Следственный комитет и столичная полиция решили возбудить уголовное дело за вандализм, который протестующие против ареста Алексея Навального 18 июля учинили со зданием Государственной Думы. По мнению следователей, расклеивание на здании федерального парламента стикеров и нанесение на стены ненормативных слов оскверняет сооружение.
Конкретных обвиняемых пока нет, но к уголовной ответственности могут быть привлечены сотни людей — протестующие сами с удовольствием выкладывают в социальные сети фотографии того, как они расклеивают листовки на стены Госдумы. Максимальное наказание по статье о вандализме — три года лишения свободы, однако предусматривается также возможность ограничения свободы или принудительные работы.
Ранее было известно о другом уголовном деле, возбужденном по итогам «народного схода» в поддержку Алексея Навального. Примерно в 20:00 напротив Думы на Тверской улице «не установленный следствием человек» попытался воспрепятствовать задержанию одного из участников демонстрации, которое проводил командир батальона патрульно-постовой службы Центрального округа столицы, чье имя, впрочем, не называется. Неизвестный участник акции, уверены в Следственном комитете, сначала удерживал полицейского за плечи, а потом сорвал с него погон. Фигуранту уголовного дела грозит до пяти лет лишения свободы.
Акция протеста против ареста Алексея Навального Ленинским районным судом города Кирова началась вечером после окончания рабочего дня 18 июля. Изначально планировалось, что люди соберутся на Манежной площади, однако полиция смогла ее перегородить. Тогда основная масса скопилась в самом начале Тверской улицы — у стен Государственной думы с одной стороны и у гостиницы «Националь» с другой. По различным оценкам, в центре Москвы собрались до 20 тысяч человек.
Здание Государственной думы (видимо, из-за парламентских каникул) практически не охранялось, и некоторые наблюдатели даже сочли, что если бы у собравшихся было желание, они смогли бы «занять» здание парламента. Однако люди лишь пытались несколько раз перекрыть Тверскую улицу, а также заклеили весь первый этаж Госдумы стикерами в поддержку Алексея Навального. Кто-то писал на стенах Думы маркером лозунги, причем не всегда цензурные.
Именно эти наклейки и надписи вызвали такое возмущение в полиции и Следственном комитете. Было решено возбудить уголовное дело по статье «вандализм», объяснив это осквернением здания парламента.
Интересно, что когда три года назад противники прокладки дублера Ленинградского шоссе через лес совершили «налет» на администрацию города Химки, уголовное дело было возбуждено за хулиганство.
28 июля 2010 года, напомним, группа из 70-80 молодых людей с закрытыми лицами устроила шествие от платформы «Химки» до администрации города. Когда демонстранты достигли цели шествия, они закидали здание администрации файерами и пустыми бутылками, а также расписали здание лозунгами, например «Спаси русский лес». После непродолжительной атаки на администрацию Химок, молодые люди организованно покинули город — также на электричке.
После нападения на администрацию Химок правоохранительные органы возбудили дело по статье «хулиганство». После непродолжительного расследования в деле появились двое обвиняемых — антифашисты Алексей Гаскаров и Максим Солопов. Химкинский городской суд признал первого невиновным в нападении на химкинскую администрацию, а Солопову дал два года лишение свободы условно за то, что он совершил преступление, «демонстрируя цинизм и чиня бесчинства».

Хулиганство — намного более широкая статья российского Уголовного кодекса, предусматривает как более мягкое наказание в виде штрафа до 500 тысяч рублей, так и лишение свободы на срок до семи лет.
Между тем, в России расписывание стен, чаще всего, попадает под статью «вандализм» и квалифицируется именно как осквернение зданий — даже если это не церковь или мечеть.
Так, например, в Петрозаводске за нанесение «непристойных по своему содержанию, оскорбительных и циничные по форме» надписей на стены административных зданий гражданин был привлечен к ответственности по статье «вандализм» и приговорен к штрафу в размере 20 тысяч рублей.
Прокуратура города Калуги решила возбудить уголовное дело по статье «вандализм», поводом послужили надписи, которые появились на местной школе №12. Единственное, что может спасти автора надписей — малый возраст, уголовная ответственность наступает с 14 лет. Также вандала может спасти отсутствие свидетелей — преступление не ахти какое жестокое, вряд ли полиция потратит все силы на розыск подростков.
Даже беглый поиск по сайтам региональных прокуратур позволяет понять, что чаще всего изрисованные стены считаются именно вандализмом, а значит авторы надписей на стенах Госдумы, с юридической точки зрения, мало чем отличаются от своих сограждан, которые ежедневно исписывают нецензурными словами сотни и тысячи квадратных метров российских стен.
Между тем не только в России принято, в случае несогласия с правящим режимом, изрисовывать административные здания. Американский боец Джефф Монсон по прозвищу Снеговик известен своими левыми взглядами и неоднократно заявлял в интервью, что «хочет покончить с классовой иерархией в обществе и теми институтами, что порождают это неравенство». Среди его татуировок есть русские слова «свобода» и «солидарность».
14 января 2009 года Монсон был обвинен в злоумышленном причинении вреда имуществу первой степени, иными словами — вандализме. Он нарисовал на Капитолии в центре американской столицы знак анархии и пацифику, а также написал «нет нищете» и «нет войне». 29 июля 2009 года Монсон признал вину и получил 90 дней исправительных работ и 21894 доллара штрафа. По утверждению борца, штраф он так и не заплатил.