будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 13, 2025
Страна

Остаток СССР в России

Отставка Юрия Лужкова стала хорошим поводом для анализа общего испецифического в политической, экономической и социальной системе Москвы впериод 1991 – 2010 г., а также перспектив трансформации этой системы. С этойцелью мы побеседовали с известным социальным мыслителем, заведующим ипрофессором кафедры местного самоуправления, заведующим лабораториеймуниципального самоуправления ГУ-ВШЭ, СимономГдальевичем Кордонским.

Борис Долгин: Закончилась большая эпоха вуправлении одной из крупнейших региональных систем в России, запускавшей свои щупальцадалеко наружу. Что бы вы назвали в качестве основных черт этой системы, что бывы отнесли к ее специфическим характеристикам? Что вообще это было?

С.К.: Мне кажется, что Москва – это остатокСССР в России.

Б.Д.: Единственный?

С.К.: Нет, не единственный. Все остаткисвязаны. При распаде СССР страна разделилась на Россию, другие республики иМоскву. Что это означало? Это означало, что в Москве остались основные фондыСССР и его капиталы. Те ресурсы, которые потом московское правительство исвязанные с ним структуры, считай, капитализовали. Эти структуры имели связи нетолько на территории России, но и на территории СНГ – в частности, в Крыму иАбхазии. Осталась собственность бывших союзных министерств и ведомств, первыеруководители которых быстро коммерциализовались, но на какое-то время сохранилифункциональные, а иногда даже структурные эквиваленты министерств и ведомств.

Б.Д.: А как получилось, что они оказалисьсвязанными именно с Москвой? Я понимаю, что они находились в Москве, но…

С.К.: Министерства были в Москве, капиталыбыли в Москве. Ведь тогда был период первоначального накопления, превращенияресурсов в деньги.

Б.Д.: И не все удалось перевести из союзныхминистерств в соответствующие российские?

С.К.: Они вообще ничего не переводили. Ктопришел к власти в России? – Часть людей из Совета Министров РСФСР и вот этиновые политики. А люди из союзных министерств, из ЦК лишь в исключительныхслучаях попадали в российскую власть, они остались в московской. Вот, например,химическая промышленность – министерство было в Москве.

Б.Д.: К тому же, Лужков биографически былсвязан с нефтехимической промышленностью.

С.К.: Да. Дальше, ядерная промышленность

Б.Д.: Эта сфера очень специфична. Неужели она так прямобыла связана с Москвой? Все эти Адамовы и так далее. Хотя Адамов был потом.

С.К.: Конечно. Это было до Адамова. Адамов – это уже следующий этап, это как разотчуждение собственности «Средмаша».

Соответственно,высокая концентрация капитала в Москве объяснялась не только тем, что Москвабрала ренту с территории, но и тем, что Москва брала ренту с отраслей народногохозяйства СССР, в какой-то мере сохранившихся.

Б.Д.: Но ведь некоторые заведомо сильныеэкспортные отрасли вроде нефти и газа Москве почти не достались.

С.К.: Не достались, за исключением МосковскогоНПЗ. При этом бывший министр топлива и энергетики Шафраник какое то время был главой Центральнойтопливной компании, которую контролировало московское правительство.

Б.Д.: Но это уже позже. А цветная и чернаяметаллургия в какой степени достались Москве? Кажется, в не очень высокой?

С.К.: Да, они не очень достались. А вотпрактически вся оборонка осталась в Москве. Я думаю, что и существенная частьсоветского Минсельхоза осталась; и существенная часть того, что подчинялосьБаталину, зампреду Совета Министров СССР по строительству. Например,«Минмонтажспецстрой» – и его подразделения стали компонентами московскогостроительного комплекса.

Б.Д.: И это в дальнейшем стало фундаментомогромного строительного комплекса Москвы, который распространил свои щупальцана другие части России.

С.К.: Он их не распространил, а, скорее,сохранил и расширил.

Б.Д.: Каким образом удалось сохранить этусвязь? Как удалось сохранить подчиненность в той части, которая территориальноне была замкнута на Москве?

С.К.: У московского правительства были всесубституты государства. Например, было в Москве административное подразделение,которое, кажется, называлось Московский комитет по науке и технике. Чем оностало?

Б.Д.: АФК «Система». Историческая связь АФК«Система» с московским правительством очевидна.

С.К.: Не историческая, а структурная.

