. Сам же Михалков входил в попечительский совет Фонда кино с 2009 года – с того момента, как фонд получил полномочия по финансовой поддержке фильмов и кинокомпаний и из Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии превратился в нынешний Фонд кино.

Поговорить с «Полит.ру» о ситуации согласился политолог Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий, главный редактор «Политком.ру» .

 
Алексей Макаркин

«На самом деле это – часть подготовки к новому сроку президента, а касается не только кино. Потому что если говорить о претензиях Михалкова к Фонду кино, то они, допустим, могли бы еще носить характер корпоративный. Можно представить себе, например, что Михалков обижен, что его мнение не учитывают, что он остается в меньшинстве. Но, во-первых, интересен уже сам факт того, что такое происходит – что Михалков где-то в кинематографической сфере оказался в меньшинстве. Интересно и то, что он об этом говорит.

Получается, что если председатель Союза кинематографистов оказывается в меньшинстве, значит, кто-то другой за плохие фильмы отвечает, кто-то, кроме него – с его точки зрения. Кто-то ответственен за эту неправильную политику, причем это – не кинематографическое сообщество, а, видимо, кто-то иной. Далее Михалков отрытым текстом называет Наталью Тимакову. Но понятно, что Тимакову нельзя рассматривать без упоминания премьер-министра Дмитрия Медведева. Тимакова работает с ним в течение длительного времени, и критика в адрес Тимаковой – это в реальности опосредованная критика в адрес премьера.

Любопытно, что это произошло практически сразу после ареста Кирилла Серебренникова. Казалось бы, это два совершенно разных события, но некоторую параллель провести, думаю, все же возможно. И связано это, наверно, и с аппаратной борьбой вокруг перспектив отдельных фигур – того же Медведева, который совершенно неясно, останется ли премьером. И есть вопрос шире – о том, что, наверно, в российской власти (если несколько упростить дело) есть два подхода к тому, как позиционировать себя и какой курс выбрать для четвертого президентского срока. Какой курс является оптимальным? Реальный выбор – это, конечно, выбор одного человека – президента.

Итак, есть два подхода. Один заключается в том, чтобы попробовать договориться с Западом, попытаться выйти из той изоляции на запанном направлении, в которой оказалась Россия. Есть представление о том, что в случае изоляции, да еще и помноженной на самоизоляцию, Россия может повторить путь СССР. Поэтому надо использовать возможности для того, чтобы попробовать договориться. Тем более что ожидаются непростые времена: после президентских выборов придется принимать непопулярные меры, и в этой ситуации закрытость с точки зрения части элит только ухудшает положение России.

Она дает России меньше возможностей, сокращает ее ресурсы, отвлекает их на оборону, на обеспечение безопасности. Словом, если ты проводишь непопулярные решения в социальной сфере и одновременно у тебя растут или сохраняются на высоком уровне расходы военные в широком смысле, то так определять бюджетные приоритеты – большой риск. В этом контексте, конечно, целесообразным представляется сохранение хотя бы элементов той культурной политики, которая проводилась в предыдущий период, то есть до 2014 года. Культурной политики, в которой присуждение «Оскара» или любого другого крупного международного приза воспринималось бы не как диверсия против страны, не как попытка подорвать ее потенциал и дискредитировать ее, – а воспринималась бы как большой культурный успех на международной арене.

В рамках этого подхода Серебренникова арестовывать нельзя, потому что это – человек, который представляет страну в мировом культурном сообществе. Арестовывать его – все равно что стрелять себе в ногу.

 
Кирилл Серебренников / АГН "Москва" / фото: Кардашов Антон

Есть и прямо противоположный подход. Он связан с представлением о том, что противостояние России и Запада носит глобальный и системный характер и что оно никуда не исчезнет, даже если Россия пойдет навстречу Западу; и что надо готовиться к длительному периоду, когда Запад будет рассматривать Россию как врага. А Россия, в свою очередь, в рамках этого подхода должна максимально отмобилизоваться, сохранять высокий уровень военных расходов – и должна максимально оградиться от Запада. То есть курс, который был начал в культурной политике с началом консервативной волны (2012 год – реакция на протесты на Болотной и на улице академика Сахарова), должен быть не просто продолжен, а должен стать единственно верным. И кинематограф, и театральное искусство должны действовать в условиях «военного времени». Хотя война официально не объявлена, но с точки зрения этой части элит необъявленная война идет и еще будет идти очень долго.

В связи с этим, например, если кинематографист или театральный деятель получает признание на Западе, то это можно рассматривать как антироссийский шаг. А настоящий патриот должен снимать патриотическое кино – или ставить спектакли, выдержанные в патриотической или классической традиции, которые объединяют большинство людей. Кроме того, они понятны обычным гражданам, вдохновляют их на свершения – и так далее.

Надо сказать, что Никита Михалков в свое время, в начале 1990-х, сам стал обладателем «Оскара»: он получил его за фильм «Утомленные солнцем», тогда вызвавшего резкую реакцию со стороны коммунистов, сталинистов. Сторонники идеи великой державы обвиняли Михалкова тогда, что он снял фильм, слишком приемлемый для Запада, а на деле – клевету на великий Советский Союз. Но, как мы видим, времена меняются – сейчас Михалков позиционирует себя как идеолога державничества. Это видно и по его атакам в адрес Ельцин-центра, и по другим его заявлениям. И сейчас он показывают, что правительственные структуры в области культуры работают недостаточно решительно, недостаточно качественно и недостаточно патриотично. Именно таковы, фактически, обвинения в адрес Тимаковой со стороны Михалкова. И именно поэтому он не хочет иметь с ними ничего общего.

 
Никита Михалков, кадр из фильма "Утомленные солнцем" / kinopoisk.ru

Думаю, что эти два подхода, как я уже сказал, могут быть поставлены в один ряд. То есть курс на то, чтобы попробовать как-то остаться в современном глобальном мире или вернуться в него – и курс на то, чтобы попытаться создать свою альтернативу этому глобальному миру.  Проблема в том, что оба этих подхода очень уязвимы, если говорить об их перспективах. Я понимаю, что за каждым из их стоят достаточно серьезные представители элиты. Но оба этих подхода связаны с большими проблемами», – сказал Алексей Макаркин.

Макаркин Алексей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).