Вышло постановление правительства, объявившее о трансформации структур Вневедомственной Охраны – одной из наиболее экзотических частей российского МВД. Суть реформы, однако, из постановления не вполне понятна – скорее всего, многое, как водится у нас, еще и вовсе не решено, и будет определено лишь в процессе осуществления – как результат подковерной борьбы тех или иных чиновников. Ясно лишь, что на месте Управления Вневедомственной Охраны возникнет некое ГУП "Охрана", которое в какой-то степени станет выполнять прежние функции УВО.
Это, казалось бы, вполне внутреннее событие жизни нашего МВД, заслуживает, тем не менее, внимания по крайней мере в силу двух причин. Во-первых, Вневедомственная Охрана сегодня – монополист по оказанию услуг охраны имущества и с ее деятельностью так или иначе соприкасаются многие. Во-вторых же, эта организация – классическая иллюстрация переходного процесса от государственной формы оказания услуг к частной.
КАК ОНО БЫЛО РАНЬШЕ
В прежние времена разработка и производство охранной техники в СССР осуществлялись двумя практически независимыми друг от друга структурами. Первая отвечала за создание аппаратуры, необходимой для нужд армии, КГБ и обеспечение безопасности объектов особой важности (атомных электростанций, правительственных зданий и т.д.), вторая, курируемая МВД, "удовлетворяла потребности" остальной части народного хозяйства. По причинам вполне понятным конкурентоспособностью вся эта продукция на мировым уровне похвастать не могла - не только из-за отсталости технологической, но и, если так можно сказать, из-за отсталости идеологии: тактика использования аппаратуры базировалась на бесконтрольном использовании некогда почти бесплатных, а затем вдруг резко подорожавших ресурсов - телефонных линий, патрульных автомобилей, рабочего времени сотрудников и т.п. Тем не менее, практически до конца 1993 года импорт из-за рубежа практически отсутствовал и описываемая система пребывала в своей первозданности.
Основную нагрузку по охране "хозяйствующих субъектов" несла входящая в структуру органов МВД Вневедомственная Охрана. Это квазихозрасчетная структура – собираемые ей клиентские деньги по-видимому делают ее работу прибыльной, однако и из бюджета она тоже что-то получала: по крайней мере, работающие в ВО люди в погонах обеспечиваются бюджетом, как и прочие люди в погонах (госпитали, санатории, обмундирование, оружие, обучение и т.д.).
В отличие от остальной части мира, где функции полиции ограничиваются лишь силовой отработкой тревожных ситуаций, а "решающий голос" при формировании соответствующих стандартов и нормативов принадлежит страховым обществам, наша ВО осуществляла (да и сейчас осуществляет) весь комплекс обслуживания: от страхования (за счет собственных средств) материальной ответственности перед клиентом, обслуживания пультов централизованного наблюдения до проектирования и монтажа технических систем сигнализации на объекте заказчика. Помимо этого, структуры МВД занимались разработкой аппаратуры в собственных НИИ (ВНИИПО, Центр "Охрана"), размещали заказы на предприятиях и затем распределяли произведенное оборудование через свою сбытовую сеть. Сложившаяся таким образом монополия, помимо прочего, подкармливалась еще и благодаря умению МВД навязать свои услуги с помощью ведомственных нормативных актов, наиболее ярким (т.е. доходным для ВО) примером каковых, по видимому, стал документ ЦБ, предписывающий коммерческим банкам охраняться Вневедомственной Охраной. Надо ли пояснять, что ВО с давних пор имеет весь набор характерных признаков, знакомых нам по недавним дискуссиям о судьбе естественных монополий - таких, как располагающая к злоупотреблениям крайняя запутанность финансовых потоков, осложненная перекрестным финансированием убыточных, но "социально значимых" клиентов за счет доходных "коммерческих"? Тем не менее, на сегодня, как известно, самый дешевый способ защитить свою квартиру – это подключиться на районный пульт ВО. И, что самое главное, случись тревога – наряд ВО действительно приедет в положенные 5-10 минут! Едва ли в нашей милиции есть другая столь же оперативная структура – чтобы в этом убедиться, попробуйте вызвать милицию по 02 – десять минут вы только будете дозваниваться!
