3 августа Главком ВМФ адмирал флота Владимир Масорин заявил: "В 2014 году в Сочи будет проходить зимняя Олимпиада. Флот должен гарантированно обеспечить безопасность этого мероприятия с моря". Заявление было сделано на борту флагмана Черноморского флота – крейсера "Москва".
Этим Масорин не ограничился и добавил: "Черноморский флот находится в первом эшелоне группировки вооруженных сил на данном стратегическом направлении. Полагаю, что вся операционная зона флота обоснованно может быть названа зоной стратегических интересов России"
Что до "операционной зоны флота", то и ее перспективы не забыты. "Для Черноморского флота оперативно-важным районом является, в первую очередь, Средиземное море. Полагаю, что с задействованием сил Северного и Балтийского флотов здесь должно быть восстановлено постоянное присутствие Военно-морского флота России", – сказал адмирал.
Что должно возникнуть в этом месте? Разумеется, тема вывода ЧФ с украинской территории. Срок аренды - до 2017 года. Вроде бы - позже 2014 года, но вопрос о перебазировании после таких заявлений Масорина непременно возникнет. В связи с чем, надо полагать, он добавил, что "Для строительства новой базы Черноморского флота в Новороссийске до 2020 года выделено, согласно Федеральной целевой программе, более 40 миллиардов рублей" и попросил украинскую сторону не беспокоиться в связи с намерением России усилить Черноморский флот, часть которого базируется в Севастополе.
Забота Масорина о чувствах украинской стороны замечательна, однако есть нюансы. Например, слова "не беспокоиться в связи с намерением усилить". Вообще-то, украинская сторона ведет речь о том, чтобы флот выводился. Возможно ли одновременно решение двух задач? Усиления и перебазирования? Интересна и рамка выделения средств: до 2020 года. Но договор об аренде действует до 2017-го.
Еще интереснее сумма, выделенная на Новороссийск. На сегодня за аренду украинских баз Россия платит $97.7 млн., причем Ющенко в конце августа намерен эту сумму увеличить (связывая ее с удорожание энергопоставок). Так что за 10 лет только арендной платы набегает фактически миллиард, больше половины денег, которые предполагается выделить для перебазирования ЧФ в Новороссийск. Ну да, деньги за аренду идут пока в счет украинских долгов, но и эту ситуацию Киев хочет изменить, требуя "живых денег".
В этой связи можно вспомнить, что 27 июля Масорин уже заявлял о том, что Россия не имеет намерений выводить корабли Черноморского флота из Крыма до 2017 года. То есть, до лета 2017 года, когда заканчивается срок аренды Севастополя, корабли ЧФ России останутся в Севастополе. По мнению адмирала, "в соответствии с договоренностями Черноморский флот до окончания срока договора, а это конец мая - начало июня 2017 года, должен полностью функционировать. А после этого уже должен начаться процесс вывода".
То есть, до 2017 все стоит, как стояло, а там посмотрим. Тогда же Масорин замечательно ответил на вопрос журналиста о том, куда перебазировать из Севастополя корабли РФ, которым не найдется места в Новороссийске. Он ответил, что "забивать себе голову сейчас не стоит".
Вообще, что такое ЧФ? Согласно украинским "Экономическим известиям", "ЧФ России базируется в Севастополе, Феодосии, Ялте и поселке Гвардейском. Это 180 кораблей, из которых 40 - боевые, а также 20 самолетов и до 10 вертолетов на аэродромахКача (Севастополь) и Гвардейский (Симферопольский район). В распоряжении ЧФ — запасной аэродром Южный на мысе Херсонес. Численный состав ЧФ России — около 14 тыс. чел. В Севастополе 3571 здание на площади 3332 га находится в пользовании российского ЧФ".
Украинцев состояние дел с ЧФ совершенно не устраивает. Например, вот мнение бывшего командующего ВМС Украины вице-адмирала в отставке Владимира Безкоровайного: "...то, что мы сегодня наблюдаем на Черном море вообще, в Новороссийске, на побережье России убеждает, что Россия никак не готовится к выведению ЧФ РФ с территории Украины … это вопрос слишком болезненный, это не только корабли вывести. Нужно построить базу, потому что каждый корабль имеет огромную потребность в базовом обслуживании. Это - судоремонтные заводы, склады, вооружение, большая часть Севастополя служила как раз для обслуживания военного флота. И вот все нужно на новом месте построить".
Иначе, его словам, вопрос об организации выведения ЧФ РФ может возникнуть только в 2016 году, когда "Россия, безусловно, заявит, что она соглашается с необходимостью выведения, но ей на это нужно 25 лет. И мы окажемся перед реальными условиями".
Так что логика Масорина украинцам вполне понятна, отчего его заверения во всем хорошем делу не помогут. В этой ли связи или же своим ходом 3 августа на эту же тему выступил и МИД России в лице Михаила Камынина. По его словам, "Россия готова к конструктивному диалогу по проблеме ЧФ РФ". Под диалогом подразумеваемся шестое заседание Украинско-российской межгосударственной комиссии в Москве. А ее повестка – конкретно про вывод: первый замминистра украинского МИДа Огрызко сообщил, что Киев предложил поговорить о графике выведения российского флота. По версии украинцев, в мае 2017 года ЧФ должен быть уже выведен. Можно еще добавить, что заявление Огрызко было ответом на слова еще одного бывшего командующего, но уже - ЧФ РФ, адмирала Игоря Касатонова. Касатонов уверен в том, что ЧФ будет находиться в Севастополе столько, сколько это будет необходимо для России. То есть – и после 2017 года. Госдума тогда Касатонова всецело поддержала. Да и вообще - никто в Новороссийск не хочет в принципе.
Ну а так все получается очень красиво. Как известно, на время Олимпиад в Древней Греции ставились на паузу все войны. Разумеется, сейчас подобное спокойствие просто обязано быть обеспечено и с моря. Это же, кстати, с Средиземного моря также касается – учитывая ту же Грецию. Логично, что и украинцы не должны оставаться в стороне от столь гуманитарного проекта. Но интересно другое: если Новороссийск действительно предполагается развивать как базу ЧФ, учитывая желание доминировать в Черном и Средиземном морях (охраняя Олимпиаду), то по факту образуются сразу два олимпийских нацпроекта – в Сочи и Новороссийске. Между тем, на Сочи за 7 лет предполагается потратить $12 миллиардов. В случае с Новороссийском получается $1.6 миллиарда на 10 лет. Простая арифметика: в год спортивная база будет получать в десять раз больше средств, чем военно-морская.
А еще, конечно, интересно, как это заявление повлияет на украинскую предвыборную кампанию, как раз вчера началась. Там Масорин в новости пока еще не попал.