Б.Д.: Да, иструктурная:

С.К.: Потом было такое АО «Регион», котороевыполняло функции силовой структуры московского правительства,

Б.Д.: Что касается силовых структур, то еще спервой половины 90-х годов Москве не давали целиком получить контроль над ними.Вспомним конфликты вокруг Мурашова, Куликова.

С.К.: Да, и муниципальная милиция, которую, вконечном счете, ликвидировали. Был длинный процесс отчуждения у Москвы этойфункции.

Б.Д.: То есть в этой части попытки отчуждениядлились столько, сколько существовало новое российское государство?

С.К.: Да, и в конце концов Лужков потерял контрольнад этой частью. Это, видимо, произошло после инцидента с Евсюковым.

Кроме того,существовала еще криминальная, или теневая компонента. Когда Михайловавыпустили из швейцарской тюрьмы, встречать его в аэропорт поехали членымосковского правительства.

Б.Д.: Почему? Допустим,были какие-то связи, но зачем это было делать так демонстративно?

С.К.: Это были не связи – это было структурноеединство.

Б.Д.: Но зачем такая демонстративность?

С.К.: Не было никакой демонстративности, этобыл естественный, партнерский шаг. Там шел многотрудный процесс интеграции.Сколько авторитетов отстреляли! То есть сначала они были по районам разбиты;там были разные группировки: солнцевские, долгопрудненские, химкинские и пр.Лет десять, наверное, шел процесс интеграции, создания системы контроля надтеневым или неофициальным миром.

Б.Д.: И это был процесс создания такойсистемы именно московским правительством?

С.К.: Нет, уже расширенным правительством.Потому что понятно – уже очень давно Юрий Михайлович никаких решений непринимал и даже не формулировал. Разве что насчет пчел.

Б.Д.: Иными словами, можно говорить об условном коллективном Юрии Михайловиче?

С.К.: Да. Конечно, Юрий Михайлович былколлективный. И он был настолько распространен, что когда ты приезжаешь врегионы, где есть какая-нибудь федеральная структура, то под нею, над нею илисбоку обязательно найдешь московскую инфраструктуру. Иногда это какие-нибудьбазы отдыха, иногда еще что-нибудь, например, санатории фирм, которыеассоциированы с московским правительством. А где-то есть большие производства,которые, как говорят в провинции, контролируются "москвичами".

Б.Д.: Хорошо. А с какого момента это началось?Это рубеж 90-х годов, когда распался Советский Союз?

С.К.: Нет, эти процессы начались еще дораспада СССР. Всегда у Москвы был особый статус, и функции московского горкомав какой-то степени перешли к московскому правительству.

Б.Д.: Но московский горком никогда не подменялсобой ЦК. Я пытаюсь понять, спомощью какого механизма условный московский горком или райисполком перенес насебя функции, которых у него не было, потому что они были у других структур?Скажем, у министерств, у ЦК.

С.К.: В 1992 году расформировали московские районы и сделали округа. Былаликвидирована вся структура московской власти, которая контролировалась нетолько Москвой.

Б.Д.: Когда союзныеминистерства или, скажем, ЦК передавали что-то под контроль московскомуруководству? Как это могло происходить?

С.К.: Мне кажется, что это было оченьестественным. Ну, как это могло происходить? Были отделы в ЦК КПСС, у каждогоотдела была своя экономика. В рамках этой экономики со второй половины 80-хгодов шла капитализация того, что им было подконтрольно, котораяосуществлялась, конечно же, московскими людьми.

Б.Д.: Но как получилось, что эти московскиелюди (но не мосгоркомовские) оказались в московском правительстве?

С.К.: А куда им деваться, не в республиканскуюже власть. Она совершенно не понимала, что происходит.

Б.Д.: То есть этобыл территориально самый естественный, самыйблизкий вариант перетекания власти?

С.К.: Да, вариант получения крыши,легализации. Кто-то сбежал за границу – не в Питер же ехать, где вообще законанет и не было, а только одни понятия.

Б.Д.: Я проверяю, правильно ли я вас понял.Те, кто не смогли интегрироваться в российскую власть, те, кто не остался вреспубликах и кто вообще не уехал, они естественным образом влились в структурувласти более низкую – то есть в московскую?

С.К.: Да, в расширенное московскоеправительство. Это вы можете посмотреть, скажем, на каком-нибудь«Минмонтажспецбанке». Раньше было Министерство специальных монтажно-строительныхработ СССР. С распадом Союза оно попыталось коммерциализоваться, создав этотбанк с участием теневых и криминальных капиталов, подконтрольных расширенномумосковскому правительству

Б.Д.: А как происходила стыковка с криминалом?Все-таки криминал – это дело рискованное.

