Пресс-секретарь главы Чечни Альви Каримов дал свои комментарии относительно причастности чеченских полицейских — охранников Рамзана Кадырова — к похищению и пыткам грузинского гражданина в Москве. В эфире радиостанции РСН Каримов заявил, что ему ничего не известно об этом преступлении, как и о том, что подозреваемых выпустили из СИЗО.
В интервью телеканалу «Дождь» Каримов был более многословен. Он опроверг информацию о контактах между предполагаемыми фигурантами дела и Рамзаном Кадыровым. При этом пресс-секретарь отметил, что у Кадырова вообще нет охраны. Что за люди с автоматами постоянно окружают главу Чечни, Каримов не уточнил.
Каримов добавил, что Кадыров не читает по утрам «Новую газету», а потому ничего не знает об открытом письме в свой адрес. «Неужели глава республики должен каждое утро начинать с просмотра газет, тем более конкретного издания», — задал риторический вопрос чиновник.
В Министерстве внутренних дел Чечни, тем временем, заявили, что следствие по резонансному делу все еще продолжаются.
«Новая газета» в понедельник напомнила, с чего начиналась скандальная история с «охранниками Кадырова». 23 августа 2011 года на Строгинском бульваре в Москве у торгового центра «Дарья» был похищен мужчина. По данным следствия, преступление совершили сотрудники чеченской полиции, которые были командированы в Москву для охраны главы республики и членов его семьи во время визитов в столицу, а именно Мусхаджи Мусулаев, Джамбулат Мухматмурзиев, Адам Исраилов, Хож-Ахмед Исраилов, а также трое их знакомых — Ахмед Дзамихов, Асламбек Темиров и Ибрагим Тагиров.
Они отвезли заложника в частный дом в Подмосковье, хозяин которого, по данным ФСБ, имел давние связи с чеченскими бандформированиями. По тем же данным, в этом доме неподалеку от МКАДа ранее уже периодически держали других заложников.
Похищенного приковали наручниками к железному столпу, избивали и насиловали бильярдным кием. Похитители требовали выкуп в размере трех миллионов рублей или переписать на них автомобиль Lexus lx 570. Через некоторое время заложник перестал подавать признаки жизни и похитители ночью выкинули его в районе Строгино. Несмотря на издевательства, мужчина выжил - его вовремя нашли и отвезли в больницу. Медики зафиксировали у него черепно-мозговую травму и повреждение прямой кишки.
Похищенный дал показания и через неделю правоохранительные органы смогли задержать десятерых человек. Им предъявили обвинения в похищении человека, вымогательстве и нанесении тяжких телесных повреждений.
По данным «Новой газеты», похищенный ранее занимался угоном дорогих иномарок для перегона их в южные республики России и Южную Осетию. В 2005 году он попал в тюрьму, а после выхода на свободу отказался от сотрудничества со своим бывшим покровителем. Тот очень сильно обиделся и «навел» на бывшего подельника чеченских полицейских,сообщив им, что он угоняет по десять иномарок в месяц, но ни с кем не «делится».
Издание пишет, что сразу после задержания всех подозреваемых к ведущему дело следователю из отдела Следственного комитета по Западному округу Москвы обратились люди из Чечни с предложением отпустить задержанных в обмен на 3,5 миллиона евро. Однако следователь отказался принимать взятку, был уволен, а само дело перевели в отдел по Центральному округу, после чего задержанных ранее чеченцев отпустили под подписку о невыезде.
После того, как всех задержанных отпустили из СИЗО, офицеры одного из отделов центрального аппарата Федеральной службы безопасности, которые принимали участие в расследовании дела, практически в полном составе отказались выйти на работу и написали заявление на имя директора ФСБ, в котором заявили, что из-за несправедливости готовы даже сдать служебные удостоверения — то есть уйти в отставку. Чекисты пытались связались с «Новой газетой» чтобы предать огласке эту историю.
