Олимпийские игры состоятся очень скоро — в начале февраля 2014 года. Казалось, когда истеблишмент ликовал после легендарного уже выступления президента (тогда еще и уже) Путина в Гватемале перед делегатами Международного олимпийского комитета, что до Олимпиады еще целая вечность. Вечность пролетела в один миг, и вновь в президентском кресле Владимир Путин, и вновь он лично следит за строительством олимпийских объектов. Вернее — за провалами и «косяками» в строительстве.
Времени осталось в обрез, подчеркивал Путин на совещании, что прошло накануне в главном операционном центре Олимпиады-2014. «Нам нужно эффективно работать на самом завершающем этапе. Сегодня уже середина сентября, осталось ровно пять месяцев до начала Олимпийских игр. Многое сделано, но ещё предстоит сделать немало. Поэтому оставшиеся пять месяцев являются очень ответственными с точки зрения окончательной подготовки всех мероприятий олимпийской программы. Это и завершение строительства олимпийских объектов, это приведение в порядок самого города Сочи, это выстраивание нужным образом инфраструктуры и связи», - говорил Путин.
Главный враг сочинской Олимпиады сейчас — это уже не геи, экологи или американцы. Главный враг — время. «Я хочу обратить ваше внимание на то, что у нас известен срок начала Олимпийских игр, и мы его никуда сдвигать не сможем. Поэтому возможности различных сдвижек, как говорят бюрократы, вправо, они имеют известный ограничитель, и для того, чтобы справиться с этой задачей, нужно очень ритмично работать», - напутствовал ответственных за организацию Игр президент.
«Кто-то контролирует, что там происходит в аэропорту?! По качеству обслуживания это должен быть хороший аэропорт. Кто за этим следит?! Уже есть нарекания по качеству обслуживания пассажиров. Это отдельная тема: кто там должен следить за качеством», - бушевал он на другом совещании (цитата по «Коммерсанту»).
«Дмитрий Николаевич (вице-премьер российского правительства Дмитрий Козак курирует Олимпийские игры по правительственной линии — «Полит.ру»), я и сам буду сюда почаще приезжать, смотреть, что здесь делается, и Вас прошу. Знаю, что Вы и так здесь почти постоянно работаете. Но в это время нужно особенно внимательно относиться ко всем процессам, которые здесь происходят. Докладывать прошу каждые две недели», - обратился президент к организаторам.
Надо думать, что ответственные за строительство и не они одни и так знают, что сроки не сдвинуть. И они точно должны чувствовать всю силу президентского давления и ответственность, возложенную на их плечи. Многим памятно увольнение почти в прямом эфире федеральных телеканалов замглавы Олимпийского комитета Ахмеда Билалова, чья компания не так и не за те деньги построила горнолыжный трамплин. Билалова вышибли за это с поста вице-президента Олимпийского комитета, а до кучи еще и с поста компании «Курорты Северного Кавказа». Вышибли, конечно, не за трамплин, но это другим явно наука — за Сочи от Путина можно быстро получить вполне конкретный разнос с прямыми кадровыми и бизнес последствиями, даже если провинился фигурант в чем-то совершенно постороннем.
Проект «Сочи-2014» для Путин — персональный имиджевый проект. Главный успех практически путинского второго срока. Потому президент и пытается держать руку на пульсе процесса, карая и милуя лиц, за проект несущих какую-то ответственность. И потому неважно, сколько вся «эта музыка» стоила (по недавней оценке того же Путина немало - «всего на подготовку к Олимпийским играм будет истрачено 214 миллиардов рублей» и «ещё больше денег израсходовано на инфраструктуру») и каковы были издержки, в том числе и коррупционного характера.
![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
Сочи сегодня. | Фото: olympic.ru |
Важно, чтобы все сияло, прошло на пристойном уровне и президент мог спокойно отчитаться, что отчетное мероприятие, за которое он некогда взял личную ответственность, прошло успешно. И потому неважно было, как, например, выбирать олимпийский символ — Путин сказал, что ему нравится снежный барс, и барс, который даже в тройку фаворитов не входил, внезапно становится кумиром россиян, не без помощи, правда, специально обученных людей. Слово Путина — закон для организации Олимпиады.
Накладки бывали на всех Олимпийских играх. Греки перед Олимпиадой в Афинах столкнулись с резкой критикой МОК за срыв сроков строительства объектов. Тогда один из греческих чиновников заметил (не без юмора), что Афины начали подготовку к Олимпиаде более двух тысяч лет назад.
Олимпиаду мы, вероятно, действительно проведем неплохо. Ну или вождю не доложат о возникших неприятностях (на астрономические цены в Сочи жалуются многие — один иностранцев мне рассказывал, что не мог объяснить в сочинском ресторане, что чашка кофе за 50 евро — это абсурд. Официант полагал, что такая цена - адекватна) и Путин сможет спокойно отчитаться перед Россией и миром о несомненном успехе проведенных Игр. Хорошо ли это будет для России, Краснодарского края и отдельно взятого Сочи — это вопрос. Но важнее, в данном случае, чтобы Владимиру Путину было хорошо.