С.К.:Этоне было криминалом. Как это можно назвать криминалом? Это теневая экономика.

Б.Д.: Хорошо, как происходила стыковка теневойэкономики с остатками этой экономики?

С.К.: Ну, посмотрите, например, на эволюцию«Русала», как она происходила.

Б.Д.: От братьев Черных.

С.К.: И везде примерно так же было.

Б.Д.: Но все-таки, кто мог знакомить другуюэкономику с остатками функционеров из советских структур?

С.К.: Были посредники. И рольпредставительских органов власти здесь была очень большая. Ведь чемзарабатывали депутаты?

Б.Д.: Таким образом, получилось, что этобольшое правительство оказалось связано и с остатками союзной экономики, и сэлементами «другой» экономики.

С.К.: Да. Огромная территория – 70 километровв диаметре, инфраструктуру которой нужно поддерживать, нужно контролироватьторговлю, нужно заниматься землей. Не сразу все пошло в оборот – надо же былосо всем разобраться, сформировать рынок недвижимости. Было огромное количествовыморочной недвижимости, которая ни у кого не стояло на балансе, потому чтораспались многие структуры. Словом, было огромное поле деятельности. Всесходились на этом поле и начинали договариваться: тебе – первый этаж, мне – второй.

Б.Д.: И все это таким образом происходило вМоскве под крышей расширенного правительства?

С.К.: Да.Поначалу это происходило со стрельбой, а потом научились находить другие,не силовые способы решения проблем.

Б.Д.: Какова роль московского правительства внахождении этих других способов? Оно играло роль «разруливателя» конфликтов?

С.К.: Оно играло роль посредника, и в посредничествонакапливало силу. Силу и опыт.

Б.Д.: Если ты помогаешь людям урегулироватьконфликт, ты становишься авторитетом для обеих сторон. Разумеется, в случае,если все удалось нормально сделать.

С.К.: Да.

Б.Д.: Конечно, это достаточно условно, нокогда был момент наибольшей силы у этого московского правительства? Вряд ли этосамое начало 90-х годов, когда еще ничего не состоялось, и не было оформлено,но это явно и не 2010-й год.

С.К.: Смотря как мерить. Скорее всего, этовыборы 1999-го года, когда всерьез рассматривался вопрос о том, что московскоеправительство становится федеральным правительством.

Б.Д.: Вопрос «что было бы, если…» – всегдастранный, но как вы видите сценарий, если бы действительно ОВР пришла к власти?Такой вариант мог бы существовать?

С.К.: Не знаю. Но были, примерно, одни и те желюди. Вот Ястржембскому, например, ничего не помешало…

Б.Д.: Да, это правда. Если в самом начале шлоосознание того, что есть из имущества, какие есть связи, а затем последовалпроцесс установки правил, то какой процесс пошел дальше?

С.К.: Капитализация. Специальная,административная капитализация. Просто так в Москве ничего нельзя было купить:за все надо было платить. Полномасштабный административный рынок, собственно, –это и есть московское правительство. К любому ресурсу можно было получитьдоступ, но при условии дележа, партнерства. Потому что московскоеправительство, как мне кажется, во всем оставалось в доле. Я имею в видурасширенное московское правительство.

Б.Д.: А какова в этом роль личного фактора?

С.К.: Он харизматический человек, сильный,жесткий, рациональный – по-советски рациональный. Он вполне соответствовал ролималенького генсека, коим и являлся.

Б.Д.: А вот такая странная схема, как открытаясвязь правительства с теми или иными бизнес-структурами? Например, в какой-томомент с «Мостом». Как вы это прокомментируете?

С.К.: Это даже не связь, это и есть правительство.

Б.Д.: Правительство нев административном, а в максимально широком смысле?

С.К.: Да. В данном случае это однокоренныевещи – власть и бизнес.

Б.Д.: Тогда в этой ситуациинельзя говорить о коррупции в обычном смысле. Точнее, можно, но только в техслучаях, когда туда заходит какой-то внешний игрок.

С.К.: Очень высокий барьер у входа намосковский рынок.

Б.Д.: Но кому-то это удавалось?

