Для тех, кто в силу жизненных обстоятельств далек от школьной темы: с этого (2012/13) учебного года в 4 классе средней школы (последнем, по нынешней системе, классе начального образования) введен обязательный годовой курс "Основ религиозных культур и светской этики (Основ духовно-нравственной культуры народов России)". Курс не предусматривает итогового экзамена и даже, кажется, не выставляются четвертные оценки по предмету. Прежде, с апреля 2010 года, этот курс опробовался в 19 регионах страны – результаты опробования, как видно, были признаны удовлетворительными, и экспериментальное через полтора года стало рутинным.
Особенностью данного курса является его вариативность: в соответствии с заранее сделанным родительским выбором, школьники должны обучаться по одному из следующих модулей:
Выбор – индивидуален и каждый имеет право на любой модуль. По всем шести изданы и бесплатно выдаются учебники (о них ниже) – некоторые существуют даже в различных авторских вариантах.
Официально декларируются культурологические, а не вероучительные цели обучения – "развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним". Вести предмет должны не служители культа, а специальным образом подготовленные и лицензированные школьные преподаватели.
Это – формальная сторона дела. Все нижеследующее – напротив, мои личные впечатления, мнения и рассуждения.
Итак, в конце прошлого года, в школе, где учится моя дочь, на очередном родительском собрании в класс неожиданно вошла завуч и еще один незнакомый мне прежде учитель. Классный руководитель раздала всем родителям бланки заявлений. Затем завуч взяла слово и произнесла примерно следующее:
"Со следующего учебного года в 4 классе ваши дети станут изучать "Основы религиозных культур и светской этики". В связи с этим вам прямо сейчас предстоит выбрать один из 6 модулей, в рамках которого ваш ребенок будет заниматься. Вот они (следует перечисление модулей). Вот, глядите, учебники по всем этим блокам (демонстрируется пачка учебников) – на наш взгляд, учебники довольно хорошие, лучше, чем по многим другим предметам. В этом году мы в экспериментальном порядке преподавали этот предмет в пятом классе. Родители этих детей также выбирали из этих шести блоков. Их предпочтения распределились так: 70% выбрали блок 5, остальные 30% - 6. Надо сказать, на наш взгляд, это был правильный выбор – все мы принадлежим к какой-то вере, но надо знать и про другие, чтобы понимать их и даже чему-то у них научиться. Занятия по 5 и 6 модулям ведет и будет в следующем году вести наш учитель истории, соответствующим образом аттестованный – вот он, познакомьтесь (учитель истории раскланивается). Надо сказать, что ваше право – выбрать любой модуль, а не только 5 или 6 – и мы тогда начнем ломать голову, как же организовать учебный процесс для таких детей. Возможно, вашим детям даже придется ходить на этот урок в другую школу, где будут объединять классы и т.д."
В это время классный руководитель обходит сидящих за столами родителей и подбадривает их всех: "ну, вы, конечно же, все поняли как надо". Разумеется, все всё поняли как надо.
В итоге, сегодня весь класс моей дочери в полном составе учится в соответствии с модулем 5.
Стоит, наверное, поразмышлять над этим кейсом. Прежде всего, приведу информацию о том, как сделали выбор такие, как я, родители, что называется, в целом.
По данным Минобраза эти предпочтения выглядят так:
В целом по России:
По Москве:
По Санкт-Петербургу:
По Ленинградской области:
Мы видим, с одной стороны, несколько различные результаты даже в регионах с преобладанием русского в этническом плане населения. С другой же – мы видим, что модуль "Основы православной культуры", о котором столько было сломлено копий, вызвал интерес меньше чем у 1/3 родителей будущих четвероклассников.
Надо сказать, что вышеприведенный рассказ о родительском волеизъявлении я поместил в своем блоге, и он там не остался незамеченным: последовало большое количество комментариев, кроме того, он был перекопирован в десятке других блогов, принадлежащих людям самых разных убеждений, и еще более активно обсуждался в них – достаточно сказать, что в обсуждении принял участие даже автор учебника "Основ православной культуры" скандально известный дьякон А. Кураев. Легко догадаться, каковы были реакции людей круга Кураева на мой кейс. Происшедшее определялось как гонение на православие, нарушение президентского указа и вообще недееспособность школы. Тут, впрочем, надо тщательно определять терминологию: "гонениями на церковь" в православной традиции со времен Юлиана Отступника называют любую ситуацию, когда церковь не имеет привилегированного статуса. Конфессиональное равенство – это тоже гонение на церковь.
Что же до моей оценки происходившего на том собрании, то она такова. Во-первых, безусловно, имела место мягкая манипуляция мнением родителей школьников – против этого не попишешь. Но плохо это или хорошо? Скорее, хорошо, чем плохо. Потому, что инструментально: позволило получить без особых затрат приличный организационный результат. В сущности, все было аналогично собранию, формат которого позволяет участникам высказывать свои мнения – здесь мнение высказал участник, имеющий, на взгляд других участников, высокий авторитет – администрация школы – и к этому мнению все присоединились. (Собственно, манипуляция и состояла в том, что исходно это собрание вообще не предусматривало высказывания мнений.) А стоило ли школе высказывать свое мнение? Безусловно, стоило – ибо, ситуация, когда четвероклассникам на один урок в неделю предстоит разойтись по разным классам, а то и покинуть стены школы – ни что иное, как истинный организационный кретинизм. Всякий, кто пытался когда-либо организовывать детей десятилетнего возраста, знает, что подобное невозможно без запредельных организационных издержек: в лучшем случае, урок ОРКСЭ будет скомкан приходом-уходом учеников процентов на 60%. Даже простое разделение класса на две сидящие в соседних кабинетах группы при изучении иностранного языка уже несет определенные издержки, а тут такое! Но, может быть, школа была неправа, рекомендуя объединительный модуль, и ей вместо этого следовало бы с той же авторитетностью продвигать "Основы православной культуры" – ведь предки большинства учащихся исповедовали православие? Я склонен считать, что и здесь все школой делалось правильно – в соответствии с заявленной целью учебного предмета. Таковая ведь состоит не в приобретении учащимся сведений, необходимых для исповедования вероучения, принятого в его семье, а, напротив, ради осведомленности в тех, связанных с остальными вероучениями вопросах, которые имеют отношение к окружающей действительности и культуре. В этом плане все, что касается "родного" вероучения, по идее, приобретается в семье и уж всяко лучше, нежели в ходе каких-то 30 сорокапятиминутных уроков.
Иначе говоря, по уму, модули (коли все-таки делать модули, что, как я сказал выше, само по себе - неразумно) должны были бы выглядеть так: модуль для православных – в нем рассказывается обо всех вероучениях, исключая собственно православие. Модуль для мусульман – в нем про все, кроме ислама. И так далее. На деле же принятые учебники организованы несколько иначе. Что же до школы – то она в нашем случае продемонстрировала спасительный консерватизм или, иначе, инстинкт самосохранения, которым любая серьезная и устоявшаяся система встречает разного рода непродуманные новации.