будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 19, 2025
Страна

Одним терминатором меньше

Что произошло вчера с российскими спецслужбами? Сильнее они стали или слабее? И что с того простому гражданину? Станут ли у него реже требовать паспорт, менее тщательно потрошить чемодан при пересечении границы или меньше интересоваться соответствием его личных расходов доходам? Ответ: может быть, но вряд ли.

Главное обстоятельство, которое характеризует отношение российского государства с его силовиками в том, что они государством практически не управляемы. Так, постовой или налоговый полицейский по форме выполняют государственную функцию, а по сути занимаются особым видом предпринимательской деятельности – вымогательством денег у населения. Они напоминают киношных роботов-терминаторов, которые тоже были когда-то кому-то очень полезны, а потом занялись своим “делом”. Угроза со стороны силовых структур российскому обществу не в том, что они очень или не очень сильны, а в том, что силу они проявляют по собственному усмотрению и в выбранных ими самими направлениях.

Сюжет про российские спецслужбы в роли терминаторов лучше всего иллюстрируется как раз историей Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП), будем надеяться, окончившейся.

История ФСНП началась в 1992 года, когда в структуре только что появившейся налоговой службы появилась собственная служба безопасности. Многие помнят, что в то время службы безопасности были у всех – от предпринимателей до государственных учреждений – слишком уж много тогда стреляли. Но вскоре налоговые полицейские стали не столько защищать налоговых инспекторов, сколько выполнять “собственные задачи”, то есть ловить “налоговых преступников”. В девяностых никто особенно и не верил в экономическую целесообразность налоговой инспекции – репрессиями легализовать экономику невозможно.

Реальная “государственная польза” от ФСНП проявилась в 1999 году, в эпоху “маски-шоу” и охоты за олигархами. Когда олигархи частично были побеждены, а частично “равноудалились”, функции ФСНП были в общем-то исчерпаны. Даже исходя из логики власти было бы управленчески грамотно в 1999 году либо дать органу новую функцию, либо его расформировать. Произошло другое: ФСНП начал ускоренно развиваться и расширяться в разнообразных направлениях.

В начале 2000 года налоговые полицейские получили право самостоятельно проводить налоговые проверки, им также разрешен доступ к налоговой тайне. В то же время был существенно расширен список статей УК, относящихся к компетенции ФСНП. Туда вошла даже статья об оскорблении гимна. Кульминацию этого славного пути мы имели возможность наблюдать уже в начале этого года, когда общественности стало известно об уже утвержденных Минюстом приказах ФСНП о праве налоговых полицейских заниматься “профилактикой” налоговых преступлений. Налоговые полицейские собирались “заниматься” (методом “беседы”, а также тестирования на детекторе лжи, а потом и ареста) теми гражданами, которые только “имеют намерение” совершить преступление, их родственниками и сослуживцами. То есть всеми.

Весь этот абсурд, конечно, вызвал возмущение у правозащитников и адвокатов, но на фоне общей ситуации в силовых структурах это было не очень заметно. Странность происходящего усиливалась и тем, что Михаил Фрадков, бывший глава упраздненного ведомства – вообще не силовик, не человек Путина, он из правительства девяностых и со шлейфом старых связей. А это уже просто прямая опасность власти: быстро усиливающаяся спецслужба с возможностью насилия над каждым гражданином, да еще и лично не очень подконтрольная.

Таким образом, перетасовку в силовых ведомствах можно понимать и как запоздалый, но абсолютно необходимый ответ власти на вызовы со стороны “порядков” в собственных спецслужбах. Возвращение пограничников и правительственных связистов в лоно ФСБ тоже может быть рассмотрено и в этой логике.

А ликвидация ФСНП – это, наверное, побочный, но положительный результат произошедших перемен. МВД, которое теперь будет заниматься налоговыми преступлениями, не сможет преследовать предпринимателей столь же усердно: у него есть другие цели и сравнительно небольшой штат соответствующих сотрудников.

Другое дело, будет ли за структурной перестройкой следовать приведение силовых ведомств в цивилизованное состояние, при котором увеличится безопасность и уменьшатся бессмысленные проверки паспортного режима? Если бы это был так, то власти, наверное, объяснили бы, что они собираются делать и зачем. Тем более что убедить общество в необходимости ликвидировать репрессивные ведомства – проще простого. Если не объяснили, значит, наверное, цель сокращения возможностей для произвола не ставится.

В этом-то и есть главная опасность. Проблема с силовыми структурами не в том, что они как-то неправильно подчинены и структурированы, а в том, что над ними нет реальной власти. И в этом смысле все равно: десять маленьких терминаторов или один большой Терминатор.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).