С.К.: Ну, если только по старым каналам.Кто-то входил через «другую экономику», кто-то из остатков советской системы,которую государство модернизировало. Например, когда заместитель Министраобороны Российской Федерации по строительству и расквартированию войск Косованбыл уволен, куда он пошел работать? Он пошел работать к Ресину в замы. Руководительроссийской антимонопольной службы Бочина сейчас трудится в правительстве Москвыи так далее.

Б.Д.: Отсюда, то есть из понимания, насколькозначим центр силы, вытекает тенденция, о которой мы уже начали говорить. Этобыли попытки раскулачивания?

С.К.: Я бы сказал, попытки включить в общеепространство другого торга – торга советского, по советским правилам.

Б.Д.: Как он вообще мог жить в одном мире сторгом по другим правилам? Как эти миры стыковались?

С.К.: Они все время конфликтовали.

Б.Д.: Огрубляя, приватизация в вариантеЛужкова – это не вполне приватизация, скорее, сохранение единства.

С.К.: Сохранение единства структуры снеопределенными правами собственности.

Б.Д.: И разнообразными юридическими формами,которые возникали по мере необходимости. А в какой степени это было специфично?Понятно, что Москва не была единственным регионом, где было сращение власти исобственности. Явно были и другие такие регионы, условно говоря, Башкирия илиТатария, но и не только они. В чем здесь принципиальное отличие?

С.К.: Там не было такого количества советскогонаследия. В Башкирии было – в нефтехимическом комплексе, но в гораздо меньшейстепени. И там получилось примерно то же самое.

Б.Д.: То же самое, только в локальноммасштабе. Там, где существовали локальные производства, которые были связаны срегиональным руководством.

С.К.: Они были связаны с московскимправительством.

Б.Д.: То есть эта связка «московскоеправительство – правительство Татарии и Башкирии», она глубже, чем, скажем, Союзконца 90-х годов и Кузбасс?

С.К.: Да.

Б.Д.: Понятно. С другой стороны, в некоторых регионах, где были свои отрасли,получалось немножко не так – скажем, в нефтегазовой, в металлургии.

С.К.: Там было по-другому. Между прочим, четковидно, какой тип власти в регионах, по тому, где сидит или сидело егоправительство. Сейчас они уже по большей части построили новые здания. Но еслионо поначалу сидело в бывшем обкоме партии, значит, пришли к властипромышленники; если в исполкоме – сельхозники. А если сельхозники, то этосовершенно другой тип отношений и другая экономика. Вот, например, еслисравнивать Барнаул и Новосибирск, то это совершенно разные типы власти.

Б.Д.: А если сельхозники, то как онивыстраивали связь с «другой экономикой»?

С.К.: Они с Москвой были связаны существенноменьше и ориентировались скорее на федеральную власть. А промышленные регионыориентировались на московскую.

Б.Д.: Хорошо, допустим. Получается, что сейчаснаходится на грани разрушения огромный пласт или тип принципиально иныхотношений и связей. Или он не находится на грани разрушения?

С.К.: Не знаю, находится ли он на граниразрушения. Что такое разрушение? Вы же помните, когда Союз распадался начасти, выделялось огромное количество энергии связей, которое конвертировалисьв деньги? Так?

Б.Д.: Так.

С.К.: Как может распадаться эта московскаясистема? Я не думаю, что она может распасться, поскольку там нет структурныхэлементов. На что она распадется? Конечно, могут быть радикальные варианты.Вячеслав Глазычев, например, предлагает создать Московский федеральный округ,включающий Москву и часть территории Московской области. В рамках этогофедерального округа должен быть район – скажем, в пределах третьего кольца, – аналогичныйамериканскому столичному округу.

Б.Д.: Да, район, аналогичный округу Колумбия.Но если мы происходящее рассматриваем с точки зрения попыток устранить этоттипа связи власти и собственности, ввести это в единый административныйроссийский рынок, то, чтобы сделать это, нужно сначала такую систему разрушить.

С.К.: Или заместить должности ключевых людей. Это произойдет после замены людей.

Б.Д.: То есть после замены людей сама системабудет постепенно меняться?

С.К.: Да. Главное, она будет меняться безпотрясений. Здесь же нет муниципальных структур.

Б.Д.: Они странные, но как бы есть.

С.К.: Их по большому счету нет. Там всегонесколько тысяч человек работает. Это на многомиллионную Москву.

Б.Д.: Какую-то роль муниципальные структурывообще играют в жизни Москвы?

С.К.: Нет, по факту у них нет бюджета, у нихвсе деньги государственные. Что такое Москва? Это – субъект федерации. Это – столицаРоссии, центр федерального округа, центр эфемерных муниципальных образований.