Ближе к вечеру на сайте Следственного комитета появился неподписанный текст, автор которого признает, что у потерпевшего по делу грузинская фамилия. При этом заявляется, что, во-первых, национальность никакой роли не играет, во-вторых, оперативники ФСБ никогда не сопровождали дела, в-третьих, что следователь по делу был не уволен, а ушел из органов по собственному желанию из-за семейных обстоятельств, в-четвертых, что подозреваемые были опущены из-за аморальных и противоправных действий потерпевшего — а он ранее отбывал срок за угон автомобилей, а в-пятых, анонимный представитель Следственного комитета гарантировал, что следствие по делу будет завершено.
Наличие в Москве неуправляемых и никем не контролируемых вооруженных бандитов, которые обладают прикрытием в виде удостоверений полиции Чечни — достаточно реалистичная страшилка для любого жителя столицы.
Москвичи вообще не сильно любят приезжих. Совсем недавно была предпринята попытка представить в виде национального конфликта «дело Лотковой» — русская девушка Саша защищает с пистолетом в руках своих друзей от человека с нерусской фамилией Курбанов, а потом люди с фамилиями Гайнуллина и Раджабова прячут ее в колонию на три года. Тут националистическая версия рассыпалась хотя бы потому, что по незнанию в одну кучу смешали азербайджанские и татарские фамилии, а друзьями Курбанова были два тезки с характерным именем Иван.
Однако опасения перед некоторыми выходцами с Кавказа и правда не так уж и безпочвенны. «Новая Газета» вспомнила о случае, когда имя Зелимхана Исраилова попадало в прессу — он был среди задержанных по делу о похищенном грузинском гражданине в Строгине и, по данным издания, осуществляет оперативное руководство отрядом чеченской полиции в Москве, который состоит из 30 бойцов.
Впервые его имя стало известно, когда он в марте 2007 года в центре Москвы не поделил дорогу с водителем «Жигулей» Кочетковым. «Между Исраиловым и Кочетковым возникла драка — в результате последний упал, ударился головой об бордюр и скончался на месте», — говорилось в сводке.
25 августа 2008 года Исраилов получил пулевое ранение в одном из кафе на Новоясеневском проезде. В перестрелке пострадали еще несколько человек, уголовное дело также закрыто.
5 января 2009 года Исраилов не поделил дорогу с автобусом и пошел выяснять отношения с его водителем. Исраилов выстрелил в ногу водителя из «Стечкина», водитель в ответ ударил вооруженного человека монтировкой. Несмотря на резонанс, дело также было закрыто.
Одна из причин того, что москвичи боятся «кавказцев» - это то, что они часто совсем не боятся полиции, а значит вообще непонятно, чего они боятся. Так 8 июня 2012 года ОМОН приехал в общежитие академии имени Маймонида с целью доставить на допрос нескольких подозреваемых в драке у Киевского вокзала, в результате которой погиб Алексей Усачев. Однако полицейских встретила целая толпа, которая пыталась «отбить» у них земляков. В результате за драку с полицией два студента получили 1 и 2 года заключения.
Нельзя забывать и об убийстве Руслана Ямадаева в Москве в нескольких сотнях метров от Белого дома 24 сентября 2008 года. Через год следствие предъявило обвинение в убийстве трем жителям Чечни, а в 2010 суд признал их виновными. Сразу после убийства Руслана Ямадаева появилась версия, что заказчик преступления — Рамзан Кадыров, который в последнее время сильно враждовал с семьей Ямадаевых. Однако все стороны конфликта отказались признавать эту версию.
«Новая газета» написала, что «с самого верха дан приказ» не трогать Рамзана Кадырова и его людей до окончания Олимпиады в Сочи — то есть еще год. Иначе, видимо, под угрозу будет поставлена стабильность на Кавказе, а значит и сами Игры.
Если это правда, терпеть москвичам осталось недолго. Если, опять же, предположить, что после Олимпиады с бандитами с удостоверениями полиции что-то можно будет сделать.