ХОЛОДНЫЕ ВЕТРЫ ПЕРЕМЕН
Примерно с конца 1993 года начался интенсивный импорт охранного оборудования в Россию. На первых порах он носил получелночный характер и проходил через длинную цепь восточноевропейских и прибалтийских посредников, однако, несмотря на это, был чудовищно эффективным - прибыль доходила до 70% от розничной цены изделия! И даже при этом стоимость, к примеру, импортного инфракрасного датчика составляла не больше трети от стоимости российского аналога - гробоподобного капризного монстра "Фотон-1". Прибыли фигурантов рынка сдерживались тогда лишь сравнительной узостью спроса, обусловленной консервативностью монтажников и отчасти клиентов, а также упомянутой плохой совместимостью импортных и отечественных приборов в составе единой системы. На вновь открывшийся рынок устремилось множество фирм, среди которых значительную долю составили компании, выжатые с компьютерного рынка ужесточением конкуренции и падением рентабельности. К концу 1994 года закончился период первичного насыщения - норма прибыли заметно упала, покупатели стали демонстрировать более широкий и квалифицированный спрос. Случайные лица начали покидать рынок, те же, кто остался заметно расширили номенклатуру и начали инвестировать значительные средства в повышение культуры своего бизнеса: техническую и информационную поддержку клиентов, управление поставками и т.п.
С другой стороны, частные охранные структуры, развивая свой бизнес, оказались в состоянии осуществлять собственно полицейскую часть функций ВО – выезд мобильных групп по сигналам тревоги. А также – совместно со страховыми компаниями – реальную материальную ответственность перед клиентом. Число клиентов таких структур растет, хотя расценки и превышают милицейские - издержки велики: лицензирование и обучение сотрудников, аренда оружия и многое другое, что Вневедомственной Охране достается даром или оплачивается государством. По отзывам клиентов, решающим фактором выбора для них стало отсутствие уверенности в том, что ВО действительно, случись что, возместит материальный ущерб, поскольку судиться с милицией - сами знаете...
АСИММЕТРИЧНЫЙ ОТВЕТ - БЮРОКРАТИЗАЦИЯ
Все это застало руководство ВО, можно сказать, в врасплох. Монополия зашаталась. Мало того, что к 1993 году Главное Управление Вневедомственной Охраны уже не имело финансовых возможностей, достаточных, чтобы выкупать, как прежде, весь годовой объем оборудования у отечественных производителей, все явственнее стал слышаться общий хор клиентов и сотрудников ВО с мест, желающих работать с более надежной, дешевой и красивой аппаратурой. В некоторых областных УВО, имевших тесные связи с импортерами, явочным порядком внедрялись в качестве местного стандарта канадские и израильские приборы, интерес к ним стали проявлять также главные платежеспособные клиенты тех лет - банки.
Первым ответным шагом ГУВО стала обязательная сертификация, закон о которой вышел в конце 93 года. Согласно закону, сертификаты соответствия технических средств охраны выдают органы Госстандарта, однако в большинстве случаев право проводить испытания чего-либо, выходящего за рамки ширпотреба, делегируется т.н. аккредитованным лабораториям, организованным при каких-либо отраслевых НИИ с мутным советским прошлым. Обычно эти лаборатории владеют таким правом эксклюзивно, что находит непосредственное отражение как в официальных расценках, так и в степени неподкупности их сотрудников.
Что касается аппаратуры охранной сигнализации, то, как легко догадаться, аккредитованная лаборатория является структурным подразделением ГУВО. Согласитесь, выглядит это трогательно: в рамках одной и той же системы разрабатываются ГОСТы, проводятся проверки на соответствие этим ГОСТам, эта же система контролирует как минимум две трети рынка сбыта, а кроме того проводит свою техническую политику - продвигает как собственные разработки, так и продукцию избранных иностранных фирм, о которых ниже. Тем не менее, расчет руководства ГУВО оправдался не в полной мере: с одной стороны, иностранные производители на удивление легко получили требуемые сертификаты, с другой, - поданные непосредственно ГУВО в свой собственный центр сертификации за свой собственный счет заявки на сертификацию продукции американской фирмы ADEMCO получили отказ, ввиду неполного соответствия изделий российским стандартам. Ситуация утряслась много месяцев спустя и якобы потребовала внесения заокеанским изготовителем схемотехнических изменений в приборы. Это наводит не только на мысли о преимуществах делового подхода в решении проблем над командным, но и на леденящие душу догадки о каких-то особенных анатомических свойствах российских взломщиков, благодаря которым наши ГОСТы – не чета иностранным.
Следующим шагом ГУВО стало создание так называемого "Перечня" - исчерпывающего списка аппаратуры, разрешенной для использования на объектах, охраняемых ВО. В "Перечень" вошла аппаратура, производимая на опекаемых ГУВО предприятиях, а также - ряд изделий американских ADEMCO и C&K. Таким образом, ведомственная, по сути, инструкция оказала решающее влияние на состояние рынка, оставив не попавшим в "Перечень" производителям лишь небольшую его часть - объекты, охраняемые альтернативными ВО структурами.