Москва – это штабнаяструктура. Каждая функция – это же огромный аппарат, и государству нужнопостепенно развести эти аппараты, распределить их по территории.

Б.Д.: Хорошо. А в чем принципиальное отличиемосковской системы от общероссийской системы связи власти и собственности?

С.К.: Нигде, ни в одном субъекте федерации неттакой концентрации функций.

Б.Д.: То есть концентрированность, наличиебизнеса и власти только в неразделенном виде?

С.К.: Да.

Б.Д.: То есть в общероссийском масштабе естьраздельные и есть спаянные системы, а здесь только спаянные.

С.К.: И менее масштабные.

Б.Д.: А что, на ваш взгляд, сталопринципиальными шагами, подтолкнувшими к тому, чтобы эту мини-революциюустроить?

С.К.: Ну, порядок надо наводить. Установитьвертикаль власти, а то как-то Москву огибала эта вертикаль.

Б.Д.: То есть вы рассматриваете эти события вряду интеграции в эту вертикаль Башкирии, Татарии, Калмыкии, Свердловскойобласти. А что остается? – Только Кузбасс. Интересно, почему это произошлоименно сейчас, почему не семь лет назад, например?

С.К.: Дефицит ресурсов налицо.

Б.Д.: Дефицит для федеральной власти, и,соответственно, необходимо включить это в общий оборот?

С.К.: Да. Кто-то сидит на газе, кто-то нанефти, кто-то на зерне. А локальные административные рынки могут существоватьтолько в условиях расширения. Они все время жрут, и нужно им в пасть чего-нибудькидать.

Б.Д.: Ну, хорошо, сейчас «кинули в пасть»Москву.

С.К.: Нет, нечего кидать в связи с кризисом.Уже назрело.

Б.Д.: Так или иначе,раскулачивают Москву. Это уже происходит с Татарией и Башкирией. Произойдет сКузбассом, а дальше?

С.К.: Дальше дефицит и очередная перестройка.

Б.Д.: Что, на ваш взгляд, будут значить эти изменениядля муниципалитетов в Москве. Появятся ли они?

С.К.: Я этого совершенно не понимаю. Потомучто внутреннее хозяйство города совершенно непрозрачно. Я не знаю, правда этоили нет, но говорят, что официально в штате московских органов власти числитсягде-то всего несколько сот дворников.

Б.Д.: На всю Москву?

С.К.: Надо многократно проверять, конечно, ноочень похоже, что есть люди, которые уполномочены отвечать за чистоту. Числятсяони дворниками, и пилят миллиарды рублей, которые идут на уборку города. Онинанимают, или им нанимают таджиков, которые поддерживают в Москве чистоту ипорядок. Как эту систему можно передать, я не очень представляю. Этоперсонифицированная система.

Б.Д.: Да, она во многом персонифицирована, вовсяком случае, на самом верху. Потому что руководство муниципальных округовменялось. Постоянно какая-то ротация шла.

С.К.: На уровне округов административных. Онашла в основном в префектурах, на уровне первых лиц.

Девять округов,потом в трех или четырех оно сменилось. Постепенно менялись люди.

Б.Д.: Да, менялись. Кто-то даже уходил вправительство Москвы.

С.К.: Менялись, но проблема не в первом лице,а в аппарате, который обеспечивает трансляцию культуры: откуда брать – кудадавать.

Б.Д.: То есть вопрос в том, как будет менятьсяверхушка на уровне округов?

С.К.: Нет. Важнее, насколько мягко все этобудет осуществляться: здесь же главное – не делать резких шагов. Город идет взиму, значит, один неверный шаг и…

Б.Д.: В этом смысле можно рассматривать пока сохраняющегося Ресина, все-таки давносидящего на хозяйстве, как промежуточный вариант?

С.К.: Да, это переходник такой. Были жераньше такие попытки. Вот чубайсовский наезд и оборона Лужкова – это чтозначит? Он хотел общие правила установить, а Москва хотела иметь свои.

Б.Д.: Что в какой-то момент было утвержденоуказом Ельцина. Ведь было несколько этапов в этой кампании, с явным пиком в1999-м году. Помните ситуацию с Бородиным и его конкурентами? Кстати, почемуименно тогда? Это было связано с усилением Москвы?

С.К.: С Бородиным была анекдотическаяситуация, скорее всего, это был такой междусобойчик. Я сейчас уже не помню,надо смотреть.

