будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
МВД Минкульт Минобрнауки Минфин Минэнерго ФСИН правительство рейтинги Счетная палата открытое государство
Июль 16, 2025
Страна
Петрунин Антон

Открытость без формальностей

Открытость без формальностей
34770_1000x586_347_f7dadf00ed025932ad0c693d644bfbc9
Фотовыставка. Источник: / mskagency.ru

Счетная палата предложила создать новый орган подобный Открытому правительству. На данный момент ведомство фиксирует «инерционную открытость» властей, которая не подкрепляется «ни реальными поручениями президента и премьер-министра, ни четко сформулированным общественным запросом на большую открытость».

«Практика правоприменения во многом носит формальный характер, качество процессов обеспечения открытости остается низким. Развитие же такой области, как "открытый диалог" в целом остается на неудовлетворительном уровне, несмотря на определенные успехи десятилетней давности», — говорится в экспертном докладе «Открытость государства в России», который обнародовала СП.

Эксперты уверены, что, не смотря на то, что «пройден большой путь» — прежде всего в плане разработки нормативной базы, в целом в этой сфере пока сохраняется формальный подход. Авторы документа сочли неудовлетворительным  и состояние федерального портала открытых данных и заявили о необходимости кардинально обновить его и превратить в «централизованный ресурс по систематизации всех государственных данных, включая данные, не являющиеся открытыми, с указанием причин их недоступности».

 
Коробки с документами / АГН "Москва" / фото: Ведяшкин Сергей

Чтобы сломить ситуацию, необходимо создание единого органа, курирующего вопросы открытости и осуществляющего координацию по работам в этой области. «При этом необходимо учесть опыт Открытого правительства, которое ввиду структурных проблем, слабой институциализации и отсутствия серьезных полномочий не смогло достаточно эффективно выполнять роль такого органа», - сообщается в исследовании.

Авторы исследования предлагают включить контроль и аудит за открытостью органов власти в число механизмов парламентского контроля, в том числе через полномочия Счетной палаты РФ. Кроме того, предлагается рассмотреть возможность внедрения практик открытого диалога в работу федерального законодательного собрания, разработать обновленный стандарт открытости органов власти.

Эксперты также предлагают расширить требования по раскрытию информации, публикации открытых данных и ведению открытого диалога на бюджетные учреждения, госкорпорации и иные организации, получающие прямую поддержку из федерального бюджета и бюджетов регионов.

 
Выдача документов / Фото: Михаил Терещенко / АГН "Москва"

Наиболее высокие результаты министерства и федеральные службы показали по открытости информации. По этому направлению большинство госорганов попало в высшую категорию. Эксперты отметили высокое качество данных Минфина и Казначейства, особенно информацию о федеральном бюджете; МВД наиболее полно раскрывает статистику, ФСИН раскрывает «интересные» наборы вплоть до характеристик осужденных по преступлениям. Минприроды предоставляет гражданам возможность оперативно сообщать об экологических проблемах с помощью сервиса priroda-ok.ru. Минкультуры запустило интерактивную карту объектов культурного наследия, Минкомсвязь, Роснедра, Роспатент предоставляют возможность запросить еще не опубликованные наборы данных, а у МИДа, Росгвардии, Росмолодежи самые популярные страницы в соцсетях.

Больше всего замечаний у экспертов вызвали сайты Минобрнауки и Минпросвещения, где не работает поиск и нет полноценного раздела с открытыми данными. На сайте Минпросвещения нет версии для слабовидящих, а в разделе «деятельность» не работает большинство страниц.

 
Старт программы для детей с проблемами зрения «Кремль на кончиках пальцев» в Музеях Московского Кремля / АГН "Москва" / фото: Киселев Сергей

Эксперты Счетной палаты разработали методологию, которая позволяет оценить уровень взаимодействия ведомств и граждан по трем показателям: открытость информации, открытые данные, открытый диалог. Авторы исследования проанализировали работу 22 федеральных министерств и 50 федеральных служб. Результаты рейтинга представлены в таблицах. По каждой категории госструктура получала оценку А, B или С, где A означает высокую степень открытости, B — среднюю, а C — низкую.

«Только четыре российских министерства можно назвать полностью открытыми. Наиболее высокие результаты министерства демонстрируют в открытости информации и данных: по 13 министерств попали в первую категорию. По открытости диалога половина министерств (54%) оказалась во второй категории. Это прогнозируемое распределение: открытость информации и данных более полно регулируются законодательством, в то время как открытый диалог проще имитировать», — говорится в сообщении Счетной палаты.

МВД, Минфин, Минкультуры и Минэнерго РФ возглавили рейтинг открытости госструктур, а Минобрнауки РФ оказалось самым скрытым министерством в правительстве. Доклад об открытости государства должен стать ежегодным. Кроме того, в дальнейшем Счетная палата планирует сформировать не только общий рейтинг открытости органов государственной власти, но также и отраслевые, тематические рейтинги, которые позволят оценивать открытость в отдельных сферах экономики и общественной жизни.

Петрунин Антон
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).