Излишне говорить, что ни механизм включения в "Перечень" той или иной аппаратуры, ни обоснование целесообразности самого существования этого ограничительного списка, не выдерживают никакой критики с точки зрения антимонопольного законодательства. Однако и здесь не все было гладко - использование указанной в перечне импортной аппаратуры (российскую за редким исключением в середине девяностых никто не рассматривал всерьез) заставляет конечного заказчика платить примерно в два раза больше, чем если бы он выбрал иные, имеющиеся на рынке аналоги. Тем самым, уменьшается доступность услуг ВО, и территориальные УВО, чьи бюджеты напрямую зависят от спроса на их услуги, всеми правдами и неправдами пытались саботировать "Перечень". Предпосылкой для этого стало двойное подчинение местных УВО: в методическом плане - московскому ГУВО, а в оперативном и, главное, кадровом - областным Управлениям Внутренних Дел. Надо отдать должное руководству ГУВО - работа, проведенная ими для пропаганды оборудования ADEMCO и C&K сделала бы честь отделам маркетинга этих компаний: были созданы учебные центры, переведена масса технической документации, проводились многочисленные семинары, ради участия в которых руководство ГУВО объездило всю страну. И все это за бюджетный счет! Разумеется, результат не замедлил сказаться: сегодня ADEMCO безоговорочный лидер рынка.
Получив эксклюзивный контроль над выбором оборудования клиентом, Вневедомственная Охрана занялась и самостоятельным сбытом - был организован сбытовой центр ГУВО, осуществляющий поставки центрам региональным. Поскольку с производителями аппаратуры из "Перечня" были подписаны соглашения, практически исключающие для них иные каналы сбыта, контроль ГУВО над ценами стал почти абсолютным. Местным же органам ВО была делегирована "кормушка", связанная с лицензированием независимых монтажных организаций, визированием проектов и сдачей объектов под охрану - в общем, не обидели никого.
И ПОТОМ
За последние 5-7 лет ситуация слега облагородилась – по крайней мере, внешне. Как ни странно, довольно значительного прогресса добились отечественные производители оборудования: целый ряд вполне современных изделий выпускается по лицензиям либо самостоятельно. ВО, разумеется, паразитирует на этих проектах, собирая роялти якобы за участие в разработке и т.п. На самом же деле – за готовность включить новые изделия в пресловутый "Перечень". Частные охранные и монтажные структуры также упаковались в свои ниши – собирая крохи от стола Вневедомственной Охраны и стараясь не высовываться, а то еще отнимут лицензию!
Тем не менее, наступление цивилизации неотвратимо – даже и в этом тихом омуте начали раздаваться голоса о разделении гвоздей и котлет: предлагалось отдать монтаж и торговлю аппаратурой целиком частникам, оставив милиции остальное – мониторинг и силовое реагирование. По-видимому в этом русле лежит и нынешняя реорганизация. Ясно лишь, что независимо от степени ее радикальности, руководители УВО в центре и на местах в накладе по-прежнему не останутся.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ. ГДЕ ДЕНЬГИ ДЛЯ САХАЛИНСКОГО МИЛИЦИОНЕРА?
В заключение - несколько моментальных фотографий. Есть в городке со старинным русским названием Балашиха-3 два расположенные бок о бок учреждения. Одно называется "НИЦ "Охрана", другое - "Центр Сертификации Аппаратуры Охранно-Пожарной Сигнализации". Как следует из названия, последнее учреждение выполняет оговоренную законодательством функцию - оказание платных услуг по обязательной и добровольной сертификации. Чем же занимается первое учреждение понять сложнее: аналогов ему в мире нет. Вроде бы, в этих, подвергшихся недавнему евроремонту помещениях что-то разрабатывают. Что именно - разобрать трудно: уж больно ненавязчиво даже по меркам советских НИИ идет у них трудовой процесс, в этом может убедиться любой, кто попытается найти кого-нибудь из сотрудников на рабочем месте. Впрочем, я о другом: удивительно, что в обоих заведениях на инженерных, по сути – стопроцентно-кабинетных должностях работают главным образом кадровые офицеры, большей частью от майора и выше. Со всеми причитающимися окладами, льготами и видами довольствия. Иногда, правда, аттестованных сотрудников отвлекают на различные мероприятия, от строевых смотров до патрулирования улиц Москвы, что едва ли повышает производительность их инженерного труда. Впрочем, едва ли это особенно благотворно сказывается и на декриминализации столичных улиц. А говорят, что где-то там милиция по штатам недоукомплектована - денег нет, дескать... Может быть, вот тут и можно малость соптимизировать?