Б.Д.: Что все это означает для москвичей? Чтоони могут на себе почувствовать?

С.К.: Не знаю. Чтобы говорить об этом, нужнознать состояние хозяйства

Б.Д.: Хорошо, а где искать? Вы ожидаете, что вэтом непрозрачной системе есть что-то интересное для аналитика: что смотреть,что замерять? И где?

С.К.: Вот, например, перераспределение нежилыхпомещений. Интересно, как это будет происходить сейчас. Если ситуация будетразвиваться по радикальному сценарию, то должна начаться миграция изаффилированных с московским правительством структур.

Б.Д.: Кстати, а почему Кузбасс оставленнапоследок?

С.К.: Думаю, что просто боятся. Шахтеры – онипод землей работают, и над землей имеют привычку объединяться.

Б.Д.: То есть они, может быть, ещеконфликтней, чем Москва?

С.К.: Конечно. В Москве не выведешь народ наулицы, а в Кузбассе – запросто.

Б.Д.: Хорошо, предложение Глазычева я частичнопонимаю. А вот представим себе, что вас пригласили советником к какому-нибудьновому руководителю Москвы.

С.К.: Это не московское дело. Это –федеральное дело.

Б.Д.: Хорошо, не Москвы. С чего нужно начать,на ваш взгляд?

С.К.: Начать нужно с изменения системыделения. Нужно, скажем, изменение в Конституции, лишающее Москву и Питерстатуса городов федерального значения. Это был бы обычный город.

Б.Д.: Обычный город, с обычной муниципальнойсистемой?

С.К.: Да. И потом, что значит «обычный город»?Москва вообще не город, это где-то 120 с лишним городков вокруг центра истанций метро, соединенных транспортными ветками.

Б.Д.: Притом, очень странно соединенных.

С.К.: Жизнь москвичей –это ежедневное перемещение в рамках Москвы из одного города в другой. По идеенужно это дело легализовать, сделав Москву округом и ликвидировать ее как одингород. Будет у нас город Черкизово, например, с населением 300 тысяч человек –вполне себе областной центр. И будет полсотни таких городков.

Б.Д.: Москва как комплекс чего-то – это ведьне вопрос последних двадцати лет. Она не только в советское время, она давноначала расширяться, вбирая в себя окружающие деревни, поселки. Объясните мне,какой смысл отказываться от этой исторической логики? Это нужно для того, чтобысделать управление эффективным?

С.К.: Чтобы его приблизить к земле.

Б.Д.: Понятно. А вот соотношение «Москва –область», то, что называется Московской агломерацией?

С.К.: Во-первых, это неагломерация, как мне кажется. Сейчас ведь два процесса параллельно идут. Содной стороны, опустынивание страны, а с другой – вторичная урбанизация околотрасс. Москва – крупнейший агент вторичной урбанизации.

Б.Д.: Как это легализовать?

С.К.: Не знаю. В рамках существующего административногоделения – никак. Шоссе – это сплошная селитебная зона на десятки километров.Между этими лучами – пустота. Это новый тип расселения, его нужно описать,попытаться как-то легализовать и сделать интегральное управление.

Б.Д.: Представим себе, что полевые социологи получили возможность провести в Москве практикус абсолютно благосклонным отношением к этому органов власти. Как бы вы еепланировали?

С.К.: Я бы за это не взялся. Во-первых, нетлюдей.

Б.Д.: Предположим, что они есть. Куда вы бы ихстали отправлять, на что им смотреть? К чему принюхиваться? Какие необычныеучастки могут быть, которые в первую очередь нуждаются в полевом исследовании?

С.К.: Все нуждается, включая механизмфункционирования метро, причем, не столько метро, сколько коммуникационногоцентра. Ничего не исследовано, ничего не описано. И потом, реально, что такоеселитебная зона? Возьмем, например,проспект Вернадского, где я живу. Там ведь множество структур можно выделить.Например, есть структуры для приезжего человека. Вот он приехал – и куда онидет? Есть три-четыре точки, куда он может двинуться, и передвигается он восновном на метро. А местный житель, который там живет, он же в метро ездиттолько в исключительных случаях. Он знает свои маршруты. Эту паутину в автобусахи троллейбусах видели? Они же очень локальные – это совсем другая жизнь, чем вметро.

Б.Д.: И, соответственно, совершенно разныекарты города для людей, в разной степени укорененных в пространстве?

С.К.: Да.

Б.Д.: Кстати, о приезжих, точнее о диалектикеотношения к приезжим в тот период, о котором мы говорим, то есть в 1990-е и2000-е годы. С одной стороны, без приезжих Москва и ее хозяйство постепенностановились непредставимыми. А с другой стороны, уже в начале 90-х годов явночувствовалась некоторая настороженность этого широкого правительства поотношению к приезжим. Признаки ксенофобской риторики, они уже были и в 1993-мгоду, и позже. Как у вас в едином описании связываются эти две вещи?

С.К.: У меня пока нет единого описания. Чтотакое приезжие? Ведь есть много категорий приезжих. Есть люди, которые купилиздесь инвестиционное жилье. Пройдитесь вечером по городу, особенно в спальныхрайонах: от силы треть окон горит в домах. Где люди? Некоторые сейчас постоянноживут на дачах, остальное – это все инвестиционное жилье. Прикупили квартирку,две или три в Москве – кто-то сдает, кто-то просто так держит. Это – однакатегория. Люди приезжают – у них есть машины, – они не сливаются; ониотличаются от москвичей риторикой и стилем поведения. Что называется, красныепиджаки.

Б.Д.: Их остатки.

С.К.: Да, остатки. Есть еще категорияотходников. Торговые сети заключают договора с деревнями. Месяц работают водной деревне, месяц – в другой. Это могут быть строители самые разные. Естьеще сезонные мигранты-отходники, не российские, а из Эсэнговии. Есть иностранцыиз дальнего зарубежья, которым трудно жить в западной упорядоченности. Ихвполне устраивает Москва: здесь же свободно. Если не высовываться, то можножить свободно.

Б.Д.: По сравнению с чем?

С.К.: С Англией, например.

Б.Д.: Здесь можно жить свободнее, чем вАнглии?!

С.К.: Если у тебя специфические интересы, тода.

Б.Д.: А в чем эта большая степень свободы?

С.К.: Вот, например,есть несколько иностранцев, которые не очень хорошо знают русский, но им здесьхорошо.

Б.Д.: Их никто не трогает, потому что у нихнет соседей, понимающих, как устроена их жизнь?

С.К.: Да.

Б.Д.: Тогда понимаю.

С.К.: Здесь множество групп приезжих, и ониразные. То, что мы видим, что мы непосредственно ощущаем, – это только нижний уровень.А вот, например, студенты – в Москве огромное количество приезжих студентов.

Б.Д.: И это еще со всякими целевыми наборами,расширяющимися.

С.К.: Да. Вот что такое постоянная московскаярегистрация? Постоянные москвичи, они же больше за границей живут. Я имею ввиду элиту.

Б.Д.: И все-таки, каково соотношение этойсложно устроенной практики, включающей большие потоки миграции, со страннойриторикой со стороны московского руководства?

С.К.: Они могут что угодно говорить, ноделают-то они совсем другое. Во всяком случае, это привело к тому, что даннаяфункция была отчуждена – от московского правительства она перешла кмиграционной службе. А с миграционной службой, как я понимаю, договариваютсясовсем по-другому. И там конфликт идет.

Б.Д.: Постоянный конфликт между миграционнойслужбой и московским правительством.

С.К.: Да, их начинают поджимать.

Б.Д.: Вообще, начиная с 1999-го года,возникает картина такого поступательного поджимания московской власти.

С.К.: Не знаю как насчет 1999-го года, но сначала 2000-х годов – точно. Силовую функцию полностью отобрали, то же состроительством – здесь их федеральное строительство потеснило, и то же самое сземлей.

Б.Д.: Я понимаю, что Москва самая влиятельная,самая конфликтная по своей природе зона. Мы уже об этом говорили. Но почему этовылилось в такой открытый скандал? Казалось ведь, что и с той, и с другойстороны есть люди, которые его поддерживают. Какова ваша интерпретация?

С.К.: Это нужно было решать.

Б.Д.: Но почему не договорились?

С.К.: Потому, что он стар: у него отсутствует самокритика.Я думаю, что в его окружении нарочито поддерживалась идея его уникальности.Книжки ему писали, награды всякие ведомственные вешали. Он же – гений. Вот он иповерил, что он гений, и что жена у него тоже гений.

Б.Д.: Как вы относитесь к версии о том,что эта конфликтность, в том числе и политическая, этот якобы демократизм имеютэкспортно-ориентированный характер – чтобы защитить бизнес, частично выведенныйв Европу?

С.К.: Может быть. Я не эксперт. Все равноразденут. Завистники поговаривали, что ему предложили 50 на 50. Делись! Но только по-настоящему. Апо-настоящему невозможно, собственность-то не только им контролировалась.

Б.Д.: То, как оно устроено, помешало нормальноразойтись?

С.К.: Да.

Б.Д.: То есть нас ждет какой-то странныйпроцесс инвентаризации? Инвентаризации того, что есть на самом деле.

С.К.: Паскудной, я бы сказал, инвентаризации.

Б.Д.: Это мы где-то увидим? В каких-то цифрахи отчетах это будет проявляться?

С.К.: Нет, конечно. Вот, например,ситуация с Академией наук. Был указ Ельцина о передаче недвижимости на балансАкадемии. Но Академия не почесалась и не оформила перевод на свой баланс частинедвижимости. Поэтому существенная часть недвижимости Академии – этособственность расширенного московского правительства. Вот что с этим делать? Снекоторыми министерствами такая же ситуация: огромное количество недвижимости,которая не поделена. А если поделена недвижимость, то не поделена земля. Этовсе нужно развести, и развести это внешним образом нельзя. Нужна какая-тодеятельность по разведению. Проблема в том, чтобы она прошла относительнобесконфликтно.

Б.Д.: А иначе может быть новый периодстрельбы.

С.К.: Да.

Б.Д.: А как понимают в разных кругах сложностьи взрывоопасность такого рода действий?

С.К.: Все понимают, что может быть, но никтоне знает, где пройдет искра. Потому что непонятно, как все устроено. Можно женарваться на непредсказуемую реакцию по совершенно пустому внешне поводу – нетздесь сферы ограничения.

Я бы еще обратилваше внимание на проект превращения Москвы в международный финансовый центр.Это в рамках той же самой логики ограничения. Потому что международныйфинансовый центр – это дороги, это гостиницы, это нормальная милиция.

Б.Д.: Это вообще комфортная жизнь.

С.К.: То, что было,– этогосударство в государстве в прямом смысле этого слова – СССР в России. Помните,как Лужков вел себя в отношениях с Украиной? С Прибалтикой?

Б.Д.: Собственно, это единственный действительновысокостатусный политик, позволявший себе высказывания, которые противоречилиофициальному курсу на признание суверенитета Украины над Крымом.

С.К.: У расширенного московского правительствамного собственности на юге, много военных санаториев в собственности.Московский военный округ, он же огромный был, и это все осталось в Москве. Было42 военных округа, и существенная часть обслуживающих структур контролироваласьиз Москвы.

Б.Д.: В какой степени рента, котораяполучалась за счет сращивания власти и собственности, сыпалась дождем намосквичей? На простых москвичей – раз, и на статусных москвичей – два?

С.К.: Вы же социальную карту москвича видели?

Б.Д.: Да.

С.К.: Где аналоги в стране? – Нету! Это и естьрента со статуса.

Б.Д.: А если у нас эта связка уйдет, неполучится ли так, что москвич пострадает?

С.К.: Может получиться и так. Тогда будет всемплохо. Потому что социальная карта позволяет пенсионерам не замыкаться впределах спального микрорайона. Откажитесь от нее – и куда все эти людиденутся? Платить 28 рублей за билет они точно не смогут, даже если пенсия 10тысяч. Представьте себе, полторы тысячи рублей в месяц только на транспортпридется тратить.

Б.Д.: То есть еще одна зона, где нужна будетаккуратность, тонкость и так далее, – это социальные гарантии, социальные картыи так далее.

С.К.: Да. Льготы по оплате коммунальных услуг.Здесь тоже очень большой навар получается. Не прямой, естественно.

Б.Д.: А как вы относитесь к тезису о том, чтоэта московская модель во многом была воспринята как образец, который дальшереализовывался на федеральном уровне?

С.К.: Нет. Разве много людей из московскогоправительства пошло наверх, в федеральную власть?

Б.Д.: Нет, очень мало. В другие регионы – да,а вот на федеральный уровень – нет.

С.К.: Ну, вот и ответ.

Б.Д.: А сама модель, это сращение власти исобственности в 1990 – 2000-ые годы, насколько использовался этот опыт?

С.К.: Это же, в общем,советские корни.

Б.Д.: Понятно. То есть не под влияниемобразца, а просто исходя из того, что это имеет общее происхождение?

С.К.: Да. 

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).